Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:26, контрольная работа
Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность.
Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима…………………………………………………………………..…3
Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации……………………………………………..9
Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям:………………………………………………………………..15
Это все проблемы нормального существования любого общества. Трудность заключается в том, что мы живем в преддверии третьего тысячелетия и поэтому не можем решать стоящие перед нами проблемы способами, какими пользовались в течение, скажем, XVII-XIX веков, В этом смысле современной демократии в России нужно вобрать в себя европейский и мировой опыт.
Пожалуй, главной составляющей наших сегодняшних трудностей является соотношение современности и наших российских условий. В истории русской политической мысли проблема использования мирового, прежде всего западноевропейского опыта стояла всегда остро. Нам нужна демократия, которая полностью основывается на почве российской действительности. Но чтобы не быть слепой, ограниченной, провинциальной, она должна иметь идеалы и разрабатывать теорию демократии, учитывающей опыт всемирной истории. Надо видеть наши проблемы во всемирно-исторической перспективе. Иначе мы будем и решать их чисто по-российски, отсталыми способами.
Необходимо выделить с одной стороны объективные задачи, которые стояли перед демократией, а с другой как эти задачи были решены и что, собственно, из этого вытекает для сегодняшнего дня. Несомненной задачей являлась и ликвидация унитарного государства. Слово "Демократия" в нашей стране, по крайней мере до сего дня, не имеет никакого смысла, в том числе никакого западного смысла, кроме как символическое обозначение антитоталитарного консенсуса. Демократии в европейском значении у нас не было и нет. Второй вопрос, наиболее важный: может ли в противостоянии демократии формироваться гражданское общество? Иными словами, придем ли мы к реальной политической демократии одновременно с формированием гражданского общества, или осуществим скачок к политической демократии.
История показывает, что современная демократия не может быть демократией одного класса. Считалось, что нет демократии вообще, а есть демократия определенного класса: рабовладельцев, буржуазии, пролетариата. Высшая форма демократии - "демократия для трудящихся". Вот почему встала так остро проблема перехода от недемократии к демократии, от тоталитаризма к демократии. Трудность состоит в том, что тоталитарные и демократические силы, тоталитарное мышление и демократическое - несовместимы. Они не могут бесконфликтно сосуществовать в рамках одной общественно-политической формации. Их отношение друг к другу - это всегда конфронтация. Но проблема и состоит в том, как демократам преодолеть тоталитаризм, не переставая быть демократами.
Демократия стремится устранить тоталитаризм, но поскольку в условиях тоталитарной системы ненасильственные, демократические способы борьбы кажутся невозможными, возникает непростая альтернатива: либо откладывать победу над тоталитаризмом на далекие времена, либо не ограничиваться только демократическими методами борьбы. Были поставлены конкретные цели: в переходе от тоталитаризма к демократии. В области экономики – плюрализм собственности, рынок: не монополистический, не мафиозный, не коррупционный. В политике - демонополизация политической жизни. Однако скоро стало очевидным, что невозможно разбить тоталитаризм, тоталитарную систему, возможно осуществить ее демонтаж только чисто демократическими способами и методами.
Победа над тоталитаризмом является лишь шагом на пути к полной победе демократических сил. Главная борьба с тоталитаризмом, за демократию еще впереди. На нынешнем этапе было бы правильнее говорить о тенденциях к новому монополизму. Прямого перехода от тоталитаризма к демократии быть не может, для этого требуется достаточно длительное время. Из этого следует, что создание современной демократии у нас в ближайшей исторической перспективе нереально. Но это отнюдь не означает, что нет места демократическим силам, ориентирующимся именно на такую демократию. Они непременно должны быть как ориентир на будущее.
Грань, на которой оказалась сегодня Россия является перекрестком различных форм правления. Нынешнюю ситуацию можно оценить как поражение сил старого тоталитаризма при отсутствии победы демократии, так как у нас нет ни цивилизованного конкурентного рынка, ни политических демократических механизмов, ни реально действующих политических партий. Нет у нас и соответствующей идеологической, теоретической атмосферы в обществе, нет активно действующего суверенного народа.
Дискуссию о тоталитаризме и демократии ведет сегодня вся страна на языке митингов и вооруженных столкновений, решений парламентов и требований бастующих.
Возникновение концепций политической модернизации относится к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Ее основой послужила теория модернизации, которая определила:
Теория модернизации учитывает специфику проявления в различных социально-политических условиях. Эта дифференциация нашла отражение в обосновании двух типов модернизации: оригинальная модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов; вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии.
Следует учитывать, что не существует единой теории модернизации, но при всем разнообразии подходов характерно то, что мера отсталости страны, региона определяются отклонением от «нормы развития».
Учитывая многообразие уровней социально – экономического развития, специфику внутриполитических факторов, в конце 60-х годов, а затем и в последующие годы исследователи, во-первых, расширили географию изучения объектов модернизации, во-вторых, сместили акцент на изучение проблем объективной обусловленности кризисов политических изменений, путей и форм их преодоления, в-третьих, политические процессы стали исследоваться с учетом их национального, культурного контекста. Опыт некоторых стран показал, что модернизация возможна не при ослаблении, а даже при усилении традиционной модели культуры.
В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и направлений политических изменений в посттоталитарном мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современной России. Теорию модернизации следует рассматривать в контексте социально-экономического, политического развития мирового сообщества.
Этапы политической модернизации
Этапы переходного периода от авторитаризма к демократии |
Содержание этапов |
Кризис авторитарного режима и его либерализация |
Расширение индивидуальных и коллективных политических прав при сохранении в политической системе авторитарных структур |
Установление демократии |
Качественное изменение в политической системе, состоящее в формировании демократических политических институтов и структур, взаимодействующих на основе демократических процедур. |
Консолидация демократии |
Период адаптации общества к новому политическому механизму, новой модели регулирования конфликтов. |
Опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Необходимо учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений.
Наличие противоречий, проявляющихся в развитии современного российского общества, широкая сфера распространения социальных конфликтов являются основой для проявления типичных для модернизации кризисов. Особую актуальность приобретает в наши дни изучение факторов, способствующих или нейтрализующих возможность социального взрыва. Теория политической модернизации, разработка конфликтологии переходного периода должна стать теоретической базой для формирующейся политической элиты России в проведении конструктивной политики.
Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям
Критерии |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства |
с одной стороны - жесткий контроль за политической сферой, а с другой - невмешательство государства в экономику и личную жизнь граждан |
управление государством осуществляется народом |
Характер партийной системы |
признание руководящей роли одной партии, сращивание партийного государственного аппарата, господство единой общеофициальной идеологии, преследование всех инакомыслящих вплоть до уничтожения, массовые репрессии, милитаризация жизни общества, отсутствие гласности и политического плюрализма |
игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать, суд выступает вспомогательным органом, в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, сохраняется частичная цензура, отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни |
подчинение меньшинства большинству при учете мнений меньшинства, выборность всех органов власти снизу доверху, их ответственность перед избирателями, реальное разделение властей на три ветви, многопартийность, политический плюрализм, гласность |
Развитость гражданского общества |
отсутствие гражданского общества, граждане государства целиком и полностью подчинены власти |
граждане либо отчуждены от власти, безразличны к ней, либо ожидают от нее компетентности в принятии политических решений |
общество контролирует власть во всех ее проявления, то есть наличие гражданского общества |
Соблюдение прав и свобод человека |
репрессивный характер режима и манипулирование человеком говорят о том, что индивид остался один на один с могучей и беспощадной государственной властью |
требование от человека профессионализма и послушания, власть озабочена проблемами безопасности, охраны правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией |
защита прав человека, равенство всех граждан перед законом, гарантия государством прав и свобод граждан |
Отношение к рыночным экономическим механизмам |
контроль государства над экономикой |
не вмешательство правящей группировки в экономику |
не вмешательство государства в экономику |
Идеологическая ситуация |
политический лидер определяет идеологию, господство единой общеофициальной идеологии, преследование всех инакомыслящих вплоть до уничтожения |
отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям) |
в демократическом обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология |
Список использованной литературы