Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 23:40, доклад
В отличие от экономически развитых стран с дуалистической системой частного права, где уже столетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота в виде торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства, в России правовая база в сфере торговли еще только складывается. Хотя торговое законодательство в России и существует, оно неустойчиво и имеет значительные пробелы в правовом регулировании внутренней торговли.
Закон предписывает органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов на их территории с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом по схеме размещения, за субъектами малого и среднего предпринимательства должно резервироваться не менее шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов (п. 4 ст. 10).
Не менее важно ведение реестра торговых объектов на территории субъекта Федерации, что позволит не только обеспечить минимальные нормативы торговых площадей, но и усилить государственный контроль за соблюдением участниками торговой деятельности требований законодательства (ст. 20). Форма торгового реестра и порядок его ведения утверждается Министерством промышленности и торговли РФ.
В торговом реестре должны
содержаться сведения о хозяйствующих
субъектах, осуществляющих торговую деятельность,
о хозяйствующих субъектах, осуществляющих
поставку товаров (за исключением производителей
товаров), и о состоянии торговли
на территории субъекта РФ. Сведения торгового
реестра предоставляются
Орган государственной власти, формирующий торговый реестр субъекта Федерации, для целей государственной статистики ежеквартально предоставляет обобщенные сведения из торгового реестра в Министерство промышленности и торговли РФ.
Субъектам РФ разрешено устанавливать
в законодательном порядке
Впервые сделана попытка законодательно урегулировать деятельность «торговых сетей», которые подавляют конкуренцию и малый бизнес в сфере розничной торговли.
Система антимонопольного регулирования
– главная составляющая нового закона.
Это принципиальная государственная
позиция превентивного
На мой взгляд, для торговых сетей должны быть установлены более жесткие ограничения по объему реализованной продукции в регионе – 15 процентов, как это было в проекте федерального закона о внутренней торговле. Кроме того, необходим специальный закон о торговых сетях.
Стихийные процессы развития внутренней торговли теперь, отчасти, будут ограничены законодательными рамками. Законодатель определил правовые основы отношений между главными участниками оптово-розничного рынка продовольственных товаров – розничными торговыми сетями, поставщиками и производителями товаров, где оградил последних от негативных практик, часто применяемых торговыми сетями к поставщикам и производителям.
К таким «практикам» относятся
«бонусы» за доступ к сети, навязывание
услуг по маркетингу и рекламе, требования
о предоставлении информации о договорах
с другими торговыми
Закон о внутренней торговле запретил включать в цену договора поставки продовольственных товаров любые виды вознаграждения за исполнение договора. Законом предусмотрен единственный случай, когда торговая сеть имеет право на вознаграждение, включаемое в цену товара – за количество приобретаемых товаров, которое не может превышать десяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Запрещается выплата вознаграждения за приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров (п. 4, 5 ст. 9).
Определены и сроки оплаты продовольственных товаров торговыми сетями, которым товар предоставляется с условием оплаты через определенный срок, в зависимости от установленного срока годности таких товаров.
Закон о внутренней торговле во многом является документом прямого действия и пытается защитить поставщиков продовольственных товаров.
Закон также направлен
на защиту интересов потребителей,
так как предусматривает
Право устанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары первой необходимости предоставлено Правительству РФ, но при определенных условиях и на срок не более 90 календарных дней. Такая мера может действовать только в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо региона рост розничных цен на эти товары составил тридцать и более процентов, что, в общем, оставляет торговым сетям возможность достаточно часто повышать цены, не выходя за установленные законом рамки. Все эти меры свидетельствуют о косвенном регулировании цен.
По общему правилу, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют ассортимент и цены на продовольственные товары (ст. 8). Государственное регулирование цен (прямое регулирование) на отдельные виды товаров и торговых надбавок к ценам на них может быть установлено федеральными законами, а также принятыми на их основе нормативными правовыми актами субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Прямое регулирование цен на отдельные виды товаров применяется государством как метод государственного регулирования внутренней торговли и в ныне действующем законодательстве. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, но в этом перечне отсутствуют продовольственные товары.
Среди товаров народного
потребления в перечень включены
только водка, ликероводочная и другая
алкогольная продукция
Этим же постановлением Правительства РФ утвержден аналогичный перечень продукции, товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В этом перечне товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средне-специальных и высших учебных заведениях, продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Закон неоднократно упоминает перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, который в развитие нового федерального закона будет утвержден Правительством РФ.
Документ определяет права и обязанности торговых сетей при заключении договоров поставки продовольственных товаров, перечисляет недопустимые действия по отношению к поставщикам, оговаривает возможность регулирования торговых наценок и цен.
Законом устанавливаются
барьеры для применения разнообразных
негативных практик во взаимоотношениях
между торговлей и
Подводя итоги, следует отметить, что закон о регулировании торговой деятельности в РФ является лишь первой ступенью на пути создания единой нормативно-правовой базы для регулирования стремительно развивающейся торговой деятельности в России и оставляет возможность для его дальнейшего совершенствования.