Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:13, реферат
Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая конфликтология. Если политика – всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «Политический конфликт»………………………………………….4
2. Структура политического конфликта………………………………………...6
3. Типология политических конфликтов. Этнополитические конфликты……8
4. Функции политических конфликтов………………………………………...11
5. Способы и методы разрешения конфликтов………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………
Инновационная функция. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного преобразования общества и продвинуться в его развитии. В результате конфликта происходит разрушение старых общественных противоречий, переход общества в новое качественное состояние. Под воздействием конфликта формируются новые государственные институты, принимаются новые законы и иные правовые акты.
Являясь постоянно действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции, которые также можно разделить на позитивные и негативные.
Рисунок 1 Функции политических конфликтов
5. Способы и методы разрешения конфликтов
Центральная проблема конфликтов – их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).
Для разрешения конфликта необходима разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта.
Основные способы разрешения конфликтных ситуаций это компромисс и консенсус:
Компромисс определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью называются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки о политические коалиции.
Консенсус – это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.
Консенсус – универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.
Урегулирование конфликтов – довольно широкое понятие, оно подразумевает:
- предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.)
- разрешение конфликтов,
предполагающее устранение
С учетом основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.
Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта.
Вторая – на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.
И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1. соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
2. соглашение в соответствии
с законодательной или
3. соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4. застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
Основными формами регулирования конфликтных ситуаций являются: переговоры, посредничество, арбитраж.
Переговоры предполагают создание такого органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принимают решения установленным способом: голосованием – принятием решения большинством голосов, квалифицированным большинством, на основе консенсуса.
Однако переговоры могут не дать результата, и требуется, привлечение третьей стороны, то есть не участвующих в конфликте лиц или инстанций. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество. Оно предполагает соглашение сторон периодически выслушивать мнения третьей стороны и рассматривать ее предложения. Вторая, более жесткая, форма посредничества – арбитраж, когда решение третьей стороны является обязательным. Но обязательность решений арбитража выводит регулирование конфликта на уровень возможности его подавления, и поэтому следует прибегать к этой форме в крайних случаях. Подавленный конфликт – это все равно остающийся конфликт, но только принявший скрытую, а значит, и более опасную форму.
Заключение
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.
В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения, детерминированную несовместимостью коренных интересов субъектов политики, установкой на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов. В трансформирующихся обществах политический конфликт может проявляться в острых и своеобразных формах.
Главная функция конфликтов заключается в коррекции, главным образом в положительную сторону, аспектов политической системы, так как только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.