Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 12:16, курсовая работа
Целью данной работы является анализ существующих видов избирательных систем. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятие избирательной системы и основные принципы избирательного права, провести правовой анализ видов избирательных систем и дать им характеристику, а также выяснить основные достоинства и недостатки избирательных систем.
Введение
Основная часть
1 Анализ избирательной системы и избирательного права
1.1 Понятие избирательной системы и избирательного права, принципы избирательного права.
2 Виды избирательных систем
2.1 Характеристика мажоритарной системы
2.2 Характеристика пропорциональной системы
2.3 Характеристика смешанных систем
2.4 Основные достоинства и недостатки существующих избирательных систем
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
1) Голосование проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе (хотя и при ней практически для избирателя зачастую больше значима партия, нежели личность кандидата, ею выдвинутого), а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого избирателю известны в лучшем случае несколько лидеров. Хотя именно таким образом руководство партии может наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных широкой публике людей, являющихся профессионалами в различных сферах и способными компетентно участвовать в разработке законов и контроле над деятельностью исполнительной власти. Впрочем, здесь необходимо учитывать и то, что может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся не компетентными личностями.
2) Неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, будут препятствовать принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений. Такие ситуации особенно нежелательны в условиях, когда правительство должно опираться на парламентское большинство, ведь, даже если это большинство получается создать, то оно недолговечно, а его раскол приводит к правительственным кризисам.
Для снижения вероятности нежелательной политической дробности парламентских палат, порождаемой пропорциональной системой выборов, в ряде стран вводится так называемый заградительный пункт, устанавливающий условие возможности участия партии в распределении мандатов только при получении ею определенного процента голосов избирателей. Отметим, что одной из первых стран, которая ввела заградительный пункт в виде 5% оговорки, установила Федеративная Республика Германия. В дальнейшем заградительный пункт стал применяться довольно широко, в т.ч. и в постсоциалистических странах, а его значение, зачастую, колеблется от 3 до 5 процентов. Например, на выборах депутатов в Государственную Думу Российской Федерации установлен 5% барьер.
Причем в странах со сложившейся партийной системой ущерб от введения заградительного пункта незначителен. Напротив, в странах, не имеющих четкую партийную систему, под действием заградительного пункта пропадает значительная часть голосов избирателей. Поэтому считается, что нужны крупные политические объединения.
Для распределения мандатов при пропорциональной системе используется несколько схем:
1. определение избирательной квоты (или избирательного метра). Данная схема означает, что определяется число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Далее на квоту делится число голосов, набранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий, а частное от операции деления при этом составит число мандатов, полагающихся данной партии. Так возможно определение её путем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ. Т.е. она определяется уже после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов.
2. метод наибольшего остатка (применяется при выборах в Государственную Думу РФ). Суть метода заключается в том, что нераспределенные мандаты переходят к партиям, имеющим наибольшие неиспользованные остатки голосов.
3. метод наибольшей средней. Он заключается в том, что число полученных партией голосов делится на число полученных ею мандатов плюс один, при этом нераспределенные мандаты передаются партиям с наибольшими средними.
Так распределяются мандаты в пределах одного избирательного округа. В случае необходимости распределения мандатов на более широкой территории (объединенных избирательных округах - Австрии или даже всей страны - Италия), тогда производится суммирование нераспределенных мандатов и неиспользованных остатков голосов из соответствующих земель, и распределение завершается применением метода Д'Ондта, при котором места распределяются последовательно, одно за другим. На каждом шаге очередное место присуждается той партии, обладающей наибольшей квотой, вычисляемой по формуле , где V – это общее количество голосов, поданных за партию, а s – количество мест, полученных партией к данному шагу. После присуждения места квота партии пересчитывается с учётом нового количества полученных мест. А партии, не получившие мандатов при первом распределении, из второго распределения исключаются.
При пропорциональной системе также допустимо выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков, которым гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, а также голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. В таком случае, голосующий за такого кандидата избиратель несет довольно высокий риск бесполезного голосования, в отличие от избирателя, голосующий за список кандидатов.
При рассмотрении пропорциональной системы необходимо выделить её подвид - полупропорциональную систему.
Полупропорциональные избирательные системы – это системы, основанные на мажоритарном принципе (т.е. на требовании большинства голосов для избрания), но дающие определенные возможности представительства и меньшинству избирателей за счет применения ограниченного вотума. При ограниченном вотуме избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.
Типичным примером такой системы была действовавшая в Японии до 1993 года система единственного непередаваемого голоса, в которой партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Причем избиратель голосует только за одного из кандидатов, не смотря на то, что от округа должно быть избрано несколько депутатов, а избранным признается тот кандидат, который соберет наибольшее число голосов.
Применение ограниченного вотума требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Им необходимо очень хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. В случае выдвижения партией в избирательном округе слишком большого количества кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один из них не наберет нужного большинства. Однако и если кандидатов будет слишком мало, они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.
Отметим, что многие континентальные европейские страны практикуют пропорциональную систему.
2.3
Характеристика смешанных
Смешанная избирательная система – это избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.
Она возникает в случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются одновременно различные системы. Как правило, это продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.
Например, порядок выборов Государственной Думы. Половина её состава (всего 450 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства, а вторая половина депутатов избирается на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
Для распределения депутатских мандатов между общефедеральными списками кандидатов по результатам голосования используются следующие правила:
1) подсчитывается сумма голосов, которые были поданы по общефедеральному избирательному округу за общефедеральные списки кандидатов оказавшихся допущенными к распределению мандатов избирательных объединений. Данная сумма делиться на 225 (это число депутатских мандатов, распределяемых по этому округу). Полученный результат является первым избирательным частным;
2)
число действительных голосов, полученное
каждым общефедеральным
3) если в результате выполнения п.2 остаются не распределенные мандаты, то производится их вторичное распределение. Не распределенные мандаты передаются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, получившим наибольшую дробную часть в результате деления. При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов, а при равенстве голосов преимущество будет отдаваться тому общефедеральному списку кандидатов, который зарегистрировался раньше.
Если же общефедеральный список при регистрации был разбит на региональные группы, то далее необходимо произвести распределение мандатов внутри списка. Так, на первом этапе распределения устанавливается число кандидатов, не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам, им полученные списком мандаты переходят в первую очередь. А оставшиеся не распределенными внутри списка мандаты распределяются в точности по изложенным выше правилам. Однако в правиле №1 делится общее число голосов, полученных списком, на число оставшихся не распределенными внутри этого списка мандатов, а по правилу №2 на избирательное частное делится число голосов, которые были поданы за каждую региональную группу в соответствующем субъекте РФ или группе субъектов РФ. При этом, если в одной или нескольких региональных группах не оказалась должного числа кандидатов, то оставшиеся не распределенными мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.
2.4
Основные достоинства и
Итак, мы рассмотрели виды избирательных систем, их свойства и особенности. Перечислим их преимущества и недостатки.
Достоинства мажоритарной системы:
- наличие возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства;
- предоставляет крупным, хорошо организованным партиям возможность легкой победы на выборах и создания в последствии однопартийных правительств.
Её основные недостатки:
- значительная часть избирателей страны (иногда и до 50 процентов) может остаться не представленной в органах власти;
- партия, которая получила на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться в итоге представленной в парламенте большинством депутатских мест;
- две партии, набравшие равное количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов (а порой и не исключена ситуация, при которой набравшая больше всех соперников голосов партия не получает вообще ни одного мандата).
Отсюда можно сделать следующий вывод – мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и, зачастую, мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.
Достоинства пропорциональной системы:
- в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил;
- обеспечивает качественную систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, поэтому она способствует развитию политического плюрализма и многопартийности в стране.
Её основные недостатки:
- не исключены сложности в формировании правительства, поскольку может отсутствовать доминирующая партия, создаваться многопартийные коалиции, включающих партии с разными целями и задачами, и, как результат - нестабильность правительств;
- слабая система связи между депутатами и избирателями, поскольку голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;
- независимость депутатов от своих партий, результатом которой могут стать сложности в процессе обсуждения и принятия важных документов.
Итак, мы видим, что обе системы имеют как преимущества, так и недостатки. При этом довольно трудно дать однозначный ответ на вопрос какая же система адекватнее и демократичнее учитывает мнение избирателей.
Может показаться, что пропорциональная, поскольку она улавливает весь спектр мнений избирателей. Однако, мажоритарная система глубже оценивает это мнение и заставляет избирателей более основательно подумать перед окончательным выбором. Поэтому результаты такого выбора подчас оказываются неожиданными и даже парадоксальными. Анализ опыта использования и совершенствования избирательных систем свидетельствует о том, что именно смешанная система является более демократичной и эффективной в достижении политической стабильности.
Также хотелось бы отметить, что многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования. Поэтому вопрос адекватности применяемых избирательных систем будет многократно пересматриваться и оптимизироваться.
Подведем итоги нашего исследования вопроса «Виды избирательных систем».
Итак, термин «избирательная система» принято разделять в двух значениях:
1) в широком смысле – это порядок формирования выборных (представительных) органов государства, который регулируется правовыми нормами, образующими в совокупности избирательное право.
2) в узком смысле – это система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Причем, в узком смысле различают следующие основные виды избирательных систем:
1) пропорциональная (это система абсолютного большинства, в которой победителем признается кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, в которой победителем становится кандидат, получивший большинство голосов);