Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ существующих видов избирательных систем. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятие избирательной системы и основные принципы избирательного права, провести правовой анализ видов избирательных систем и дать им характеристику, а также выяснить основные достоинства и недостатки избирательных систем.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1 Анализ избирательной системы и избирательного права
1.1 Понятие избирательной системы и избирательного права, принципы избирательного права.
2 Виды избирательных систем
2.1 Характеристика мажоритарной системы
2.2 Характеристика пропорциональной системы
2.3 Характеристика смешанных систем
2.4 Основные достоинства и недостатки существующих избирательных систем
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Виды избир систем.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

6) обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. При этом выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день, также не допускается назначение голосования на праздничный день. В случае, когда соответствующим органом выборы не были назначены, это вправе сделать соответствующий суд общей юрисдикции. Важно, что срок полномочий всех выборных органов, а также депутатов не может быть более пяти лет. Изменение этих сроков не допускается.

7) принцип добровольности, означающий, что запрещается оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. При этом данная свобода волеизъявления избирателей во время выборов должна обеспечиваться и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допустимо.

Итак, мы увидели, что избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Также в нашей стране законодательно установлено право любого гражданина избирать и быть избранным вне зависимости от половой, расовой или национальной принадлежности, а также его языка, происхождения, имущественного и должностного положения или принадлежности к общественным объединениям.

Однако Федеральным законом было установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права: не имеют права избирать и быть избранными граждане, которые признаны судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Но после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.

Примечательно, что Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы, поскольку подобные ограничения не свойственны демократическим государствам, а установление такого предела в ряде субъектов РФ является неправомерным.

В отличие от США, в Российской Федерации голосование проводится с помощью избирательных бюллетеней, а не при применении машин для голосования. А для обеспечения тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Итак, в широком смысле понятия «избирательной системы» и «избирательного права» носят собирательный характер. Поэтому в Российской Федерации они включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

а) Президента Российской Федерации;

б) депутатов Государственной Думы;

в) глав администрации субъектов Российской Федерации;

г) депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации;

д) органов местного самоуправления.

Так для каждой из этих подсистем строго регламентирован порядок избрания, который регулируется соответствующими отдельными правовыми актами.

К числу таких источников относят:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации;

2) уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

3) Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

5) Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

При этом некоторые вопросы избирательного процесса дополнительно регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Таким образом, избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Главным центром этих гарантий являются принципы избирательного права в Российской Федерации.

Важной чертой российского избирательного права является тот факт, что Конституцией Российской Федерации и федеральными законами строго устанавливается и регулируется порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы без возможности регулирования со стороны субъектов Федерации. Самим же Субъектам Федерации было предоставлено право самостоятельного принятия правовых актов, регламентирующих вопросы организации проведения выборов (в том числе, по составлению списков избирателей, созданию избирательных участков или методах формирования избирательных комиссий).

 

2 Виды избирательных систем

 

2.1 Характеристика мажоритарной системы

Наиболее распространенным типом избирательной системы на выборах считается мажоритарная система (или система большинства). В данной системе избранными считаются кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

Данный тип избирательной системы является единственно возможным при выборах одного должностного лица (например, президента страны или губернатора и др.). В случае её применения для выборов коллегиального органа власти принято создавать одномандатные избирательные округа, в каждом из них в итоге должен быть избран один депутат.

Примерами стран, использующих мажоритарную систему в качестве основной, являются США, Канада, Великобритания, Австралия, Индия, Япония и др.

В современных демократических странах политическая жизнь монополизирована политическими партиями, представители которых баллотируются на выборах, а после в парламенте или ином представительном органе образуют соответствующие партийные фракции, действующие организованно.

В тех же странах, где партийная система еще только формируется и существующие политические партии еще не имеют большого авторитета в обществе, выборы на основе мажоритарной системы могут создать лишь слабо организованную палату.

Мажоритарная система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Но, чаще всего, округа при данной системе одномандатные, а многомандатные встречаются довольно редко (к примеру, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают целые списки выборщиков).

Отметим, что мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов: так она может быть абсолютного или относительного большинства.

1) мажоритарная система относительного большинства является самой простой системой. Её использование означает, что кандидату для победы достаточно собрать больше голосов, чем любому другому, причем не обязательно больше половины голосов всех проголосовавших избирателей.

Её достоинством является результативность. Единственный случай, когда результат выборов может быть не получен, это когда двумя или более кандидатами будет набрано одинаковое наибольшее число голосов. Однако такие случаи довольно редки, и, как правило, законодательным разрешением такой ситуации является жребий.

Приведем несколько примеров применения такой системы: на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, также частично она применяется в Германии и в России. Довольно часто она применяется при местных выборах.

Из практики применения системы известен факт: чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если же кандидатов более двух десятков, то избранными в итоге могут оказаться кандидаты, набравшие 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, применяющих данную систему, даже не предусмотрены обязательность участия избирателей в голосовании или минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов состоявшимися. Как правило, при мажоритарной системе не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании, другими словами, если проголосовал хотя бы один избиратель, то выборы действительны. Если же выдвинут всего один кандидат на место, то он считается избранным и без процедуры голосования, поскольку достаточно хотя бы одного проголосовавшего за него избирателя (даже если им окажется он сам).

Существенным недостатком мажоритарной системы относительного большинства является несправедливость по отношению к политическим партиям, в особенности, средним и малым по своему влиянию. Это заключается в следующем: мандат может достаться даже кандидату, получившему относительное большинство голосов, хотя против него могли проголосовать больше избирателей, чем за него. Т.е. он избран абсолютным меньшинством избирателей и, в то же время, относительным большинством. Причем считается, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. Данный факт в масштабах страны может привести к тому, что партия, получившая большинство голосов избирателей, получит в парламенте меньшинство мест.

Не смотря на такие недостатки, данная система имеет своих стойких сторонников, поскольку она обычно обеспечивает партии-победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство. Однако, при многомандатных избирательных округах, в которых одновременно соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы существенно возрастает.

2) мажоритарная система абсолютного большинства отличается от системы относительного большинства тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом обязательно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. В случае если данный порог не был достигнут, выборы будут признаны несостоявшимися. Чаще всего данный порог составляет половину зарегистрированных избирателей, а порой и меньше этого числа.

На первый взгляд может показаться, что данная система является более справедливой, однако она сохраняет всё тот же дефект, что и у системы относительного большинства – не исключена ситуация, когда партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Такое возможно в случае, если избиратели, голосующие за данную партию, окажутся сосредоточенными в небольшом количестве избирательных округов, а избиратели другой партии (партии меньшинства), напротив, добьются хотя бы небольшого, но преимущества в большинстве избирательных округов. Так, после преодоления планки в 50% + 1 голос получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

Есть у данной системы и еще один свой специфический дефект, заключающийся в частой не результативности, причем её вероятность повышается с ростом конкуренции кандидатов. Это возможно в случаях, если ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемого большинства. Риск несостоятельности системы может значительно возрасти при осуществлении отсчета требуемого абсолютного большинства голосов от общего числа поданных. Тогда даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если хоть какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Когда абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, к такому результату может привести голосование части избирателей против обоих кандидатов. При этом мы подразумеваем, что условие преодоления установленного минимума избирателей выполняется, иначе выборы считаются недействительными независимо от всех прочих обстоятельств.

Для преодоления данной не результативности возможно использование следующих схем:

а) перебаллотировка кандидатов, получивших определенную долю голосов избирателей. Данный способ является наиболее распространенным. Так проводится второй тур выборов или повторные выборы. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, которые получили наибольшее число голосов в первом туре. Для победы во втором туре достаточно только относительного большинства голосов. Именно поэтому данную систему называют системой двух туров.

б) альтернативное голосование. Данный способ предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая при этом цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Причем, напротив фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии кандидата, которого он хотел бы видеть избранным, если первый не пройдет, - цифру 2 и т.д. Когда же производится подсчет голосов, количество бюллетеней анализируется по первым предпочтениям. Итак, кандидат, получивший более половины первых предпочтений, признается избранным. Если же не был избран ни один из кандидатов, то из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после этой процедуры ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, то исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Данный процесс исключения кандидатов продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Главным преимуществом этого способа является отсутствие необходимости проведения повторного голосования. Примером применения являются выборы нижней палаты Парламента в Австралии.

Примером одновременного применения обоих видов мажоритарной системы является Франция, в которой при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором туре – относительного.

2.2 Характеристика пропорциональной  системы

Рассмотрим система пропорционального представительства политических партий и движений или пропорциональную избирательную систему.

Основная идея данной системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Данное требование пропорционального представительства подчас поднимается на конституционный уровень.

Однако пропорциональная система имеет существенные недостатки:

Информация о работе Виды избирательных систем