Типология власти и ее правление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:13, реферат

Описание работы

Во все времена развития политической науки термины «политика» и «власть» были неразрывны. Это можно объяснить тем, что власть составляет ядро политики. Проблема власти — одна из самых основных в истории политологии. Власть извечно сеет раздор между людьми, социальными группами, классами, государствами. Борьба за власть — самое бескомпромиссное и жесткое соперничество сословий, групп, партий, нередко приводящее их к взаимному уничтожению. Любая социальная революция или модернизация общества тесно связана с вопросом власти, принадлежности к ней, обладания ею. Вместе с тем общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

Содержание работы

1 Введение
2 Власть
3 Типология власти
4 Политические режимы, их типы
5 Заключение

Используемая литература:

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Функции

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства  во внутренней и внешней политике.

Рациональная власть

Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.

Рационально-правовой, или легальный  тип власти наиболее распространён  в современном обществе. Этот тип  власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая хартия вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).

Чисто теоретически легальный тип  власти является идеальной моделью  реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

Основные элементы легальной власти:

  1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.
  2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.
  3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.
  4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.
  5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

Иррациональная власть

Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.

Традиционная власть

Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

Положительные черты:

  • меньше затрат на управление
  • чувство общности среди людей
  • устойчивость перед внешними потрясениями

Отрицательные черты

  • слабая восприимчивость к новому
  • неповоротливость государственного аппарата
  • постепенное накопление внутренних противоречий
  • возможна экономическая стагнация

Экономическая власть

Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у объекта, но нет у субъекта, при этом субъект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики, «хозяйствования». Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т. д.

Харизматическая власть

Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.

Харизматический тип власти можно  считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет  его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Именно из-за самой специфики  харизматической власти возникает  ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической  власти:

  1. Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
  2. Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
  3. Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.

Если же ни один из перечисленных  механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

  • преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
  • недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

Фобократия

Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.

Авторитарная власть

Авторитарные общественные взаимоотношения  означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.

Политические режимы, их типы

Политический режим — это  совокупность приемов, методов и  средств, которыми господствующий класс, социальный слой осуществляет свое политическое господство. «Политический режим определяется тремя основами. Экономической — выступает собственность на основные средства производства: в чьих руках собственность — в интересах того класса и создаются благоприятные условия политической жизни. Политической — служит государство. Наделенное законодательными и исполнительными функциями власти, оно устанавливает и поддерживает в обществе порядок, выгодный и угодный власть имущим. Идеологической основой является идеология господствующего класса, утверждающая в сознании людей мысль о целесообразности именно существующего общественного устройства» (Андреев С. С. Политический режим и политическая демократия// Социально-политические науки. — 1992. — № 2—3. — С. 10).

Осуществляя свое политическое господство, правящий класс по отношению к  разным классам, социальным слоям и  группам в одно и то же время  использует разные, причем зачастую диаметрально противоположные методы, средства. Например, применяя жестко авторитарные методы осуществления власти по отношению к классам своим антиподам, политически господствующий класс в это же время по отношению к одним «своим» социальным слоям использует демократические методы, к другим — попустительские, к третьим — методы прямого насилия и т. д., и т. п. В связи с этим в реальной действительности никогда не существовало и не существует «чистых» политических режимов, всегда наличествует целый спектр политических режимов: тоталитарный, авторитарный, авторитарно-тоталитарный, демократический, демократически-авторитарный, развернутый демократический, либеральней, либерально-демократический, попустительский, попустительско-либеральный и т. д.

Важнейшей характерной чертой всякого  политического режима является его  двойственность, даже тройственность и т. д. В силу этого ни один из существовавших на предыдущих этапах развития человечества и существующих ныне политических режимов нельзя безоговорочно отнести ни к одному четко определенному типу. Политические режимы периода рабовладения, например, для рабов были жестко тоталитарными, для рабовладельцев — демократическими. Политическая организация эпохи средневековья, обеспечивая демократический режим для феодалов, использовала диктаторские методы осуществления власти по отношению к трудящимся классам. Политический режим капиталистического общества, хотя и прикрывает свою сущность народовластными институтами, демократическим является лишь для власть имущих, но не для трудящихся (подробно об этом см.: Андреев С. С. Политический режим п политическая демократия// Социально-политические науки. — 1992. — № 2—3. — С. 12—15). В нашей стране фактически в течение длительного времени существовал авторитарно-тоталитарный политический режим. Однако таковым он являлся лишь для трудящихся. Для партийно-государственного аппарата он во многом был либерально-попустительским. Все названные политические режимы в конкретных странах проявляются со множеством специфических особенностей.

Двойственность, тройственность и  т. д. политического режима обусловливает то, что господствующие в ряде стран режимы получают названия по именам государственных деятелей, глав государств и т. д. — гитлеровский режим, режим Пол Пота, режим Пиночета и т. п.

Тот факт, что господствующий социальный слой по отношению к другим общественным слоям и группам использует разные приемы и методы воздействия, не исключает того, что в конкретное время какие-то из этих методов и приемов, то есть какой-то режим является доминирующим. Характер этого режима определяет и сущность господствующей политической системы. В зависимости от доминирующего режима господствующие политические системы подразделяются на тоталитарные, авторитарные, демократические.

Типы политических режимов можно  определить только но отношению конкретной взаимосвязи господствующих классов, социальных слоев с другими классами, социальными слоями, группами.

Типы политически режимов достаточно подробно охарактеризованы в научной; учебной литературе. Поэтому нет  необходимости характеризовать  их вновь. Однако, в связи с тем, что в последние годы много говорится о демократии, есть смысл подробнее рассмотреть ее сущность и основные признаки проявления.

 

 

 

 

Заключение

Политическая власть предстает  как совокупность механизмов и средств, способов, определяющих воздействие политических субъектов на поведение социальных общностей людей, организаций с целью управления, согласования, подчинения интересов всех членов общества всеобщей политической воле через убеждение и принуждение.

Убеждение и принуждение как  средство политической власти в реальной политике выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство. В зависимости оттого, к чему прибегают в государстве чаще — к убеждению или принуждению, — можно выделить тоталитарную, авторитарную, демократическую, политические власти, которые основываются на отношениях зависимости или независимости политических субъектов.

Политическая практика базируется на таких принципах политической системы, как всеобщность, управляемость, легитимность, многоуровневость.

Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти. По отношению к государству можно выделить политико-государственную и политико-негосударственную власти. При этом последняя будет основываться на власти политических партий, общественно-политических организаций, местного самоуправления.

Эффективность политической власти зависит  от качественности власти как на федеральном, региональном, так и на местном уровне. Российский парламент на данном этапе является говорильней, он пока не стал центром высшего законодательного и представительного органа государства. В России до сих пор нет согласия относительно курса проводимых реформ законодательной и исполнительной ветвями государственной власти. Судебную власть центром государственного властвования считать рано, так как до господства власти права в России еще далеко. Вместе с тем в России продолжаются реформы, целью которых является преодоление затяжного кризиса.

 

 

 

Используемая литература:

1.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

2.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные  задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова.  – М.: АСТ: Астрель, 2008.

3.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор  / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт  и др. – М. : Эксмо, 2010.

4.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

5.Обществознание. 11 класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова,  А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.

6.Обществознание. 10 класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений: базовый  уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов,  Н.И.Городецкая и др.; под ред.  Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

7. Обществознание. 11 класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений: базовый  уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Информация о работе Типология власти и ее правление