Политическая практика и
идеология социал-демократии сформировали
определенный тип политической культуры,
в основе которой лежат здравый
смысл, реализм, терпимость к инакомыслию,
приверженность демократии, честность
в политической борьбе, склонность
к компромиссу и общественному консенсусу.
Впервые в политической практике социал-демократия
смогла подчинить политику таким нравственным
ценностям, как свобода, гуманизм, демократия.
Политическая культура консенсусного
типа, родоначальниками которой стали
социал-демократы, в большей мере, чем
какая бы то ни было другая, ориентирована
на реализацию общечеловеческих ценностей
с учетом реальных возможностей конкретных
обществ.
2.5. Фашизм.
Фашистская идеология, возникшая
в 20-х гг. XX в., стала одним из знаковых
явлений XX столетия. Ее эволюция, способы
влияния на политические отношения в разных
странах также создали неоднозначное
отношение к ней в политической науке.
Сегодня в политологии
сложилось двоякое понимание
фашизма. Одни ученые понимают
под ним конкретные разновидности
политических идеологий, сформировавшихся
в Италии, Германии и Испании
в 20-30-х гг. XX столетия и служивших
популистским средством выхода
этих стран из послевоенного
кризиса. Родоначальником фашизма
был лидер левого крыла итальянских
социалистов в те годы Б.
Муссолини. Его теория, базировавшаяся
на элитарных идеях Платона,
Гегеля и на концепции «органистского
государства» (оправдывающей агрессивные
действия властей во имя блага
преданного ему, населения), проповедовала
крайний национализм, «безграничную
волю» государства и элитарность его политических
правителей, прославляла войну и экспансию.
Характерной разновидностью
фашизма был и национал-социализм
Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая
версия фашизма отличалась большей долей
реакционного иррационализма («германский
миф»), более высоким уровнем тоталитарной
организации власти и откровенным расизмом.
Использовав идеи расового превосходства
А. Гобино, а также ряд положений философии
И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф.
Ницше, теоретики германского фашизма
построили свою идеологию на приоритете
социальных и политических прав некоего
мифического народа, который они называли
«арии». В соответствии с признанием его
привилегированности была провозглашена
политика поддержки государств «культуро-созидающих
рас» (к «настоящим ариям» были отнесены
немцы, англичане и ряд северных европейских
народов), ограничения жизненного пространства
для этносов, «поддерживающих культуру»
(к ним причисляли славян и жителей некоторых
государств Востока и Латинской Америки),
и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих»
народов (негров, евреев, цыган). Здесь
государству отводилась уже второстепенная
роль, а главное место занимала раса, защита
целостности которой предполагала и оправдывала
политику экспансионизма, дискриминации
и террора.
Конкретно-исторические
трактовки фашизма позволяют
увидеть его политические очертания
помимо названных государств
также во франкистской Испании, Японии
30—40-х гг., Португалии при А. Салазаре,
Аргентине при президенте Пероне (1943-1955),
Греции конца 60-х, в отдельные периоды
правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии,
Чили. Его наиболее характерные черты
зримо проявляются в таких идейных разновидностях
этой человеконенавистнической идеологии,
как неонацизм (базирующийся на принципах
расовой чистоты и идеале сверхчеловека);
национал-либерализм (сохраняющий те же
идеи расистской богоизбранности и этнического
гегемонизма, но более терпимо относящийся
к индивидуализму и ряду других буржуазных
ценностей) и неофашизм (в котором отсутствуют
представления об этническом мессианстве,
но вместе с тем отрицается и философия
индивидуализма; главное значение придается
здесь идеям «почвы», народа, патриотизма,
лежащие в основе «естественного государства»
с «беспощадным правительством»).
В рамках такого
подхода характеристика фашизма
непосредственно связывается с
описанием разного рода националистических
и особенно тоталитарных режимов.
Так, французский теоретик С.
Пэйн описывает фашизм как «форму революционного
ультранационализма», а немецкий историк
А. Меллер исследует его как «персоналистскую
форму тоталитаризма». Другой французский
ученый П. Милза предложил даже учитывать
несколько этапов в развитии и эволюции
фашизма: I — фашизм существует как форма
кризиса экстремистских движений, захвативших
часть мелкой буржуазии, которая выступала
против капитализма и крайне левых сил;
II — фашизм приобретает форму союза между
крупной частной собственностью и мелкой
буржуазией для захвата власти; III — фашизм
становится специфическим политическим
режимом; IV — стадия полного тоталитаризма.
Такая картина эволюции
фашизма дает возможность более
четко видеть угрозы, которые
исходят от него особенно в
переходных обществах. В них
предпосылки фашизма непосредственно
определяются отсутствием законов,
направленных на борьбу с политическим
радикализмом и экстремизмом (особенно
в националистической форме), отсутствием
целенаправленной, поддерживаемой
государством пропаганды против
крайних форм политического участия,
благожелательным отношением к
историческим фактам сотрудничества
с преступными режимами или
политическими деятелями, распространением
мессионерских идей и концепций.
С другой точки зрения
фашизм интерпретируется как
идеология, не имеющая определенного
идейного содержания и формирующаяся
там и тогда, где и когда
в идейных и практических устремлениях
политических сил на первый
план выступают цели подавления
демократии, а жажда насилия и
террора подчас заслоняет задачи
захвата и использования власти.
Политическая линия такого движения
неразрывно связана с утопическими
идеями превосходства тех или
иных расовых, этнических, классовых,
земляческих и иных групп общества, агрессивностью
политических требований, чертами национального
милитаризма, апелляцией к низменным человеческим
чувствам и предрассудкам. Политическое
оформление подобных идеологических учений
и доктрин сопровождается отвержением
демократии как системы власти, полным
приоритетом национального кодекса нравственности
над общечеловеческими ценностями, безудержной
демагогией в формировании общественного
мнения, насаждением культа вождя. В этом
смысле фашизм предстает как ультрареакционная,
антигуманистическая идеология, на основе
которой складываются политические движения
мобилизационного типа, ориентированные
на реализацию мифических идей и целей
и прокламирующие непрерывную борьбу
с врагами.
Таким образом, у
всех идеологий, относящихся к
фашизму, цели и задачи имеют
антигуманистический характер, их
роднит и сходство используемого
в борьбе за власть политического
инструментария. Поэтому от фашистского
перерождения не застрахованы
ни национальные, ни социальные,
ни религиозные, ни другие идеологии,
утверждающие привилегированное
положение «коренного населения»,
приверженцев «подлинной веры»
и т.д. и предлагающие радикальные
средства для обеспечения этим
группам требуемого общественного
статуса.
2.6. Анархизм.
Анархизм - политическое течение,
провозглашающее своей целью
уничтожение государства и замену
любых форм принудительной власти свободной
и добровольной ассоциацией граждан.
Идеи анархизма, содержавшиеся в
зародышевой форме в трудах целого
ряда античных и средневековых мыслителей,
были развиты в Новое время
английским писателем У.Годвином, который
сформулировал понятие "общество без
государства" в своей книге "Исследование
о политической справедливости" (1793
г.).
Сложившийся как политическое
течение в 40-70-х гг. XIX в. в Западной
Европе анархизм никогда не выступал в
качестве единой идеологической доктрины
в силу различий в подходах его теоретиков
к вопросу о путях достижения провозглашенной
цели. Традиционно выделяются четыре основных
направления в анархизме - индивидуалистическое,
мютюэлистское, коллективистское и коммунистическое.
В основу теории
идивидуалистического анархизма была
положена идея абсолютной свободы человека,
который в своих желаниях и поступках
не должен быть связан ни существующими
религиозными догмами, ни нормами права
и морали. Родоначальником этого направления
считается М.Штирнер, изложивший основные
положения теории индивидуалистического
анархизма в своей книге "Единственный
и его собственность" (1845г.). Отрицая
государство, он сводил социальную организацию
общества к т.н. "союзу эгоистов",
целью которого являлось бы налаживание
обмена товарами между независимыми производителями
на основе взаимного уважения "уникальности"
личности каждого.
Идея обмена на базе
"свободного договора", развивавшаяся
в работах представителей индивидуалистического
анархизма конца XIX в. Д.Уоррена
и Б.Такера, стала основополагающим
принципом теории мютюэлизма, созданной
П.Ж.Прудоном. Исходя из того, что источником
социальной несправедливости является
неэквивалентный обмен, Прудон видел возможность
уничтожения эксплуатации в реформах
системы товарного обращения, отвергая
при этом революционное насилие как средство
переустройства общества. Организация
безденежного, эквивалентного обмена
товарами между всеми членами общества,
являющимися одновременно самостоятельными
частными производителями, и финансирование
их деятельности при минимальной процентной
ставке через т.н. народный банк означали
бы, по замыслу Прудона, полную независимость
личности от государства, делая последнее
ненужным и, в конце концов, обреченным
на уничтожение.
Идеи Прудона, получившие
распространение в 60-х гг. XIX в., по мере
роста революционных настроений в рабочей
среде были постепенно вытеснены коллективистским
анархизмом, главным теоретиком которого
стал М.А.Бакунин, считавший, что государство
в любой его форме является орудием угнетения
масс, и выступавший за его немедленное
уничтожение революционным путем. Отвергая
государственность как таковую, Бакунин
высказывался против участия рабочих
в парламентских выборах и в деятельности
каких-либо представительных органов
власти. Его социальным идеалом являлось
общество, основанное на "свободной
федерации" крестьянских и рабочих
ассоциаций, коллективно владеющих землей,
орудиями труда» в которых процесс производства
и распределения продуктов также носил
бы коллективный характер, но с учетом
вклада каждого из его участников.
Идейная традиция коллективистского
направления была продолжена
виднейшим теоретиком коммунистического
анархизма П.А.Кропоткиным, положившим
в основу своего учения сформулированный
им "биосоциологический закон взаимной
помощи", определяющий якобы естественное
стремление людей к сотрудничеству, а
не к борьбе друг с другом. Поэтому переход
к федерации свободных коммун, базирующихся
на коммунистических принципах производства
и распределения продуктов, согласно Кропоткину,
был возможен лишь через революционное
разрушение всего того, что разъединяет
людей, - государственной власти и частной
собственности.
В XIX в. идеи анархизма получили
некоторое распространение во Франции,
Швейцарии, Испании, Италии и США. Тем
не менее попытки путем агитации подтолкнуть
массы к восстанию закончились неудачей,
что обусловило поворот анархизма к т.н.
пропаганде действием, призванной при
помощи террора в отношении представителей
господствующего класса спровоцировать
массовые революционные выступления.
Поражение анархизма и на этом направлении
способствовало формированию принципиально
новой тактической линии, предполагавшей
в борьбе за уничтожение буржуазного государства
использовать в качестве опоры пролетарские
профсоюзные организации и положившей
начало анархо-синдикалистскому течению
в международном рабочем движении.
Анархо-синдикализм или
революционный синдикализм - течение
в рабочем движении, ставящее
своей целью уничтожение капиталистического
строя посредством революционной
борьбы синдикатов (французское
название профсоюзов). Анархо-синдикализм
рассматривает борьбу с государством
как главную составную часть
процесса разрушения капиталистического
строя, движущей силой которой должна
стать экономическая, а не политическая
организация рабочего класса.
Анархо-синдикализм отвергает
парламентскую деятельность политических
партий как средство революционного
преобразования общества» поскольку
она неизбежно ведет к компромиссам.
Столь же бесперспективным он
считает и вооруженное восстание,
локальный характер и ограниченное
число участников которого при
наличии в руках государства
армии заведомо обрекают его
на поражение. Отрицая политические
средства борьбы с буржуазным
государством, анархо-синдикализм ориентирует
рабочих на т.н. "прямое действие",
которое заключается в давлении,
оказываемом профсоюзами на предпринимателей
и органы государственной власти.
"Прямое действие" может принимать
различные формы: стачки, демонстрации,
саботаж, бойкот. Реализация тактики
"прямого действия" имеет своей
целью как улучшение положения
рабочего класса в рамках существующего
строя, так и, что особенно
важно, подготовку всеобщей экономической
стачки, которая рассматривается
в качестве средства осуществления
революционного переворота. Победа
всеобщей стачки, согласно теории
анархо-синдикализма, будет означать
переход капиталистической собственности
в распоряжение профсоюзов, которые,
став основными ячейками нового
федеративного общества, возьмут
на себя функции производства
и распределения продуктов на
социалистических принципах.
Идеи анархо-синдикализма
получили распространение в последней
трети XIX - начале XX в., главным образом,
в романских странах, где в силу своеобразия
социально-экономического развития в
рабочей среде еще во многом преобладало
мелкобуржуазное мировоззрение.
НАЗАД Баранов Н.А., Пикалов
Г.А. ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ ДАЛЕЕ
Литература
Берк Э. Размышления о революции
во Франции. – М., 1993.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл
русского коммунизма. – М., 1990.
Гаджиев К.С. Политическая наука:
Учебное пособие. – М., 1995.
Мухаев Р.Т. Политология: учебник
для студентов юридических и гуманитарных
факультетов. – М., 2000.
Ойзерман Т. Принципиальные
основы самокритики марксизма // Свободная
мысль 1993. №7. 1994. №11.
Основы политической науки.
Учебное пособие для высших учебных
заведений. Ч.2. – М., 1995.
Рормозер Г. Кризис либерализма.
Пер. с нем. – М., 1996.
Политология. Курс лекций. / Под
ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.
Политология. Учебник для
вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.
Политология. Хрестоматия: Пособие
для вузов, юридических и гуманитарных
факультетов. – М., 2000.