Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:13, реферат
Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая конфликтология. Если политика – всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «Политический конфликт»………………………………………….4
2. Структура политического конфликта………………………………………...6
3. Типология политических конфликтов. Этнополитические конфликты……8
4. Функции политических конфликтов………………………………………...11
5. Способы и методы разрешения конфликтов………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «Политический конфликт»………………………………………….4
2. Структура политического конфликта………………………………………...6
3. Типология политических конфликтов. Этнополитические конфликты……8
4. Функции политических конфликтов………………………………………...11
5. Способы и методы
разрешения конфликтов………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая конфликтология. Если политика – всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.
Конфликт становится политическим тогда, когда в его содержании обнаруживается стремление субъектов выразить и отстоять собственные интересы, реализация которых ведет к изменению системы властных отношений.
Политический конфликт - острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимным проявлением различных политических интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической и государственной власти, овладения ведущими позициями в институтах и властных структурах, борьбы за право на влияние или доступ к принятию важных решений по вопросам власти и собственности в обществе.
1. Понятие «Политический конфликт»
Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Он является одной из форм проявления политического процесса, способом разрешения его противоречий. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Смита, А. Токвиля. Выделение политических конфликтов в самостоятельную проблему мировой политической науки приходится на середину ХХ в. За прошедшее время политическая конфликтология стала одним из важнейших разделов теоретической и прикладной политологии. В отечественной политической науке особое внимание уделяется исследованию региональных и межнациональных конфликтов. Для современной России проблема изучения природы конфликтов и способов их урегулирования очень важна:
1. С точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации;
2. В силу непосредственной близости многих конфликтов от границы страны;
3. Из-за особой опасности конфликтов в многонациональной стране, наличия ряда устойчивых конфликтогенных зон.
Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей.
Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.
Объектом и предметом политических конфликтов является политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти данного общества.
В качестве субъектов политического конфликта могут выступать индивид, малые и большие социальные группы (в том числе этнические – род, племя, нация), государства и их коалиции.
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликт интересов. Конфликты
такого рода преобладают в
экономически развитых странах,
устойчивых государствах, политической
нормой здесь является «торг»
по поводу дележа
2. Конфликты ценностей
характерны для развивающихся
государств с неустойчивым
3. Конфликты идентификации:
характерны для обществ, в которых
происходит отождествление
2. Структура политического конфликта
Как уже отмечалось выше, конфликт выступает как один из видов социального взаимодействия и соответственно имеет определенную структуру.
Структуру конфликта можно определить, как совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов социального конфликта:
1. Участники конфликта (индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции и др.). Нет участников – нет конфликта.
2. Предмет конфликта (само противоречие, точка пересечения интересов конфликтующих сторон). Следует отметить, что существуют конфликты, не имеющие предмета, их называют нереалистичные конфликты (это противоборство, обусловленное не наличием у сторон противоположных целей, но необходимостью разрядки напряжения для одной или обеих сторон).
3. Конфликтные действия (т.е. непосредственное конфликтное взаимодействие). Их можно разделить на:
- активно - конфликтные (вызов);
- пассивно - конфликтные (ответ на вызов).
4. Условия конфликта (физическая, социальная среда). Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной. Например, наличие социальной или экологической напряженности, уровень преступности, качество работы правоохранительных органов, низкая покупательная способность населения в регионе и др.
5. Последствия конфликта (они сказываются не только на участниках, но и на состоянии социума, на перспективах будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий).
3. Типология политических конфликтов.
Этнополитические конфликты.
Политические конфликты многообразны, однако можно по различным критериям выделить их определенные типы:
1. С точки зрения зон
и областей проявления внутрипо
Внутриполитические конфликты подразделяются на институциональные и неинституциональные, режимные и легитимные, раскрывающие взаимодействия между различными субъектами власти, отражающей характер политических процессов, по которым разгорается спор индивидов и групп в сфере государственного управления или других сфер общественной жизни.
Институциональные, т.е. осуществляемые в рамках политической системы, неинституциональные, т.е. выходящие за эти рамки. Субъектами институциональных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, подчиняющиеся единым правилам политической игры, но занимающие различные позиции. Предмет таких конфликтов – отдельные элементы политической системы и политика правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей.
Субъектами неинституциональных внутриполитических конфликтов выступают с одной стороны правящие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры, а с другой – внесистемная оппозиция: народные массы, политические активные группы, радикальные организации, выступающие против существующих порядков, господствующей власти и действующие за рамками общепринятых правил политической игры. Предметом конфликта – существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта либо победа правящего режима и уничтожение внесистемной оппозиции, либо смена политической системы.
Режимный внутриполитический конфликт – это когда целью одного из субъектов может быть захват власти в стране или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства. Легитимный конфликт это когда часть государства стремиться отделиться от целого государства.
Внешнеполитические конфликты происходят в сфере международных отношений. Субъектами могут выступать отдельные государства, группы государств или международные организации.
2. По вовлеченности в
конфликт, по масштабам политических
преобразований и характеру
Источником частичных конфликтов являются противоречия по поводу неосновных, конъюнктурных интересов и ценностей. В этих конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные или незаинтересованные в разрешении определенных политических проблем. Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и ценностями крупных социальных групп. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения.
3. С точки зрения публичности
противоборствующих сторон
В закрытых (латентных) конфликтах доминируют теневые, закрытые для внешнего наблюдения взаимодействия соперничающих сторон при принятии политических решений.
4. По формам разрешения политические конфликты могут быть насильственными и мирными.
5. По временным характеристикам
конкурентные взаимодействия
Наконец, содержательная типология предполагает выделение конфликтов по характеру порождающих их причин. Здесь можно выделить национальные, расовые, религиозные и т.д., которые всегда принимают политический характер становятся этнополитическими.
Этнополитический конфликт – столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением политической власти, определением ее символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которой этнические различия становятся принципом политической мобилизации, и по крайней мере одним из субъектов является этническая группа.
Основные типы этнополитических
конфликтов:
– конфликты, в основе которых лежат факторы
исторического характера, обусловленные
традициями многолетней национально-освободительной
борьбы;
– конфликты, порожденные стремлением
этнической группы реализовать право
на самоопределение в форме создания независимого
государства;
– конфликты, в основе которых лежат притязания
того или иного государства на часть территории
соседнего государства;
4. Функции политических конфликтов
Большое значение для политической жизни общества вносят интегративная, информативная и инновационная функции конфликта.
Интегративная функция: политический конфликт влияет на соотношение индивидуальных и групповых интересов, способствует группообразованию, формированию определенных политических общностей. Соперничество тех или иных субъектов с одними силами, как правило, вырастает в сотрудничество с другими силами. Таким образом политический конфликт стимулирует формирование политических союзов, коалиций.
Информационная функция. Эта функция имеет две стороны: сигнализирующую и коммуникативную. Сигнальная сторона заключается в том, что государственная власть начинает обращать внимание на те проблемы, которые послужили источником конфликтов, предпринимать какие-то меры для их решения. Коммуникативная сторона заключается в том, что для обеих конфликтующих сторон необходимо располагать информацией, позволяющей сделать выводы о стратегии и тактике своего соперника, ресурсах, которыми он располагает. Расширяя свой информационный обмен, стороны усиливают коммуникативный обмен друг с другом, подавая гораздо больший объем информации о фактах и причинах, интересах и целях, позициях и программах своего соперника. Обмен информацией стимулирует действия, способные поставить ситуации под контроль и тем самым преодолеть возникшее возбуждение в политических процессах.