Состав «Единой России» неоднороден,
но вряд ли там есть действительно случайные
люди, как об этом пишут. В целом, верхушка
«Единой России» – своеобразный второй
эшелон проельцинских сил октября 1993г.
Социальная база “Единства”, то есть
те слои, интересы которых оно выражает,
- несомненно, основная часть губернаторов,
и их аппарат, связанные с этими губернаторами
крупные предприниматели. Так как «Единую
Россию» на выборах 2003 года поддержало
более четверти всех проголосовавших,
то можно сказать, что электорат партии
весьма разнороден – от части интеллигенции
и связанных с государством предпринимателей
и до квалифицированных рабочих и служащих.
Российский национал-радикализм
– Либерально-демократическая партия
России. Изучение результатов выборов по регионам
обнаружило интересную корреляцию между
«Единой Россией» и ЛДПР. В тех регионах,
где «Единая Россия» набирала больше среднероссийского
показателя, “росло” и ЛДПР, причем часто
– на столько же процентов. Соответственно,
низкие показатели «Единой России» неизбежно
означали низкий уровень ЛДПР. При том,
что нельзя с уверенностью говорить ни
об электорате нынешней «партии власти»,
ни о численности этого электората, можно
предположить, что по некоторым признакам
он сходен с электоратом ЛДПР. Это люди,
голосующие за “сильную руку”, за национал-популистские
лозунги, скорее противники, чем сторонники
реформ, однако на долю ЛДПР достаются
из этой группы подростки и молодые мужчины
20-33 лет (они и гарантируют ЛДПР на всех
выборах не менее 3% голосов).
Предвыборные тезисы ЛДПР - это тезисы
«Единой России», только изложенные утрированнее.
В свое время ЛДПР была леворадикальной
партией, блокировавшейся в Госдуме по
многим вопросам с КПРФ. Именно ЛДПР принадлежала
и идея амнистии участникам событий 1993
г. Однако, начиная с 1994 г., партия все больше
превращалась в коммерческую структуру,
соответственно, при оппозиционном имидже
ее взгляды дрейфовали вправо.
В целом можно сделать вывод, что электорат
ЛДПР - это потенциальный левый и радикально-националистический
электорат (не случайно из ЛДПР вышла Национал-большевистская
партия), который не “охвачен” соответствующей
пропагандой. ЛДПР часто обвиняют в связях
с криминалом, тогда как это характерно
для многих партий. Но с ЛДПР проще работать
криминалу средней руки, тогда как в «Единую
Россию» могут попасть только крупные
рыбы - там место или возможность влиять
стоят гораздо дороже и не всегда исчисляются
в денежном эквиваленте.
Правый либерализм – Союз
Правых Сил и «Яблоко». Коалиционная организация младореформаторов
первой половины перестройки имеет, едва
ли не самую разработанную экономическую
программу среди всех российских партий.
В этом смысле с СПС может соперничать
только “Яблоко”. Основа экономической
программы СПС: либеральная рыночная экономика,
т.е. преобладание частной собственности,
включая частную собственность на землю
и оборот земли; разрушение номенклатурного
капитализма, борьба с коррупцией, поощрение
свободной конкуренции; налоговая реформа,
направленная на поощрение предпринимательства;
отмена всех ненужных ограничений свободы
предпринимательства, эффективная защита
собственности, эффективная антимонопольная
политика с резким сокращением социальных
программ (переход к адресной системе
социальной помощи, к накопительной пенсионной
системе и сильной системе частного страхования,
реформа трудовых отношений и пр.) и переходом
к “эффективному и недорогому” государству
(сокращение государственных расходов,
сокращение налоговой нагрузки за счет
сокращения государственных обязательств,
ограничение прав президента, укрепление
конституционного строя, защита прав и
свобод, судебная реформа и пр.). Программа
«Яблока» отличается не сильно, а принципиальным
отличием у «яблочником» считается социальная
направленность государственной политики,
т.е. «Яблоко» против сокращения социальных
программ.
Электорат у СПС общий с “яблочным”
– это интеллигенция, служащие, высокооплачиваемые
наемные рабочие, мелкие и средние предприниматели,
студенты, в основном, в больших городах.
Однако СПС удалось привлечь на свою сторону
наиболее агрессивную и активную часть
этой группы, которой номенклатурный капитализм
сильно мешает жить. Настоящая социальная
база СПС – активные молодые предприниматели
и чиновники. Что касается голосующей
за “демократов” интеллигенции и низкооплачиваемых
служащих, это – классический пример того,
как люди, не желая правильно оценить свой
социальный статус, исповедуют чуждые
им ценности.
Тем не менее после выборов 2003 года ясно
видно, что для российского либерализма
наступил кризис, выход из которого будет
проверкой либеральной идеологии для
России в целом. Из-за некоторых противоречий
СПС и «Яблоко» не смогли объединиться
в единый блок демократических сил, в результате
чего проиграли парламентские выборы,
не набрав необходимых 5% голосов.
Левый национал-патриотизм
– КПРФ и «Родина». В августе 1996 г. секретарь ЦК
РКРП В. Тюлькин направил Зюганову открытое
письмо, в котором писал: “Зная программу
КПРФ, учитывая последние действия вашей
партии, признавая право вашей организации
на свое особое место в сегодняшней политической
системе, вместе с тем прошу Вас рассмотреть
вопрос о снятии слова “коммунистический”
из названия вашей партии, дабы не дискредитировать
саму теорию и не вводить в заблуждение
людей труда”... Обращение совершенно
риторическое, но некоторые формулировки
удачны. КПРФ действительно не имеет сейчас
ничего общего с коммунистической идеологии
и занимает свое особое место в сегодняшней
политической системе - на левом фланге
партии власти.
Надо сказать, что это место
досталось КПРФ где-то в начале 1995 г. КПРФ
в том виде, в котором она существует ныне,
появилась сравнительно поздно, - в начале
1993 г., на базе нескольких небольших коммунистических
партий и актива бывшего ЦК КП РСФСР. В
октябре 1993 г. она столкнулась с первым
серьезным испытанием, но сохранила, более-менее,
лицо и перед властью, и (меньше) перед
оппозицией, не принимая участия в обороне
Белого дома, но осуждая действия президента.
В результате КПРФ прошла с хорошим результатом
в Думу 1993 г. Однако партии и движения,
с которыми КПРФ блокировалась в конце
1993 г., к 1995 г. уже продрейфовали вправо,
став мелкими спутниками партии власти
(“Женщины России”, ряд депутатских групп),
от КПРФ откололся будущий лидер проправительственных
социалистов Иван Рыбкин. ЛДПР же руководствовалась
своими коммерческими интересами. В преддверии
выборов КПРФ была вынуждена занять очень
осторожную позицию, чтобы не дать повод
к срыву.
Предвыборная президентская
кампания Зюганова отличалась метаниями
от умеренной антиправительственной риторики
к фактически проправительственной позиции
(например, по вопросу о Чечне). В 1995-1996
КПРФ окончательно оформилась как часть
партии власти, “присматривающей” за
коммунистической частью российского
электората (особенно ярко это проявилось
между двумя турами президентских выборов
1996 г.).
Позиции, которые КПРФ занимала
в Думе 1995 - 1999 гг.: КПРФ отказалась от рассмотрения
вопроса о частной собственности и стала
считать возможным сосуществование государственной,
общественной и частной собственности
“в одном флаконе”. Сейчас она выступает
только против частной собственности
на землю, считая, что земля должна оставаться
в общенародной собственности. Но “может
передаваться общественным, фермерским
и крестьянским хозяйствам в постоянное,
вечное, наследуемое и арендное владение
и пользование. В частную собственность
могут передаваться только приусадебные
и дачные участки земли”.
В качестве своей основной программы
КПРФ выдвигает восстановление в РФ народовластия
в форме Советов, возвращение социальных
гарантий и загадочное “равенство, основанное
на ликвидации социального паразитизма,
эксплуатации человека человеком”. Достигнуто
все это будет после мирного перехода
власти к “коалиционному правительству
народного доверия” (после выборов 1999
г. КПРФ ратовала за некий пакт общего
согласия; надо полагать, ее теперешняя
дружба с “Единой Россией” и есть этот
самый пакт). КПРФ не исключает гражданского
сопротивления, но - "предусмотренного
международными конвенциями о правах
человека".
После перехода власти к правительству
народного доверия частная собственность
будет сохранена, чтобы “экономика развивалась”
(“...Будучи последователями Ильича, ...
мы выступаем за многоукладность в экономике”.
Г. Зюганов), но при этом КПРФ собирается
как-то “наладить самоуправление и контроль
трудовых коллективов над производством
и распределением” в условиях частной
собственности. В вопросах государственной
политики КПРФ занимает умеренную национал-патриотическую
позицию, выдвигая своим основным лозунгом
"державность, народовластие, равноправие,
духовность и справедливость". Выступая
за соблюдение прав и свобод и ограничение
парламентом полномочий президента, КПРФ
тем не менее ратует за “наведение порядка”
и жесткие действия в Чечне (отказавшись
от небезызвестного права наций на самоопределение).
Таким образом в целом программу
КПРФ можно назвать социал-демократической
со значительным левым уклоном. Ее основная
цель в политической борьбе - сохранить
свое широкое представительство в парламенте
и (иногда) - лоббировать интересы прокоммунистически
настроенных бизнесменов.
Основной электорат КПРФ - жители
небольших городов и сельской местности,
в основном, пенсионеры и молодежь, которые
голосуют не за программу, а за название.
Как говорят социологи, “электорат КПРФ
наименее подвержен пиаровским манипуляциям,
поскольку они голосуют не за Зюганова
или против Путина, а за коммунизм, за название
“коммунистическая партия”. Среди рабочих
КПРФ большого влияния не имеет и сама
это признает, в мегаполисах работать
не умеет, а именно их голоса определили
результаты, например, второго тура президентских
выборов 1996г. На региональных выборах
1996 г. прошло 14 губернаторов, выдвинутых
НПСР, однако эта победа была достигнута
за счет регионов, традиционно голосующих
за “левых”.
Провал на выборах
2003 года показал, что партии необходимо
срочно менять предвыборную платформу
и программу, так как старые
лозунги, даже несколько демократизированные,
уже не находят отклика в
российском обществе. Всё меньше
людей, которые голосуют не за
лидера или программу, а слово
«коммунистическая».
Популярных лидеров регионального
масштаба у КПРФ нет. Часть хозяйственников
от КПРФ сдвинулась вправо внутри партии
власти, например, правая рука Лужкова
В. Шанцев.
Электорат КПРФ, скорей всего,
продолжит уменьшаться в течение ближайших
четырех лет, но в числе сторонников из
числа чиновников и управленцев, а также
в аппарате самой партии, скорей всего,
будут углубляться расслоение: основная
масса останется в лоне КПРФ, самые влиятельные
(около одной десятой) “уйдут” вправо
(не очень далеко), а радикальные левые
(тоже около одной десятой) перейдут к
крайне левым (партия Тюлькина и т.д.)..
Вызванный Законом "О политических
партиях" процесс укрупнения различных
объединений может наконец-то исполнить
давнишнюю мечту лидеров КПРФ и покончить
с многопартийностью среди российских
коммунистов. С самого момента утверждения
этого закона было очевидно, что ныне существующие
коммунистические объединения ВКП(б),
РКП-КПСС и РКРП никак не смогут набрать
нужное количество членов и региональных
отделений. Однако последнюю точку в истории
существования маленьких компартий поставят
поправки в Закон "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан", разработанные
в ЦИКе и внесенные в Госдуму президентом
в августе.
Политическое объединение «Родина»
(лидеры С. Глазьев, Д. Рогозин), набравшее
ошеломляющие 9% на выборах 2003 года, пока
не имеет ни чёткой предвыборной программы,
ни партийной структуры. Скорее всего,
«Родина» - одна из последних российских
партий-«однодневок», организованная
сторонниками президента, для того, чтобы
отобрать голоса у КПРФ. «Родина» не имеет
чёткой идеологии, но некоторые высказывания
её лидеров, а также красно-жёлтая символика
сближают её с КПРФ, хотя лидеры движения
целиком поддерживают политику президента.
Функции политических партий
Основной функцией любой политической
партии является участие в политической
борьбе за власть, которую она стремится
использовать для решения своих программных
задач. Но в целом вопрос о функциях носит
конкретно-исторический характер. Приоритет
тех или иных функций зависит от состояния
гражданского общества и формы политического
режима, от особенностей политической
системы и уровня социально-экономического
и политического развития страны, от конкретной
политической ситуации и состояния самой
политической партии.
Из всего многообразия функций,
которые выполняют современные политические
партии, можно выделить общие, наиболее
характерные для большинства из них:
• Выражение и защита интересов
определенных слоев населения.
• Определение идейно-политических
ориентаций: создание политической идеологии
и программы действия.
• Участие в создании общих
правил игры, общего нормативно-правового
пространства.
• Политическая социализация
граждан и активизация их политической
деятельности.
• Формирование общественного
мнения.
•Использование различных
способов и средств для разъяснения своих
идеологических установок и программных
задач.
• Рекрутирование новых членов
в свои ряды.
• Руководство массовыми акциями
граждан, в том числе, участие в организации
и проведение различного рода выборов.
• Формирование политической
элиты и лидеров.
• Совершенствование и разложение
политической системы общества.
• Участие в борьбе за власть,
за создание государственных программ,
за использование государственной власти
в реализации своих целей.
• Контроль за институтами
государственной власти.
Появившись на политической сцене, партии
превратились в важный фактор общественного
развития. Их роль обусловливается теми
функциями, которые они выполняют в обществе.
Количество функций может варьироваться
по странам и зависит от уровня экономической,
социальной, культурной и политической
зрелости общества. В индустриально развитых странах,
где высока специализация ролей и функций
политических институтов, партии выполняют
в представительной системе относительно
ограниченные функции, и прежде всего
такие, как формирование общественного
мнения, отбор кандидатов и обеспечение
условий деятельности депутатов. Названные
функции вычленяются с акцентом на электоральное
и парламентское направление деятельности
партий.