Сущность политической идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Идеологии стали зарождаться в XIV веке, в период Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Существовавшее прежде религиозное мировоззрение обосновывало общественную жизнь, политический порядок в терминах трансцендент­ных, т. е. потусторонних и не доступных человеческому познанию абсолютных значимостей («Бог», «душа», «бессмертие», «судьба»). Смысл человеческой деятельности задавался религиозными ценностями, которые претендовали на тотальную значимость. Регулируя общественные взаимосвязи и повседневные взаимодействия индивидов, они выступали в качестве мощной охранительной и сдерживающей силы, лежащей в основе традиционного общества

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 54.21 Кб (Скачать файл)

 

Политическая практика и  идеология социал-демократии сформировали определенный тип политической культуры, в основе которой лежат здравый  смысл, реализм, терпимость к инакомыслию, приверженность демократии, честность  в полити­ческой борьбе, склонность к компромиссу и общественному консенсусу. Впервые в политической практике социал-демократия смогла подчинить политику таким нравственным ценностям, как свобода, гуманизм, демократия. Политическая культура консенсусного типа, родоначальниками которой стали социал-демократы, в большей мере, чем какая бы то ни было другая, ориентирована на реализацию общечеловеческих ценностей с учетом реальных возможностей конкретных обществ.

 

2.5. Фашизм.

 

Фашистская идеология, возникшая  в 20-х гг. XX в., стала одним из знаковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния на политические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке.

 

 Сегодня в политологии  сложилось двоякое понимание  фашизма. Одни ученые понимают  под ним конкретные разновидности  политических идеологий, сформировавшихся  в Италии, Германии и Испании  в 20-30-х гг. XX столетия и служивших  популистским средством выхода  этих стран из послевоенного  кризиса. Родоначальником фашизма  был лидер левого крыла итальянских  социалистов в те годы Б.  Муссолини. Его теория, базировавшаяся  на элитарных идеях Платона,  Гегеля и на концепции «органистского  государства» (оправдывающей агрессивные  действия властей во имя блага  преданного ему, населения), проповедовала  крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

 

 Характерной разновидностью  фашизма был и национал-социализм  Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа, который они называли «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдывала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

 

 Конкретно-исторические  трактовки фашизма позволяют  увидеть его политические очертания  помимо названных государств  также во франкистской Испании, Японии 30—40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили. Его наиболее характерные черты зримо проявляются в таких идейных разновидностях этой человеконенавистнической идеологии, как неонацизм (базирующийся на принципах расовой чистоты и идеале сверхчеловека); национал-либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других буржуазных ценностей) и неофашизм (в котором отсутствуют представления об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма; главное значение придается здесь идеям «почвы», народа, патриотизма, лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»).

 

 В рамках такого  подхода характеристика фашизма  непосредственно связывается с  описанием разного рода националистических  и особенно тоталитарных режимов.  Так, французский теоретик С.  Пэйн описывает фашизм как «форму революционного ультранационализма», а немецкий историк А. Меллер исследует его как «персоналистскую форму тоталитаризма». Другой французский ученый П. Милза предложил даже учитывать несколько этапов в развитии и эволюции фашизма: I — фашизм существует как форма кризиса экстремистских движений, захвативших часть мелкой буржуазии, которая выступала против капитализма и крайне левых сил; II — фашизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти; III — фашизм становится специфическим политическим режимом; IV — стадия полного тоталитаризма.

 

 Такая картина эволюции  фашизма дает возможность более  четко видеть угрозы, которые  исходят от него особенно в  переходных обществах. В них  предпосылки фашизма непосредственно  определяются отсутствием законов,  направленных на борьбу с политическим  радикализмом и экстремизмом (особенно  в националистической форме), отсутствием  целенаправленной, поддерживаемой  государством пропаганды против  крайних форм политического участия,  благожелательным отношением к  историческим фактам сотрудничества  с преступными режимами или  политическими деятелями, распространением  мессионерских идей и концепций.

 

 С другой точки зрения  фашизм интерпретируется как  идеология, не имеющая определенного  идейного содержания и формирующаяся  там и тогда, где и когда  в идейных и практических устремлениях  политических сил на первый  план выступают цели подавления  демократии, а жажда насилия и  террора подчас заслоняет задачи  захвата и использования власти. Политическая линия такого движения  неразрывно связана с утопическими  идеями превосходства тех или  иных расовых, этни­ческих, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. Политическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечеловеческими ценностями, безудержной демагогией в формировании обще­ственного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

 

 Таким образом, у  всех идеологий, относящихся к  фашизму, цели и задачи имеют  антигуманистический характер, их  роднит и сходство используемого  в борьбе за власть политического  инструментария. Поэтому от фашистского  перерождения не застрахованы  ни национальные, ни социальные, ни религиозные, ни другие идеологии,  утверждающие привилегированное  положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры»  и т.д. и предлагающие радикальные  средства для обеспечения этим  группам требуемого общественного  статуса.

 

 

2.6. Анархизм.

 

Анархизм - политическое течение, провозглашающее своей целью  уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной  и добровольной ассоциацией граждан. Идеи анархизма, содержавшиеся в  зародышевой форме в трудах целого ряда античных и средневековых мыслителей, были развиты в Новое время  английским писателем У.Годвином, который сформулировал понятие "общество без государства" в своей книге "Исследование о политической справедливости" (1793 г.).

 

Сложившийся как политическое течение в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели. Традиционно выделяются четыре основных направления в анархизме - индивидуалистическое, мютюэлистское, коллективистское и коммунистическое.

 

 В основу теории  идивидуалистического анархизма была положена идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и морали. Родоначальником этого направления считается М.Штирнер, изложивший основные положения теории индивидуалистического анархизма в своей книге "Единственный и его собственность" (1845г.). Отрицая государство, он сводил социальную организацию общества к т.н. "союзу эгоистов", целью которого являлось бы налаживание обмена товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения "уникальности" личности каждого.

 

 Идея обмена на базе "свободного договора", развивавшаяся  в работах представителей индивидуалистического  анархизма конца XIX в. Д.Уоррена  и Б.Такера, стала основополагающим принципом теории мютюэлизма, созданной П.Ж.Прудоном. Исходя из того, что источником социальной несправедливости является неэквивалентный обмен, Прудон видел возможность уничтожения эксплуатации в реформах системы товарного обращения, отвергая при этом революционное насилие как средство переустройства общества. Организация безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества, являющимися одновременно самостоятельными частными производителями, и финансирование их деятельности при минимальной процентной ставке через т.н. народный банк означали бы, по замыслу Прудона, полную независимость личности от государства, делая последнее ненужным и, в конце концов, обреченным на уничтожение.

 

 Идеи Прудона, получившие распространение в 60-х гг. XIX в., по мере роста революционных настроений в рабочей среде были постепенно вытеснены коллективистским анархизмом, главным теоретиком которого стал М.А.Бакунин, считавший, что государство в любой его форме является орудием угнетения масс, и выступавший за его немедленное уничтожение революционным путем. Отвергая государственность как таковую, Бакунин высказывался против участия рабочих в парламентских выборах и в деятельности каких-либо представительных органов власти. Его социальным идеалом являлось общество, основанное на "свободной федерации" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей, орудиями труда» в которых процесс производства и распределения продуктов также носил бы коллективный характер, но с учетом вклада каждого из его участников.

 

 Идейная традиция коллективистского  направления была продолжена  виднейшим теоретиком коммунистического  анархизма П.А.Кропоткиным, положившим  в основу своего учения сформулированный им "биосоциологический закон взаимной помощи", определяющий якобы естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Поэтому переход к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения продуктов, согласно Кропоткину, был возможен лишь через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей, - государственной власти и частной собственности.

 

В XIX в. идеи анархизма получили некоторое распространение во Франции, Швейцарии, Испании, Италии и США. Тем  не менее попытки путем агитации подтолкнуть массы к восстанию закончились неудачей, что обусловило поворот анархизма к т.н. пропаганде действием, призванной при помощи террора в отношении представителей господствующего класса спровоцировать массовые революционные выступления. Поражение анархизма и на этом направлении способствовало формированию принципиально новой тактической линии, предполагавшей в борьбе за уничтожение буржуазного государства использовать в качестве опоры пролетарские профсоюзные организации и положившей начало анархо-синдикалистскому течению в международном рабочем движении.

 

 Анархо-синдикализм или  революционный синдикализм - течение  в рабочем движении, ставящее  своей целью уничтожение капиталистического  строя посредством революционной  борьбы синдикатов (французское  название профсоюзов). Анархо-синдикализм  рассматривает борьбу с государством  как главную составную часть  процесса разрушения капиталистического  строя, движущей силой которой должна стать экономическая, а не политическая организация рабочего класса.

 

 Анархо-синдикализм отвергает  парламентскую деятельность политических  партий как средство революционного  преобразования общества» поскольку  она неизбежно ведет к компромиссам. Столь же бесперспективным он  считает и вооруженное восстание,  локальный характер и ограниченное  число участников которого при  наличии в руках государства  армии заведомо обрекают его  на поражение. Отрицая политические  средства борьбы с буржуазным  государством, анархо-синдикализм ориентирует  рабочих на т.н. "прямое действие", которое заключается в давлении, оказываемом профсоюзами на предпринимателей  и органы государственной власти. "Прямое действие" может принимать  различные формы: стачки, демонстрации, саботаж, бойкот. Реализация тактики  "прямого действия" имеет своей  целью как улучшение положения  рабочего класса в рамках существующего  строя, так и, что особенно  важно, подготовку всеобщей экономической  стачки, которая рассматривается  в качестве средства осуществления  революционного переворота. Победа  всеобщей стачки, согласно теории  анархо-синдикализма, будет означать  переход капиталистической собственности  в распоряжение профсоюзов, которые,  став основными ячейками нового  федеративного общества, возьмут  на себя функции производства  и распределения продуктов на  социалистических принципах.

 

Идеи анархо-синдикализма получили распространение в последней  трети XIX - начале XX в., главным образом, в романских странах, где в силу своеобразия социально-экономического развития в рабочей среде еще во многом преобладало мелкобуржуазное мировоззрение.

 

 

 

 

НАЗАД  Баранов Н.А., Пикалов  Г.А. ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ  ДАЛЕЕ

 

 

 

Литература

 

Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М., 1993.

 

Бердяев Н.А. Истоки и смысл  русского коммунизма. – М., 1990.

 

Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

 

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

 

Ойзерман Т. Принципиальные основы самокритики марксизма // Свободная  мысль 1993. №7. 1994. №11.

 

Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных  заведений. Ч.2. – М., 1995.

 

Рормозер Г. Кризис либерализма. Пер. с нем. – М., 1996.

 

Политология. Курс лекций. / Под  ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.

 

Политология. Учебник для  вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.

 

Политология. Хрестоматия: Пособие  для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

Информация о работе Сущность политической идеологии