Технологии контроля и управления политическими конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 01:15, реферат

Описание работы

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.

Социальные процессы, протекающие в общественной жизни, лишены абсолютной стихийности своего развития, они всегда подвержены определенному организующему началу, воплощающемуся в управлении. В соответствии с этим конфликт как процесс специфических отношений между социальными субъектами управляем.

Содержание работы

Введение
1. Структура и содержание конфликтов
1.1 Структура и основные формы политических конфликтов
1.2 Источники политических конфликтов
1.3 Типология политических конфликтов
2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами
2.1 Сущность управления и контроля за конфликтами
2.2 Основные стратегии управления конфликтами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

                                       План:

 

Введение

1. Структура и содержание конфликтов

1.1 Структура и основные формы политических конфликтов

1.2 Источники политических конфликтов

1.3 Типология политических конфликтов

2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами

2.1 Сущность управления и контроля за конфликтами

2.2 Основные стратегии управления конфликтами

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.

 

Социальные процессы, протекающие в общественной жизни, лишены абсолютной стихийности своего развития, они всегда подвержены определенному организующему началу, воплощающемуся в управлении. В соответствии с этим конфликт как процесс специфических отношений между социальными субъектами управляем.

 

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов. С другой стороны, политика - средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

 

Реальное политическое сообщество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

 

Глубинная причина конфликтов в обществе - противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон - объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

 

Устранить конфликты из нашей жизни невозможно. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р. Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.

 

 

1. Структура и содержание конфликтов

1.1 Структура и основные формы политических конфликтов

 

   Конфликты, как уже отмечалось, являются наиболее распространенным источником и формой политических изменений, в связи с чем разработка технологий управления и контроля за ними, позволяющих снизить издержки конкуренции за власть и уменьшить собственные потери на этом поприще, становятся задачей первостепенной важности для любого участника политических отношений и тем более для правящего режима.

   В принципе конфликт представляет  собой один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных формах несовпадения позиций чаще всего именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Как технологически измеряемая величина конфликт есть разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.

   Практически повсеместное  желание различных субъектов  управлять или контролировать  течение политических конфликтов  предполагает выявление их основополагающих  структурных элементов и параметров, воздействие на которые и может позволить достичь намеченных целей. Данные элементы по-особому структурируют целенаправленную деятельность субъекта в политической сфере, придают ей специфическую форму и содержание. Несмотря на определенные разногласия, специа-листы-конфликтологи, как правило, в качестве основополагающих элементов конфликта выделяют следующие:

   - источник (предмет) конфликта, выражающий существо разногласий  между участниками спора;

   - повод, характеризующий конкретные  события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций в отношениях с конкурентом;

   - стороны конфликта, подразумевающие  численность субъектов, непосредственно  и косвенно участвующих в оспаривании  властных статусов и ресурсов в сфере политики;

   - восприятие и позиции  субъектов, раскрывающие их цели  в конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие  конфликта и иные субъективные  характеристики поведения сторон;

   - средства конфликта, характеризующие  типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;

   - характер конфликта, раскрывающий  наиболее типичные отношения  конкурирующих сторон, жесткость  или пластичность занимаемых  ими позиций, способность к модификации  предмета спора, вовлечение посредников и т.д.

   Выделение основных структурных  элементов конфликта обусловливает  и определенное понимание его  процессуальных свойств или наиболее  общих особенностей протекания  конкурентного спора сторон. В  частности, практически все исследователи сходятся в понимании конфликта как такого конкурентного взаимодействия сторон, ко- i торое обладает разной степенью своего внешнего проявления и интенсивности. В связи с этим выделяются его различные состояния (фазы) и, в частности, скрытое (латентное) протекание конфликта, при котором противоречия между теми или иными субъектами не выражаются в их активных политических действиях, формах открытого противостояния, наносящих или направленных на нанесение ущерба сопернику. Конфликт в данном состоянии протекает в основном за счет изменения внутренних состояний субъектов, так или иначе оценивающих характер сложившихся противоречий, выдвигающих те или иные гипотетические предположения о возможных путях развития отношений с контрагентом и т.д. При этом латентное состояние противостояния сторон показывает, что конфликт является определенной фазой в развертывании противоречий между ними и поэтому не каждое расхождение интересов или несовпадение взглядов субъектов на ту или иную политическую проблему может заканчиваться конфликтом.

   Такое потенциальное по  сути содержание конфликта качественно  меняется при его переходе  в открытое состояние, воплощенное  уже в конкретных действиях  сторон, т.е. разнообразных акциях, направленных  в конечном счете на преобладание над соперником. В зависимости от влияния тех или иных внешних и внутренних условий явное противоборство сторон может изменять свое содержание и интенсивность. Так, спор двух соперников может затронуть интересы иных политических субъектов, втянув их в ведущийся спор и увеличив тем самым число конфликтующих сторон. По мере развертывания конфликта в его урегулирование могут быть вовлечены и разнообразные посредники (арбитры), которые могут не только увеличить число участников спора, но и усложнить содержание конкурентных связей и отношений. В то же время изменение позиций сторон или истощение ресурсной базы конфликта могут снять напряженность и сократить число участников спора. Возможны и другие варианты развития событий.

   Для того чтобы отразить  вариативность развития конфликта в открытой форме, в науке используются понятия “расширение” (сужение) конфликта (свидетельствующее о динамике отношений сторон, ведущей к изменению состава последних, трансформации предмета спора, модификации средств и методов ведения конкуренции в сфере власти) и “эскалация” конфликта (характеризующая степень интенсивности ведущегося спора).

   Для выработки и применения  технологий, направленных на управление  и контроль за ходом конфликта  важное значение имеют и тот, и другой его показатели. Например, ученые подметили, что интенсивность конфликта нарастает тогда, когда растут конкурирующие группы; спор касается ценностей (идеалов) и личностей; разрешение конфликта создает значимый для общества прецедент; когда сам конфликт оценивается сторонами только в рамках “выигрыша/проигрыша” или стороны пытаются решить вопрос лишь путем достижения превосходства над соперником и угроз конкуренту; предмет спора расплывчат и потому не дает возможности рационализировать конфликт и к тому же постоянно задевает иные зоны противоречий сторон и т.д.

   При перерастании конкуренции  в состояние, сопровождающееся крайним  ухудшением отношений соперничающих  сторон, нарастанием возможностей  резкого ухудшения положения  и увеличением непредсказуемости  развития ситуации, а также качественным снижением возможностей управлять ею и даже утратой ее управляемости, конфликт достигает высшей точки своего развития, а именно – кризиса. Кризисы чреваты самыми тяжелыми и непредсказуемыми последствиями для участвующих в конфликте сторон. Зачастую они ведут к нарастанию напряженности, вооруженным столкновениям, провоцируют новые источники противоречий и конфликтов. В рамках международных отношений даже региональные или внутригосударственные кризисы способны стать источником более масштабных и даже глобальных потрясений (например, Карибский кризис 1962 г., проведение антитеррористической акции в Чечне в конце 90-х гг. и т.д.).

 

1.2 Источники политических конфликтов

 

   Источники политических  конфликтов в самом широком  плане подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся те многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций.

   Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, авариями на атомных станциях (в Чернобыле) или крупных предприятиях (Бхопале, где находился крупнейший химический комбинат в Индии в 80-е гг.). Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события (к примеру, после Чернобыльской аварии власти определенное время сознательно не информировали население о случившемся, что только увеличило жертвы и усугубило последствия произошедшего).

   Но значительно более  широкий круг источников конфликта  содержится в его социальных  факторах и основаниях. Данные  детерминанты крайне разнообразны  и могут быть связаны со  спецификой тех или иных сфер  политики (внутригосударственной и  международной), с характером субъектов (индивидуальных, групповых, массовых), а также с иными аспектами.

   Чаще всего выделяют три  основные причины, лежащие в основе  политической конфронтации. Прежде  всего это разнообразные формы  и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, а также недостаток ресурсов и т.д. Таковы, условно говоря, объективные источники противоречий, которые имеют высокие шансы стать политическими конфликтами. Они, к примеру, фиксируют расхождения статусов между правящей элитой и контрэлитой, различными группами интересов, теми или иными государствами, регионами и т.д.

   Как правило, внешнюю напряженность  такого рода конфликтов удается  погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую игру можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические (культурные) основания политической деятельности конкурирующих субъектов. Например, ряд ученых предлагают сегодня концепции сглаживания противоречий между богатыми (Севером) и бедными (Югом) странами на основе утверждения их непреодолимости (теории “островов развития” и “золотого миллиарда”, предполагающие способность жить в достатке только населения развитых стран в отличие от иных государств и регионов мира).

   Следует учитывать и постоянное  видоизменение такого рода источников  конфликтов. Например, в современных условиях можно наблюдать обострение отношений между индустриальными и сырьевыми странами, миграционными потоками и процессами урбанизации в развивающихся регионах. В то же время с международной арены уходят “классические” конфликты между национальными государствами, уступая место разнообразным региональным, локальным, цивилизационным противоречиям.

Информация о работе Технологии контроля и управления политическими конфликтами