Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 23:40, доклад
В отличие от экономически развитых стран с дуалистической системой частного права, где уже столетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота в виде торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства, в России правовая база в сфере торговли еще только складывается. Хотя торговое законодательство в России и существует, оно неустойчиво и имеет значительные пробелы в правовом регулировании внутренней торговли.
Системный анализ (толкование)
Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
В отличие от экономически развитых стран с дуалистической системой частного права, где уже столетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота в виде торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства, в России правовая база в сфере торговли еще только складывается. Хотя торговое законодательство в России и существует, оно неустойчиво и имеет значительные пробелы в правовом регулировании внутренней торговли.
Правовой статус многих субъектов
оптовой торговли, реально существующих
на рынке, вообще ничем не урегулирован.
Это касается дилеров, дистрибьюторов,
торговых домов, оптовых, оптово-промышленных,
оптово-розничных объединений
На федеральном уровне
не урегулирован правовой статус и
таких особых субъектов, как оптовые
ярмарки, промышленно-торговые выставки,
оптовые продовольственные
Необходим специальный федеральный закон, который ограничил бы торговлю некоторыми видами товаров, например, запретил торговлю в киосках алкогольной продукцией и табачными изделиями, установил перечень товаров для внемагазинной торговли, предусмотрел государственное регулирование цен на хлеб, товары массового спроса, соль, детское питание. Необходим закон об оптовой торговле.
Федеральный закон «Об
основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской
Федерации» во многом носит рамочный
характер, прямо регулирует деятельность
торговых сетей и не позволяет
устранить все существующие пробелы
нормативно-правового
За последнее десятилетие
в России изданы важнейшие законы,
определяющие условия коммерческой
деятельности. Новые законодательные
и иные нормативные акты существенно
изменили регулирование коммерческой
деятельности в содержательном отношении.
Однако бурное обновление законодательства
привело к некоторым
Новый закон о внутренней торговле 2009 года во многом обозначил болевые точки в правовом регулировании внутренней торговли, прямо урегулировал некоторые вопросы, создав новые правовые нормы, разграничил компетенции в нормативно-правовом регулировании торговой деятельности и уже послужил импульсом для развития регионального торгового законодательства. Также принятие Закона о госрегулировании торговли повлечет за собой как изменения в уже существующих нормативно-правовых актах, так и создание ряда новых документов.
В пояснительной записке
к законопроекту отмечается, что
в связи с принятием
1) КоАП РФ – в части
установления ответственности
2) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» – в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и определения порядка финансирования указанных полномочий;
3) Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» – в части уточнения регулирования порядка организации ярмарок и осуществления торговой деятельности на них.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. №ВЗ-П13–219 Минпромторгу России, федеральным органам исполнительной власти поручено до 15 февраля 2010 года внести в Правительство Российской Федерации согласованный перечень мероприятий необходимых для реализации положений Федерального закона.
В связи с вышеизложенным планируется в установленные сроки разработать следующие документы.
1) Проект федерального
закона «О внесении изменений
в законодательные акты
1. №184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
2. №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3. №271-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;
4. №195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
2) Проекты постановлений
Правительства Российской
1. Методику расчета и
порядок установления
2. Порядок включения в
схему размещения
3. Перечень отдельных
видов социально значимых
4. Перечень отдельных
видов социально значимых
5. Порядок создания системы
государственного
6. Методику расчета объема всех
реализованных продовольственных товаров
в границах субъекта Российской Федерации,
в том числе в границах города федерального
значения Москвы или Санкт-Петербурга,
в границах муниципального района, городского
округа в денежном выражении за предыдущий
финансовый год и определения доли объема
всех реализованных таких товаров хозяйствующим
субъектом, осуществляющим розничную
торговлю такими товарами посредством
организации торговой сети (за исключением
сельскохозяйственного потребительского
кооператива, организации потребительской
кооперации), в границах соответствующего
административно-
3) Приказы Минпромторга России, утверждающие:
1. Методические рекомендации
по разработке программ
2. Перечень информации, подлежащей
обязательному размещению и
3. Единую форму торгового
реестра, включающего в себя
сведения о хозяйствующих
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию. Особо следует отметить, что Законом N 381-ФЗ введены специальное правовое регулирование в отношении поставок продовольственных товаров.
Действие Закона N 381-ФЗ распространяется на отношения, возникающие между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами (далее - субъекты) в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также на отношения между субъектами при осуществлении торговой деятельности.
Данный Закон не применяется к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
Статья 2 Закона N 381-ФЗ раскрывает основные термины: торговый объект, стационарный торговый объект, нестационарный торговый объект, торговая сеть, продовольственные товары.
Торговые объекты делятся на стационарные и нестационарные. Критерием их разграничения является прочная связь с землей. Если торговый объект обладает такой связью, то он относится к стационарным, если нет - к нестационарным. На основании п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) можно сделать вывод о том, что стационарный торговый объект является недвижимым имуществом.
Интерес представляет определение торговой сети, к которой относятся два и более торговых объекта, если они находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением либо иным средством индивидуализации. Законодатель не связывает вопрос признания торговой сетью совокупности торговых объектов с оборотом данных объектов или их долей на рынке.
В ст. 4 Закона N 381-ФЗ перечислены методы государственного регулирования торговой деятельности. К ним относятся установление требований к ее организации и осуществлению, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.
Пунктом 2 данной статьи не допускается применение других методов государственного регулирования торговой деятельности, но при этом их использование возможно, если оно предусмотрено иным федеральным законом.
Для применения указанных методов государственного регулирования ст. ст. 5 - 6 Закона N 381-ФЗ установлены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в торговой деятельности.
Законом N 381-ФЗ введены специальные правила регулирования некоторых условий договора поставки продовольственных товаров, в частности условия о вознаграждении субъекта, осуществляющего торговую деятельность (покупателя по договору, далее - субъект торговой деятельности), за приобретение им товаров определенного количества и условия об оплате поставленного товара. Данным Законом установлен запрет на создание дискриминационных условий, навязывание определенных условий контрагенту по договору поставки и на использование при поставке продовольственных товаров в торговые сети договора комиссии и смешанного договора, содержащего его элементы. Кроме того, рассматриваемым Законом предусмотрено ограничение на использование посреднических договоров при продвижении продовольственных товаров, ограничение в отношении некоторых субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети, на приобретение и аренду дополнительной площади торговых объектов.
В законе впервые после
Указа Президента РФ «О свободе торговли»
дана классификация объектов торговли
на виды по их физическим характеристикам
(стационарные, нестационарные), совокупному
размеру их торговых площадей (крупные,
средние, малые), а также в зависимости
от ассортимента предлагаемых к продаже
товаров (универсальные и
Закон делает акцент на развитии
стационарной торговли, предоставляя
стационарным объектам упрощенный (уведомительный)
порядок государственной
Закон не запрещает торговлю
вне стационарных торговых объектов,
в том числе на ярмарках, выставках,
развозную и разносную