Типы избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие «избирательная система» и её структура.
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки.
3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Госдуму РФ.

Литература.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 33.25 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

  Кафедра Философии и социологии

            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                     по дисциплине: Политология

         Тема : Типы избирательных систем

 

                                                               Выполнил: Гасандибиров С.М.

(Ф.И.О.)                         

             Факультет: Финансы и кредит

                                                                                Специальность: Бакалавр

                                                                                         Курс  1   группа № 1Б ЭФ-103

                                                                               Личное дело №125512

                                                                                     Преподаватель: Юдин В.В.

   (Ф.И.О.)

Москва  – 2013 г.

 

Введение.

1. Понятие «избирательная система»  и её структура.

2. Мажоритарная и пропорциональная  избирательные системы, их достоинства  и недостатки.

3. Опишите основные параметры  и особенности современной российской  избирательной системы. Объясните  политический смысл перехода  к пропорциональной системе на  выборах в Госдуму РФ.

 

Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Выборы являются основополагающим средством формирования органов  Российской Федерации. Органы государственной  власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты  в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную  легитимность всей структуре органов  государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная  Дума и глава государства - Президент  Российской Федерации. Именно в них  воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления.

Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились  формальные “выборы”, которые являли собой сплошной фарс. Выборы они  проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, “народные  избранники” традиционно получали по официальным данным 98-99 процентов  поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы  для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей  стороны влияют на неё. Вся их организация  и порядок определения результатов  голосования тесно связаны с  политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

1. Понятие «избирательная система»  и её структура

выборы избирательная система  мажоритарная пропорциональная

В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" - широкий и узкий.

Избирательная система в широком смысле - совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Избирательная система в узком  смысле -- порядок определения результатов голосования. Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно узкий смысл, также как и дореволюционные отечественные авторы не выделяли избирательной системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано с нормативным введением в оборот понятия избирательная система в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов) проводят их классификацию. В этой работе речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.

Понятие избирательной системы  складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов  и определения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет  и усеченный смысл: когда он употребляется  применительно к порядку определения  результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в  каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие  по существу совершенно отдельную и  неповторимую избирательную систему.

Исторически первой избирательной  системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип  большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности. Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

С начала прошлого столетия выдвигались  компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства  меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого  голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые  как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности. В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса.

Установление той или иной избирательной  системы есть результат субъективного  выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в  законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов  часто оказываются более выгодными  отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения  в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума.

История развития избирательного законодательства в различных странах накопила многообразие подходов к конструированию  избирательных систем. Наиболее распространенными  из них в настоящее время являются мажоритарная, пропорциональная, смешанная, преференциальная избирательные системы, система отдельно (единственно) передаваемого  голоса, избирательная система перебаллотировочного голосования. При этом на выбор той или иной избирательной системы влияют характер и история демократического развития конкретной страны, конституционные принципы организации структуры и полномочий представительных органов власти, национальные и местные особенности, которые, в свою очередь, могут придавать избранной системе особую специфику и национально-культурный колорит.

Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Это означает, что для обеспечения  реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов они в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Особо следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона об основных гарантиях Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ впервые на законодательном уровне охарактеризованы в качестве государственных органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти. Однако вряд ли в этом стоит усматривать формирование нового канала государственной власти, дополняющего классическую теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

2. Мажоритарная и пропорциональная  избирательные системы, их достоинства  и недостатки

Как мы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных  систем: пропорциональная и мажоритарная. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победители становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).

Мажоритарная система имеет  одночленные избирательные округа, где побеждает простое большинство  голосов. Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии. В одночленных  округах есть преимущество, заключающееся  в возможности объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух - консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической - традиционных партий. В странах  с пропорциональной избирательной  системой используются многочленные округа и места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученных голосов в данном округе. В англо-американских одночленных округах победитель получает все места. В многочленных округах победитель получает только причитающийся ему процент голосов. Пропорциональная избирательная система не дает партиям никакого вознаграждения за то, что эти партии будут держаться вместе. Более того, пропорциональное представительство поощряет даже раскол в партиях и движениях. На выборах 12 декабря 1993 года в Федеральное Собрание в России движение ”Демократическая Россия” выступило четырьмя малыми партиями.

Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной  системе дают возможность партиям-лидерам  поочередно подниматься на вершину  государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.

В российской литературе по правовым вопросам избирательной системы  предлагалась следующая альтернатива. Дело в том, что, по мнению Вадима Белоцерковского: малочисленность состава партий и одновременно их многочисленность делает неизбежной их зависимость от номенклатурно-мафиозных кругов, от госвласти и связанных с нею коммерческих структур, к которым должны идти на поклон карликовые партии. Своими силами и деньгами им почти не возможно пробиться в парламент. В этих условиях большинство депутатов оказывается под жестким контролем указанных кругов и структур, и о демократии уже не может быть и речи. Народ в парламенте оказывается некому представлять. В этой ситуации выход из тупика могла бы дать система выборов по производственному принципу. То есть, когда депутаты выдвигаются и избираются на предприятиях, в учреждениях и объединениях работников - “единоличников” - фермеров, писателей, кустарей, адвокатов, частных предпринимателей. Иначе говоря, речь идет о возвращении к системе выборов первозданных Советов, но не классовой, а на общественной основе, чтобы все слои общества были представлены в законодательных органах власти. Частные предприниматели - пропорционально доле частного сектора в валовом продукте.

При выборах по производственному  принципу у кандидатов и партий исчезает необходимость искать поддержки  у властей и финансовых структур. Для избирательной кампании по месту  работы кандидатам не потребуется ни копейки! Не менее важно также, что  избиратели всегда будут хорошо знать, за кого они голосуют - ведь это будут  их коллеги! - легко смогут контролировать избранных ими депутатов и  отзывать, если депутаты станут защищать чужие интересы. При территориальных  выборах избиратели округов, работая  в различных местах, сорганизоваться  для контроля над депутатами практически  не способны. При выборах на производственной основе уже не будет иметь значения, сколько в стране партий, отпадает и проблема квотума избирателей. Невозможной сделается и фальсификация результатов.

Информация о работе Типы избирательных систем