Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:26, контрольная работа
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.
Введение.
1. Понятие «избирательная система» и её структура.
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки.
3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Госдуму РФ.
Литература.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Политология
Тема : Типы избирательных систем
(Ф.И.О.)
Факультет: Финансы и кредит
(Ф.И.О.)
Москва – 2013 г.
Введение.
1. Понятие «избирательная
2. Мажоритарная и
3. Опишите основные параметры
и особенности современной
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Выборы являются основополагающим
средством формирования органов
Российской Федерации. Органы государственной
власти формируются двумя способами:
путем выборов и путем
Свободные демократические выборы
чужды тоталитарному
Выборы непосредственно
1. Понятие «избирательная
выборы избирательная система мажоритарная пропорциональная
В российской научной литературе существует
два подхода к пониманию
Избирательная система в широком смысле - совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле -- порядок определения результатов голосования. Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно узкий смысл, также как и дореволюционные отечественные авторы не выделяли избирательной системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано с нормативным введением в оборот понятия избирательная система в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов) проводят их классификацию. В этой работе речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.
Понятие избирательной системы
складывается из всей совокупности правовых
норм, регулирующих порядок предоставления
избирательных прав, проведение выборов
и определения результатов
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности. Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.
С начала прошлого столетия выдвигались
компромиссные идеи, направленные на
обеспечение хотя бы частичного представительства
меньшинства - ограниченного вотума,
системы единственного
Установление той или иной избирательной
системы есть результат субъективного
выбора, который нередко определяется
соотношением политических сил в
законодательном органе. Те или иные
способы определения итогов выборов
часто оказываются более
История развития избирательного законодательства
в различных странах накопила
многообразие подходов к конструированию
избирательных систем. Наиболее распространенными
из них в настоящее время являются
мажоритарная, пропорциональная, смешанная,
преференциальная избирательные системы,
система отдельно (единственно) передаваемого
голоса, избирательная система
Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Это означает, что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов они в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Особо следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона об основных гарантиях Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ впервые на законодательном уровне охарактеризованы в качестве государственных органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти. Однако вряд ли в этом стоит усматривать формирование нового канала государственной власти, дополняющего классическую теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Мажоритарная и
Как мы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победители становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).
Мажоритарная система имеет
одночленные избирательные
Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.
В российской литературе по правовым
вопросам избирательной системы
предлагалась следующая альтернатива.
Дело в том, что, по мнению Вадима Белоцерковского:
малочисленность состава партий
и одновременно их многочисленность
делает неизбежной их зависимость от
номенклатурно-мафиозных
При выборах по производственному принципу у кандидатов и партий исчезает необходимость искать поддержки у властей и финансовых структур. Для избирательной кампании по месту работы кандидатам не потребуется ни копейки! Не менее важно также, что избиратели всегда будут хорошо знать, за кого они голосуют - ведь это будут их коллеги! - легко смогут контролировать избранных ими депутатов и отзывать, если депутаты станут защищать чужие интересы. При территориальных выборах избиратели округов, работая в различных местах, сорганизоваться для контроля над депутатами практически не способны. При выборах на производственной основе уже не будет иметь значения, сколько в стране партий, отпадает и проблема квотума избирателей. Невозможной сделается и фальсификация результатов.