Типология власти и ее правление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:13, реферат

Описание работы

Во все времена развития политической науки термины «политика» и «власть» были неразрывны. Это можно объяснить тем, что власть составляет ядро политики. Проблема власти — одна из самых основных в истории политологии. Власть извечно сеет раздор между людьми, социальными группами, классами, государствами. Борьба за власть — самое бескомпромиссное и жесткое соперничество сословий, групп, партий, нередко приводящее их к взаимному уничтожению. Любая социальная революция или модернизация общества тесно связана с вопросом власти, принадлежности к ней, обладания ею. Вместе с тем общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

Содержание работы

1 Введение
2 Власть
3 Типология власти
4 Политические режимы, их типы
5 Заключение

Используемая литература:

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

ПОЛИТОЛОГИЯ: Типология власти и  ее правление

 

 

1 Введение

2 Власть

3 Типология власти

4 Политические режимы, их типы

5 Заключение

 

Используемая литература:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во все времена развития политической науки термины «политика» и «власть» были неразрывны. Это можно объяснить тем, что власть составляет ядро политики. Проблема власти — одна из самых основных в истории политологии. Власть извечно сеет раздор между людьми, социальными группами, классами, государствами. Борьба за власть — самое бескомпромиссное и жесткое соперничество сословий, групп, партий, нередко приводящее их к взаимному уничтожению. Любая социальная революция или модернизация общества тесно связана с вопросом власти, принадлежности к ней, обладания ею. Вместе с тем общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью. Именно властью определяются границы

территории, обеспечивается реализация общих интересов. Власть является непременным условием организованности и порядка в государстве.

В своей жизни человек сталкивается с экономической, социальной, культурной властью; испытывает на себе власть семьи, традиций, обычаев — все это  тоже власть. В данном реферате будет  рассмотрена политическая власть и  определена ее отличительная особенность от других. Ведь именно политическая власть носит общественный характер, а зачастую и обязательный для граждан государства.

Власть — это прежде всего  отношения между людьми, при которых  один человек воздействует на другого  с целью заставить его поступать определенным образом. Власть — это влияние особого рода, способное носить принудительный характер.

Власть присуща человек); хотя это  не означает ее разумного применения. Человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Довольно часто человек осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление своих прав и свобод.

Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направленно на удовлетворение потребностей людей, преодоление конфликтов и противоречий, укрепление порядка и стабильности в обществе и государстве.

 

 

 

 

 

Власть  это центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Исследования власти как  общественного явления и политической  власти в особенности позволили понять  многие ее проблемы.  Тем  не менее они далеки от завершения. Немало толкований власти остались спорными, некоторые ее аспекты еще ждут  объяснения. Однако уже есть основание построить относительно целостное учение о власти и осветить ее важнейшие стороны. Среди них  исходная для теории власти проблема - ее отношения к политике, с которой ее нередко отождествляют. Действительно, власть и политика нераздельны и взаимообусловленны. В политической науке и филосо-фии  нередко возникают споры о первичности одного из этих явлений, связанных рядом отношений. Власть несомненно представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею  (в мирном  демократическом процессе выборов или  назначений, либо путем ее завоевания или  захвата) и за ее удержание  - один из  основных аспектов политической жизни общества. Власть поэтому не самоцель для социальных сил, стремящихся к реализация тех или иных целей, т.е. политики и тем более "батькой политики", а не простого удовлетворения  чьего-либо властолюбия. Но пришедшие  к власти политические силы формируют  ее конкретные  материализованные структуры  всевозможных  масштабов  (правительство, парламент, монарх, президент, и т.д. и т.п.), которые во имя осуществления той самой политики и в своих интересах сами  вырабатывают  и  осуществляют  собственную политику,  которая становится средством этой власти. Иначе говоря, политика оказывается причиной власти, власть - причиной политики. Поэтому вернее будет считать, что политика  и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.    Вопрос этот важен для анализа не только теоретических проблем власти, но и конкретных политических ситуаций, ибо за всеми вопросами политики стоят так или иначе  и со всей необходимостью вопросы власти, а проблемы власти означают и проблемы политики, как бы  мелка она ни была: само порождение или  завоевание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами - проектом, постановкой задач, выбором целей и средств и т.п.    Если  даже политика представляет собой ведущее организационное и регулятивно-контрольное универсальное начало жизни общества, проникающее  во все сферы жизнедеятельности, где она  утрачивает свои чисто политические функции  и становится "неполитической" (экономической, школьной, семейной, социальной и т.п., напр., политика отца в семье по отношению к сыну), то мы должны  признать политику всеобщим  общественным  началом, автономной общественной сущностью  высшего порядка. Но  и власть  представляет собой такую же автономную сущность такого же порядка. В этом  убеждает существование множества универсальных неполитических форм  власти во всех  типах общественных  и  межличностных  отношений; сама  власть и выступает как элемент или  фактор, сущность связей, объединяющих людей, собирающих  их в обществе и управляющих  ими.    Существуют  универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений и политических процессах), способность проникать во все виды деятельности (т.н. инклюзивность от лат. includere - включать), связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.    Понятие  власти включает  понятие  отношения, основанного на  наличии  субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения.  Оно состоит в побуждении  к действию, которое второй субъект, должен совершить по желанию   первого. Поэтому понятие  "Власть", как и сама власть, возникает в отношениях между людьми  или группами людей, общественными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным)  и волей, способностью  к деятельности.    Власть - идеальное, волевое или эмоциональное и иное отношение и не может сама производить какое-либо действие; это действие производят две стороны этого отношения, одна - побуждающая  к действию, другая - производящая его. Поэтому понятие власти как влияния, побуждения, строго говоря, не может распространяться на отношения между субъектом, наделенным сознанием - человеком, группой и предметным  миром,  миром вещей и миром духовным,  т.е. объектами, не способными воплотить какое-либо побуждение  в действие, как и власть вещей или чувств, мыслей, сознания над человеком. Однако такие толкования власти - как обладания "силы вещей" и т.п. очень часты.Однако это не более, чем метафоры, олицетворения (одушевление) вещей, принятые  в обиходе  ("власть денег", власть как обладание - власть над природой и т.д.). Подобное словоупотребление - не понимание и не истолкование  феномена власти, а лишь обозначение какого-либо вида зависимости. Оно облегчается тем, что помимо обыденной  или художественной метафоры  возможно реальное объективирование власти, существование ее предметных  ("опредмеченных") и символических форм, материализованных в документах (приказ, кодекс  законов, инструкция,  статья, программа  и  пр. виды   "политического письма"),  в символике   В.  (эмблемах,  знаках  различий   и   т.п.), в политических  учреждениях, системах и т.д. Отсюда их  персонификация - "правительство решило", "съезд пожелал" и т.п. Такой же смысл имеют метафоры власти типа  "иметь власть над собой, своими чувствами"  ("самообладание") и вообще обозначение всякого владения чем-либо. Активный  субъект такой власти сам  же и  способен реагировать на внешние  воздействия и реализовать их. Это означает возможность субъекта и объекта власти совмещаться в одном лице  или коллективе, т.е. минимальное  отношение  власти  может сводиться к  одной  стороне  этого отношения  ("Учитесь  властвовать собой"). Этот  тип интериоризированной (от лат. interior - внутренний), погруженной внутрь субъекта власти имеет особое политическое значение для формирования саморегулирующихся  и  самоуправляющихся, самоорганизующихся    процессов    в    обществе    (самодисцилина,    самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т.п.).    Отношения   власти, как и политические отношения, характеризуются  их универсальностью (присутствием во  всех видах  отношений  в обществе)  и включенностью,  инклюзивностыо, способностью проникать  во все сферы  деятельности и жизни.  "Поле  власти" может  быть предельно малым  (личность самого человека, семья и т.п. - власть отца, напр.) и предельно большим,  таким,  как   государственная власть и выходящим   за  рамки   государственно-территориального пространства, например, власть идеологий, религий, политических явлений и т.д.    Обобщенная   картина власти  в обществе  и за  его пределами   представляется системой пространств ("полей") власти разного содержания, разных  масштабов и форм,  типов и видов. Совокупность всех  проявлений власти, ее  универсальный, всепроникающий  характер позволяют рассматривать ее как такое же всеобщее начало жизни общества и человека, как и политика, как автономную  (но обусловленную обществом, историей, культурой, т.е. относительно самостоятельную) общественную сущность, организующую  общество со всеми его согласованными и конфликтными  отношениями.    Присутствующая   в обществе как  целостное начало, способное  выступать во множестве проявлений  с  единой функцией   -  служить организационным и   регулятивно-контрольным средством или   способом  существования  политики,  власть  наделена  и  единым   принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п.).    Общественное   бытие власти  определяется  этим  инструментальным,  функциональным   ее назначением, ее  свойством служить  средством осуществления  замысла, намерения, плана, быть отношением  между  субъектами политики, связывать их. Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных  воздействиях, власть существует  в двух  формах  - потенциальной и реальной. Потенциальная, непроявившаяся  власть не  менее существенна, чем актуальная, реализованная. Сознание наличной, хотя и не проявившейся власти оказывает на ее потенциальные объекты (человек, группа, общество) сильное дисциплинирующее  и организующее  воздействие, в некотором отношении  не  менее сильное, чем реально действующая  власть. В потенциале власти уже  заложен ответ на вопрос, осуществляется ли она и в каком приближении   к общественно необходимым целям,  принятым   нормам,  избранным человеком и обществом   идеалам. Она обладает  авторитетом,   в ней заложен желаемый результат политики.    Общие организационные,  регулятивные и контрольные функции   власти конкретизируются в политике  во множестве  видов политической  деятельности: управлении, принятии решений, выборе целей, определении задач исполнителей, их подборе ("подбор и расстановка кадров"), ориентация  в политических и  неполитических ситуациях, создание собственной структурной организации и многое другое.    Власть складывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения (репрессивная функция) отклоняющегося от норм  поведения; присвоения и распоряжения необходимыми   ресурсами (материальными и духовными -  волевыми, интеллектуальными, солидарностью и поддержкой сторонников и т.д.); распределения  ресурсов  политики  -  мер   доверия, соглашений,  обмена   уступками  и преимуществами,  наградами  и вознаграждениями   и т.д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.    Власть  существует и функционирует  не  только в  разных сферах  общества, но и  на трех уровнях   его  социальной  структуры:  общественном,  охватывающем    наиболее  сложные социальные   и  политические отношения;   публичном  или   ассоциативном, объединяющим коллективы, и отношения  в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы) и личном  (частном, приватном), в малых группах и т.п.    На  всех  этих уровнях  власть институционализируется, оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих  сил и лиц (лидеров, работников управления, органов власти). Все эти уровни могут (в зависимости от типа общества, государственного строя  и  т.д.) разделяться на   две формы:  легальные,  официальные, формализованные структуры и нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, влиятельные лица и  группы, приближенные властвующей  особы, группы давления, лидеры кланов и т.п.). Эта форма   может   стать и   теневой, подпольной,     принимать мафиозный, противоправный характер.    Чем более выражен процесс институционализации  В., тем более развиты разнообразные формы ее  внешнего  материализованного  выражения:  учреждения,  организации, устная и печатная продукция В. - документы, законы, инструкции, нормы, правила, приказы и т.п.    Совокупность  всех  этих уровней и форм  В. образует  общую   структуру В., которая получает пирамидальное строение. В ее основании - общество в целом, ближе к основанию -господствующие  силы   (классы, партии и  т.п. либо  просто  группы  единомышленников), определяющие  политику  и формирующие   В. На  вершине  - реальная или формальная   В. -правительство, президент, парламент (руководство меньших рангов).    В  истории   В. борьба  вокруг  нее  сосредоточивалась на проблеме  ее   политической ориентации.  Лишь  в   XVII в.  политико-философская мысль пришла   к идее  такой ее структурной реорганизации, которая должна была  ее демократизировать, подчинить закону и сделать более эффективной,  полагаясь более на  объективный  механизм  ее организации и функционирования, чем  на  добрую  волю правителей. Этой  цели служил  проект разделения единой власти на  несколько независимых,  но взаимосвязанных властей,  которые могли бы сотрудничать и  контролировать друг друга. Первый  проект  такого рода принадлежал  Дж. Локку (сер. XVII в.) с делением власти на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную,  ведающую    международными    отношениями,  т.е. по  функциональному признаку, а  не  по соображениям  престижа, приоритета  какой-либо из  них. Впоследствии Ш.Монтескье  уже  в XVIII в. создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную (парламент, местные органы самоуправления), исполнительную (правительство и его учреждения, исполнительные  учреждения на  местах - префектуры и т.п.) и судебную (конституционный и верховный суды, судебная система, органы надзора и т.п.). В этой схеме недоставало еще одного субъекта высшей власти, который мог бы  выступать координатором и арбитром  в  их  конфликтах.  Поэтому  схема  Монтескье   обычно  дополняется  центральной легитимирующей   фигурой  -  В. монарха,  президента  или руководства правящей   партии (особенно в странах с однопартийной системой). Роль их различна - от чисто номинальной до решающей   (при деспотически правящем  монархе или диктаторе, президентском правлении, берущем на себя исполнительные и законодательные функции).    Особая и  чрезвычайно важная роль высшего арбитра в отношениях  между  властью и обществом отводится конституционному  суду. Он  призван определять  отношение  всех инстанций  власти, общества и его членов  к праву, закону и его центральному звену - конституции. Отношения между разделенными  властями. регулируются соответствующими  законами, положениями конституции (если они сформулированы  в ней и существует сама  конституционная форма правления), традициями   политической  культуры  общества,   но  нередко   складываются  отнюдь   не гармонично.  Число и  формы  взаимодействующих   и конкурирующих   властей  не ограничивается классической триадой, структура эта открыта для  новых видов властей Демократизация  властей  и ее разделения связаны с действием ее социального контроля, критики и поддержки властей обществом, получившего  для этого специальный инструмент -  прессу, который в XX  в. развился в т.н. средства массовой информации   -  "четвертую власть",  реально действующую   в условиях свободы слова.   

Структура  институциональной   власти включает   три  функциональных   взаимодействующих уровня: 

(1) макрополитическую систему высших   инстанций власти (ее  внешние   органы -правительство, его центральные учреждения); распространяющуюся  на  основные  внутренние процессы общества и  внешнюю   политику  государства;

(2) власти среднего или промежуточного уровня (мезовласть), образованную аппаратами власти среднего звена, бюрократией разных рангов, вплоть   до    муниципальных    властей.   Этот    уровень   непосредственно   связывает институциональную власть  с неинституциональной, неформальной  (общественными организациями, движениями,  группировками) и с населением, политическую власть - с неполитической;

(3) микроуровень власти, охватывающей   непосредственное политическое общение людей,  малых групп, самоуправление.  На  этом   уровне формируется   в проявляется политическая  культура, складываются убеждения, мнения  и т.п. Микроуровень не является низшим, он структурно и функционально  отличен от других, иерархических уровней тем, что составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти    Помимо   классификации   сфер  и  уровней  функционирования,  может  быть   построена содержательная типология власти  по различным  признакам: по степени  институционализации -правительственная, городская, школьная и  т.п.; по субъекту власти  -  классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку (который имеет весьма существенные качественные  особенности) - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления -  монархическая, республиканская; по режиму правления -демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и  т.п.; по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т.п.; по применяемым средствам - господство, насилие, авторитет, убеждение и т.д.; по функциям - наблюдение, контроль, организация, управление, дисциплинарная власть и др.    Особая проблема  - психология власти, ее глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы. Они традиционно исследовались в политическом, литературном, научном, философском творчестве лучших  умов  человечества Запада и Востока. В  наше  время, в  XX  в. такие исследования  стали предметом специальных   политических  и философских   дисциплин, изучающих власть и политику. Увлечение проблемами политического сознания и поведения привело к психологизации политических наук и появлению бихевиоризма  - учения о поведении и его психологических мотивах. Действительно, проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой жизни.  Не  меньшее значение  и ту же   сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти - подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы власти и следовать им. Командование и исполнение - два равным образом универсальных принципа власти. Они нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности  - склонной властвовать (властной) и подчиняющейся,  принимающей власть.  Оба типа общественно необходимы. Они  воспроизводятся в форме крупных политических структур и отношений  между  ними - государства и общества, правительства и масс и т.п. Цивилизованное человечество ориентировано на координацию их  отношений, на превращение этих  отношений по возможности в организованные и бесконфликтные.    Функции   политической власти обозначены ее  определением: это формирование политической системы  общества,  организация его политической жизни, политических  отношений,  которые включают  отношения  между государством и обществом, общественными группами,  классами, ассоциациями,   политическими институтами,  аппаратами   и   органами  государственного управления, партиями,  гражданами и т.д., управление делами  общества и государства на разных  уровнях;  руководство органами власти  и  политическими,  а  также  неполитическими процессами; контроль  политических и  иных  отношений  и  в  конечном  счете - создание определенного, характерного для того  или иного общества  типа правления,  политического режима   и  государственного строя   (монархического, республиканского), открытого  или закрытого, замкнутого, отгороженного  от государств (автаркического) общества, присущей данному  государству политической системы, соответствующих ей политических отношений  и др. политических характеристик общества.    Анализ   видов, форм  и  методов власти  позволяет построить ее  научную  классификацию (типологию  власти), которая весьма важна для оценки  облика власти, ее  роли в обществе, ее функционирования  и перспектив.

Власть разных типов различается  по ряду  взаимосвязанных и пересекающихся   признаков: 

1)  (институционные  организованные   в форме   различных учреждений  со  структурами руководящих и подчиненных   уровней, иерархией отношений распоряжения - подчинения) и неинституционные  (неформализованные, без четко выраженных руководящих и   исполняющих звеньев) -  власть  в политических  ассоциациях, лидерство в неформальных   группах и т.п. типы; 

2)   (по  области функционирования   различаются политические и   неполитические власти, которые, в основном все так или иначе связаны с политикой   происхождения,   общими    организационными    принципами    и   функциями (экономические, правовые, идеологические и др. власти, власти в родственных и личных отношениях, в  кланах,  корпорациях  и   т.п.);

3) (по  области и объему   прерогатив различаются государственная, ассоциативная (партийная, групповая, власть местной администрации и т.д.), власть государства во внешнеполитических  отношениях, международная  власть  всемирных  организаций, союзов, блоков стран  и интегрированных  государственных сообществ;

4) по  субъекту власти -парламентская, правительственная, судебная, личная (монархическая - королевская, царская и т.п., президентская), коллективная   (партийная,  коллегиальная  власти  руководящих   групп, клановая, народная, классовая, власть т.н. правящих  сил и  т.д.);

5) по структуре правящего субъекта  -  единоличная,  единоначальная  (монархическая,  самодержавная,  диктаторская, директорская и пр.) и полиархическая,  образованная группой - олигархией  (тип группового самовластия) ;

6) по  применяемым   методам   различаются  власти   как  господство,  насилие, принуждение   других  видов,  убеждение,  авторитет  (наиболее  развитая,  престижная  и легитимная форма власти, привлекающая   своими нравственными нормами, служением обществу, побуждающая    следовать ее  идеям   и принципам),   харизматическая  власти,  эмоционально насыщенная, волевая, интуитивно, но верно отражающая  массовые общественные настроения и запросы;

7) по  социально-политической природе и структурной организации носителя власти -монархическая, республиканская;

8) по  режиму правления  - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и пр.;

9) по социальному типу - феодальная, буржуазная и т.д.    влатсь  организуется  и функционирует   в обществе  на  нескольких   взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях:  макроуровне высших   центральных политических  институтов, высших   государственных учреждений   и  организаций, руководящих   органов политических партий  и  ведущих    общественных  организаций;  среднем  (или  промежуточном)    уровне ("мезоуровне"  в западной  политической  терминологии), который   образуют  аппараты  и учреждения т.н. среднего звена и местные  административные власти регионального, областного и районного масштабов  (различные ведомства, агентства, комиссии, советы, префектуры и т.п. учреждения)  и микроуровне  отношений  между  людьми,   малыми  группами  и внутри них, которые образуют общую ткань политических отношений,  настроений, движений в обществе и сферу его политического и общественного самоуправления. Средний уровень власти связывает два других системой  органов управления,  через него  проходят конкретные  решения   высших инстанций власти  и ответные реакции общества на них.  Этот уровень концентрирует основную часть политических   должностных лиц   и   основные  кадры   политического управления (бюрократии).

Типология власти

Политическая  власть является многомерным общественным образованием и имеет структуру власти. Структура власти выступает как система трех определенным образом субординируемых видов властных отношений:

  1. Социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью.
  2. Политико-управленческих,регулирующих многообразие экономических,  социальных, духовных взаимоотношений политических кругов (посредством политических институтов, методов, приемов) с социальными образованьями и организациями в обществе.
  3. Политико-идеологическихотношений,оказывающихвсестороннееи систематическое идейно-психологическое воздействие на массовое сознание.

В зависимости от используемых средств  влияния выделяют следующие типологию власти:

  • экономическая, опирающаяся на экономические ресурсы, собственность на различного рода материальные ценности. То есть в основе этого типологии власти – связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями человека;
  • социальная власть тесно связана с экономической. Но если экономическая власть имеет рычаги распределения материальных благ, то социальная распределяет положение в социальной структуре – статусы, т.е. влияет на общественное положение широких слоев населения (путем назначения на должности, льгот, привилегий и др.);
  • культурно-информационная (духовно-информационная) – это власть над людьми с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации и средств их распространения и др.. На современном этапе из всех видов духовного влияния первостепенное значение приобретает научно-информационная власть. В целях воздействия на сознание людей используются различные каналы – школы, ВУЗы, СМИ и др.;
  • политическая власть включает прежде всего власть государства, власть органов местного самоуправления, власть партий, политических лидеров, средств массовой информации. Но центральной в политической власти является власть государства, таким образом она включает в большей или меньшей степени все другие перечисленные виды власти. Ее центральное положение определяется также монополией на принятие законов, обязательных для всех граждан страны.

 

 

 

 

В основу типологии политической власти положены особенности элементов  власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.

Типология власти в зависимости  от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):

– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);

– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;

– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);

– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.

Типология власти в зависимости  от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.

Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:

– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);

– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);

– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).

Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.

Типология власти по широте охвата различных структур:

– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;

– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);

– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);

– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).

Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:

– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;

– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;

– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;

– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).

Основные черты политической власти

  • Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
    • первичные — крупные социальные группы со своими интересами
    • вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
  • закрепление в законах полномочий субъекта правления
  • чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
  • принцип (функционального) разделения власти
  • легитимность власти
    • легальность (законное основание для власти)
    • легитимность (поддержка власти обществом)

Информация о работе Типология власти и ее правление