Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 01:15, реферат
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Социальные процессы, протекающие в общественной жизни, лишены абсолютной стихийности своего развития, они всегда подвержены определенному организующему началу, воплощающемуся в управлении. В соответствии с этим конфликт как процесс специфических отношений между социальными субъектами управляем.
Введение
1. Структура и содержание конфликтов
1.1 Структура и основные формы политических конфликтов
1.2 Источники политических конфликтов
1.3 Типология политических конфликтов
2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами
2.1 Сущность управления и контроля за конфликтами
2.2 Основные стратегии управления конфликтами
Заключение
Список использованной литературы
Еще одним важным социальным
источником политических
В разрешении таких конфликтов
найти компромисс порой весьма
трудно. Если же, как, к примеру, в
современной России, идейные расхождения
касаются основополагающих
В последние годы ряд западных теоретиков (Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.) выдвинули теорию “человеческих потребностей”, в которой утверждается, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, выражающих основу человеческой личности. Сторонники этой теории относят к базовым источникам конфликтов разные ценности: О. Надлер – идентичность, экономический рост, трансценденцию (внутреннее самораскрытие); Р. Инглхарт – безопасность, общественное признание, нравственное совершенствование и т.п. Удовлетворение подобных потребностей и стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью, которая должна лишь видоизменять и совершенствовать политические структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей.
В связи с неизбежностью
осознания людьми своих
И наконец, еще одним социальным
источником политических
1.3 Типология политических конфликтов
Определение управляющих течени
С точки зрения зон
и областей их проявления
По степени и характеру нормативной регуляции конфликты разделяются на (целиком или частично) институциализированные и неинституализированные (Л. Козер), характеризующие способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры.
Классификация конфликтов проводится и по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и т.п. Среди конфликтов данного типа можно выделить “глубоко” и “неглубоко укорененные” (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон); конфликты “с нулевой суммой” (когда позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и конфликты “с ненулевой суммой” (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия – П. Шаран); “конфликты с отрицательной суммой” (в которых все участники оказываются в проигрыше); антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или соответственно сохранением противоборствующих субъектов, и т.д.
По степени интенсивности
принято выделять
С точки зрения публичности конкуренции сторон имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, в которых доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Первый тип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни (например, в форме манифестаций, забастовок, участия в выборах и т.д.), второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в частности, взаимодействий внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти).
По временным (темпоральным)
характеристикам конкурентного
взаимодействия сторон
Принимая во внимание строение и организацию режима правления, как правило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: это конфликты между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (т.е. между субъектами и носителями власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).
Конфликты любого из указанных типов, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способны играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.
2. Технологии контроля и
2.1 Сущность управления и контроля за конфликтами
Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вовлеченные в его течение в качестве посредника, чаще всего стремятся к управлению конфликтом или к установлению (в той или иной форме) контроля за ним. В частности, контроль как форма сознательного воздействия на политический конфликт предполагает трехступенчатую программу действий:
- осуществление превентивных мер в виде выявления основных элементов в поле конфликта (причин, состава не всегда очевидных участников спора, позиций и т.д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий;
- выявление факторов, как
способствующих усилению
- предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стадиям, на которых возможны насилие и рост политической напряженности; минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию. В результате формируются определенные ограничения деятельности контролирующих субъектов, в рамках которых развитие конфликта избегает трансформации в кризисы и катастрофы.
В отличие от контроля
управление конфликтами
Более того, осуществление
управленческого воздействия
Сторонники “гуманистического”
подхода отстаивают иную
На практике, как правило,
используют те или иные
2.2 Основные стратегии управления конфликтами
Следует заметить, что различные модели
управления конфликтами, ориентирующиеся
на организацию сознательного воздействия
на течение конфликтов и подчинение их
интересам управляющих субъектов, предполагают
разные стратегии с довольно разными,
а порой и противоположными целями. В качестве
наиболее значимых стратегий, в рамках
которых формируются собственные технологии
по сознательному воздействию на конфликт,
можно выделить следующие характеризующие
их цели:
- инициация конфликта, подразумевающая
перманентное обострение имеющихся в
обществе противоречий, усиление эскалации
конфликтов и консервацию остроконкурентных
отношений с целью порождения ситуации,
которую можно было бы использовать более
эффективно, чем это мог бы сделать противник
(например, правящий режим может выдвигать
неприемлемые условия для сотрудничества
с оппозицией, надеясь на истощение ее
сил или на компрометацию ее в глазах общественного
мнения как не стремящуюся к общественному
согласию);
- рутинизация конфликта, означающая сознательное
поддержание возникшей напряженности
в отношениях сторон, с целью использования
ее в собственных интересах;
- предупреждение конфликта, нацеленное
на недопущение перехода противоречий
в открытую фазу противоборства и нарастания
политической напряженности;
- урегулирование конфликта, ориентированное
на (полное или частичное) снятие остроты
противоборства сторон, а также на то,
чтобы избежать его наиболее негативных
последствий (для себя, государства, общества
в целом);
- разрешение конфликта, предусматривающее
либо устранение причин конфликта, исчерпание
самого предмета спора, либо такое изменение
ситуации и обстоятельств, которое породило
бы бесконфликтные отношения сторон, исключило
опасность рецидива разногласий, сняло
вероятность нового обострения уже урегулированных
отношений;
- вытеснение конфликта, предполагающее
перенесение ответственности за различные
способы завершения конфликта на иной
уровень политической системы (например,
с федерального на региональный, или наоборот).
Наиболее распространенными (целями)
в сфере политики является урегулирование и разрешение
конфликтов. Используемые в рамках соответствующих
стратегий технологии контроля и управления
неизбежно опираются на необходимость
выведения всех теневых, латентных конфликтов
в открытую форму, на уменьшение неконтролируемых
процессов и следствий данного взаимодействия,
на сокращение возможности внезапных,
обвальных потрясений, на которые нельзя
будет правильно и оперативно отреагировать.
Базовыми принципами этих стратегий являются
также постепенность, предполагающая
исключение скоропалительных мер, к которым
стороны не готовы. Необходимо также придерживаться
требований последовательного снижения
уровня противостояния сторон, расширения
системы коммуникаций между ними, выполнения
сторонами своих взаимных обязательств.
Р. Даль указывал на неизбежность обязательного
при урегулировании конфликтов формирования
институциональных образований, обеспечивающих
процесс непрерывного консультирования
и ведения переговоров; расширения ресурсного
(экономического) потенциала примирения;
усиления осведомленности сторон о планах
своих контрагентов; кроме того, он отметил
необходимость использования кадров,
способных к ведению мирного диалога,
и т.д.
Еще одним достаточно универсальным требованием
к формированию технологий урегулирования
и разрешения конфликтов можно отнести
необходимый учет наиболее принципиальных
внешних и внутренних факторов их возникновения
и протекания. В частности, как показал
опыт, факторами, влияющими на формы и
методы деятельности субъекта управления
конфликтом, являются:
- степень открытости политической системы
(отражающей, к примеру, наличие или отсутствие
в ней “предохранительных клапанов”,
способных защитить правящие структуры
от наиболее агрессивных форм политического
протеста);
- уровень сплоченности конфликтующих
групп и интенсивность внутренних взаимоотношений
их членов;
- характер вовлеченности широких социальных
слоев в спорные взаимоотношения;
- эмоциональная насыщенность политического
поведения групп и граждан и их способность
к самоограничению своих властных притязаний
и т.д.
Что касается стратегии разрешения конфликта,
то ее технологии, как правило, всегда
подразумевают не односторонние, а двусторонние
действия партнеров. Это означает, что
достигнутое в результате их применения
соглашение между сторонами расценивается
всеми участниками как справедливое и
честное, они добровольно принимают условия
соглашения без давления извне, конфликт
исчезает из “повестки дня”, а между бывшими
участниками спора устанавливаются позитивные
отношения.
Информация о работе Технологии контроля и управления политическими конфликтами