Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:26, контрольная работа
Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность.
Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима…………………………………………………………………..…3
Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации……………………………………………..9
Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям:………………………………………………………………..15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный
финансово-экономический
Контрольная работа
по дисциплине «Политология»
Тема 17
«Тоталитарный политический режим»
Пенза – 2010
Содержание
Критерии |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
|||
Характер партийной системы |
|||
Развитость гражданского общества |
|||
Соблюдение прав и свобод человека |
|||
Отношение к рыночным экономическим механизмам |
|||
Идеологическая ситуация |
Сущность, истоки
и исторические условия формирования
политического тоталитаризма. Основные
признаки тоталитарного режима
Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле - специфический и экономический строй - феномен именно XX века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности, по крайней мере, одновременно с гуманистическими и демократическими идеалами. Теория тоталитаризма складывалась в 40 – 50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия.
Тоталитаризм – тип
Тоталитаризм не возникает случайно. Он имеет свои социальные предпосылки и причины возникновения.
Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном. Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии. Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально - экономических кризисов.
Итак, общие предпосылки
Но самой главной предпосылкой
возникновения тоталитарного
Тоталитаризм имеет как свои идеологические предпосылки, так и психологические корни. К первым относятся утопические мечты трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию – закономерный этап в развитии человечества. К психологическим корням тоталитаризма следует отнести открытый З. Фрейдом механизм инфантилизма. Суть его заключается в том, что вполне взрослый человек в стрессовой ситуации способен подобно ребенку делегировать свои права всемогущей сакральной Власти, отождествляемой им с Вождем – Отцом. Происходит слияние отдельного индивида с властью в форме искренней любви к диктатору.
Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами: итальянским фашизмом и германским национал - социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует.
В целом тоталитарному
Безусловным признаком тоталитаризма является то, что власть сосредоточивается в одних руках не для решения актуальных задач общенационального значения, а для защиты узкогрупповых интересов и лишения политических оппонентов права на ее использование. С другой стороны, концентрация власти имеет всепроникающий характер. Тоталитарная власть имеет все основания интересоваться мелочами, поскольку может контролировать общество только в том случае, если все его элементы, безусловно, и безоговорочно подчиняются системе. Тоталитарную власть интересует все. Она стремится к достижению полной и повсеместной лояльности к себе всех элементов и членов общества.
Любое проявление даже слабого политического несогласия безжалостно уничтожается и искореняется. Это первое и безусловное правило функционирования тоталитаризма. Тоталитарная система управления не выносит любой критики. Сделать невозможной, нецелесообразной и невыгодной любую критику по отношению к власти — основа тоталитарного управления.
Тоталитаризм — монополен по определению. Он может обеспечивать собственную жизнедеятельность только в том случае, если безраздельно господствует во всех сферах общественных отношений. С первого взгляда может показаться, что в тоталитарных обществах присутствует некоторое подобие конкуренции. Хотя бы между кланами — за власть или право распределения ресурсов. Однако это не так, поскольку война между отдельными финансово – политическими группами в тоталитарных системах ведется за монопольное влияние, и в любом случае речь идет не об ослаблении или ограничении полномочий противника, а о его полном устранении, не исключая физического.
Тоталитарная система
стремится к глобальному
Живучесть тоталитарной
системы объясняется также
И все же тоталитаризм — исторически обреченный строй. Его общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.
Тоталитаризм — закрытое
общество, не приспособленное к своевременно
Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом которой является командно - административная система, это явление не экономического, социального или политического плана, а культурно- идеологическое по своей сущности.
Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации
Переход от тоталитаризма к демократии, пожалуй, наиболее щекотливая тема с политической точки зрения. Во время, когда общество фактически отказалось от прошлого и начало заново строить будущее, во время, когда великое множество реформ, как политических, так и экономических запутали сознание самого общества. То есть фактически мы живем сейчас на грани, на грани целых эпох.
Для начала необходимо отметить, что наиболее впечатляющим нынешней картины является то, что социализм в форме коммунизма выступил против демократии. Социализм и демократия в нашей стране враждебно встали друг против друга, и практически социализм оказался на стороне тоталитаризма.
Руководящие круги коммунистической партии исторически оказались поразительно слепыми. Стране, начавшей только - только в XX веке выходить из крепостничества, где рабочий класс еще не имел опыта самостоятельной борьбы за свои интересы, навязывать социализм, а тем более коммунизм - значило подвергать социалистическое движение, его доктрину самым тяжелым испытаниям, а фактически ликвидировать его.
По сути, демократизм – это такое отражение интересов масс и народов, наций, которое учитывает как условия развития страны, так и основные вехи мирового исторического пути. Если говорить о проблемах современной демократии, то острейшая из них сводится к поиску ответов на новые вызовы жизни. Любая современная демократическая партия должна помнить, что действует в стране, в которой народ еще не освоил азов демократического, цивилизованного развития. Осваивать их, ориентируясь на современную перспективу, пожалуй, самое трудное, но и самое нужное. Это проявляется уже в отношении рынка, где конкурируют точки зрения рынка начала XIX-конца XX века.
Сегодня мало скорректировать старые воззрения с поправкой и пользу реализма и демократии. Сегодня перед нами стоит проблема выработки концепции новой современной демократии. Конечно, у общества слишком много неотложных задач: бушуют национальные страсти, не обеспечены элементарные потребности людей, разрушены экономические связи, как в эпоху гражданской войны. Но, решив эти задачи, мы вновь очутимся перед вопросом: что делать дальше, куда и как двигаться? Индустриальное развитие настолько усложнило экологические условия нашего бытия, что неотложной мерой должно быть изменение технологии производства. Оно в настоящем своем виде губит нас как общество, грозит вырождением народам и нациям. Демократия не может серьезно не считаться с этой опасностью. Демократия – лишь тогда демократия, когда она освещена светом мысли, знаний.