Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 01:15, реферат
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Социальные процессы, протекающие в общественной жизни, лишены абсолютной стихийности своего развития, они всегда подвержены определенному организующему началу, воплощающемуся в управлении. В соответствии с этим конфликт как процесс специфических отношений между социальными субъектами управляем.
Введение
1. Структура и содержание конфликтов
1.1 Структура и основные формы политических конфликтов
1.2 Источники политических конфликтов
1.3 Типология политических конфликтов
2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами
2.1 Сущность управления и контроля за конфликтами
2.2 Основные стратегии управления конфликтами
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Структура и содержание
1.1 Структура и основные формы политических конфликтов
1.2 Источники политических конфликтов
1.3 Типология политических конфликтов
2. Технологии контроля и управлен
2.1 Сущность управления и контроля за конфликтами
2.2 Основные стратегии управления конфликтами
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Социальные процессы, протекающие в общественной жизни, лишены абсолютной стихийности своего развития, они всегда подвержены определенному организующему началу, воплощающемуся в управлении. В соответствии с этим конфликт как процесс специфических отношений между социальными субъектами управляем.
Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов. С другой стороны, политика - средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.
Реальное политическое сообщество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Глубинная причина конфликтов в обществе - противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон - объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).
Устранить конфликты из нашей жизни невозможно. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р. Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.
1. Структура и содержание
1.1 Структура и основные формы политических конфликтов
Конфликты, как уже отмечалось, являются наиболее распространенным источником и формой политических изменений, в связи с чем разработка технологий управления и контроля за ними, позволяющих снизить издержки конкуренции за власть и уменьшить собственные потери на этом поприще, становятся задачей первостепенной важности для любого участника политических отношений и тем более для правящего режима.
В принципе конфликт
Практически повсеместное
желание различных субъектов
управлять или контролировать
течение политических
- источник (предмет) конфликта,
выражающий существо
- повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций в отношениях с конкурентом;
- стороны конфликта, подразумевающие
численность субъектов, непосредственно
и косвенно участвующих в
- восприятие и позиции
субъектов, раскрывающие их цели
в конкурентном взаимодействии,
отношение к контрагентам, восприятие
конфликта и иные субъективные
характеристики поведения
- средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;
- характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вовлечение посредников и т.д.
Выделение основных
Такое потенциальное по
сути содержание конфликта
Для того чтобы отразить вариативность развития конфликта в открытой форме, в науке используются понятия “расширение” (сужение) конфликта (свидетельствующее о динамике отношений сторон, ведущей к изменению состава последних, трансформации предмета спора, модификации средств и методов ведения конкуренции в сфере власти) и “эскалация” конфликта (характеризующая степень интенсивности ведущегося спора).
Для выработки и применения технологий, направленных на управление и контроль за ходом конфликта важное значение имеют и тот, и другой его показатели. Например, ученые подметили, что интенсивность конфликта нарастает тогда, когда растут конкурирующие группы; спор касается ценностей (идеалов) и личностей; разрешение конфликта создает значимый для общества прецедент; когда сам конфликт оценивается сторонами только в рамках “выигрыша/проигрыша” или стороны пытаются решить вопрос лишь путем достижения превосходства над соперником и угроз конкуренту; предмет спора расплывчат и потому не дает возможности рационализировать конфликт и к тому же постоянно задевает иные зоны противоречий сторон и т.д.
При перерастании конкуренции
в состояние, сопровождающееся крайним
ухудшением отношений
1.2 Источники политических конфликтов
Источники политических конфликтов в самом широком плане подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся те многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций.
Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, авариями на атомных станциях (в Чернобыле) или крупных предприятиях (Бхопале, где находился крупнейший химический комбинат в Индии в 80-е гг.). Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события (к примеру, после Чернобыльской аварии власти определенное время сознательно не информировали население о случившемся, что только увеличило жертвы и усугубило последствия произошедшего).
Но значительно более
широкий круг источников
Чаще всего выделяют три
основные причины, лежащие в основе
политической конфронтации. Прежде
всего это разнообразные формы
и аспекты общественных
Как правило, внешнюю напряженность
такого рода конфликтов
Следует учитывать и
Информация о работе Технологии контроля и управления политическими конфликтами