Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:56, контрольная работа
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п.
1.Виды власти. Основные признаки политической власти.
ВЛАСТЬ, в общем смысле
способность и возможность
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.
Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения всех наших целей» (Хайек. Дорога к рабству / Новый мир, 1991, № 7, с. 218).
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и т.п.
Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.
Существуют и другие подходы к выделению видов власти.
Так, в зависимости от субъектов власть делится на:
— государственную;
— партийную;
— профсоюзную;
— армейскую;
— семейную и т.п.
По широте распространения выделяются следующие виды власти:
— мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.);
— макроуровень (власть на уровне
центральных органов
— мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);
— микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).
По функциям государственных органов различается власть:
— законодательная;
— исполнительная;
— судебная.
По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
— тоталитарную;
— авторитарную;
— либеральную;
— демократическую.
В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:
— полиархия (власть многих);
— олигархия (власть финансистов и промышленников);
— плутократия (власть богатой верхушки);
— теократия (власть духовенства);
— партократия (власть партии);
— охлократия (власть толпы).
Политическая власть занимает
особое место в структуре власти.
Оно обусловлено рядом
1) верховенство, т.е. обязательность
ее решений для всякой иной
власти. Политическая власть может
ограничить влияние мощных
2) публичность, т.е. всеобщность
и безличность. Это означает, что
политическая власть
3) моноцентричность, т.е. наличие
единого центра принятия
4) многообразие ресурсов.
Политическая власть, и особенно
государство, использует не
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.
Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?
1. Понятие политической
власти шире понятия
2. Государственная власть
строится по принципу
3. Государственная власть,
согласно российской
В современном обществе власть существует
в конкретных видах, которые, в свою
очередь, подразделяются на определенные
формы и разновидности. Основными
видами являются политическая власть,
экономическая власть, социальная власть,
духовная власть. Главным видом является
политическая власть, которая подразделяется
на две основные формы: государственную
и общественно-политическую. Государственная
власть, появившаяся вместе с институтом
государства, имеет императивный характер.
Ее предписания обязательны к
исполнению всеми без исключения
гражданами (подданными). Она обладает
монопольным правом на применение принудительных
и репрессивных методов и санкций,
а также на использование всего
комплекса властных ресурсов. В свою
очередь, государственная власть подразделяется
на такие разновидности, как законодательная,
исполнительная, судебная, военная, которые
отличаются функциональным содержанием
и конкретными властными
В отличие от государственной общественно-
Отличительными признаками политической власти являются:
1 Суверенитет, т.е.
2 Авторитет, т.е.
3 Волевой характер означает
наличие у социального
4 Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти.
5 Публичность, т.е. всеобщность
и безличность. Это означает, что
политическая власть в отличие
от приватной, личной власти, которая
существует в небольших
6 Принудительность. Т.е. легальность
в использовании силы и других
средств для обеспечения
7 Моноцентричность, т.е. существование
общегосударственного центра
8 Широчайший спектр
2.Политическая психология, как элемент политического сознания.
Политическая идеология
С функциональной точки зрения политическая психология демонстрирует, насколько переживания и надежды, положительные эмоции и разочарование людей стали науковоподібними и систематизированными под идеологическим влиянием, насколько целенаправленно они отражают групповые и загальнозначущі интересы. И в целом, надо сказать, что идеологическая доктрина не всегда становится решающим фактором, определяющим содержание политических эмоций граждан. Тем более, что психология испытывает влияние различных идеологий и состоит в процессе их противоборства. Именно поэтому реальное содержание политических чувств является показателем духовной консолидации класса, нации, государства как субъекта власти, их способности к выполнению тех или иных политических функций.
Таким образом, круг связанных с
изучением политической психологии
проблем достаточно широк: от механизмов
вызревания у индивида психологических
потребностей во власти и политике
к исследованию чувственных коллизий
при принятии управленческих решений.
Но, несмотря на то, что интерес к
этим проблемам постоянно
С содержательной точки зрения политической психологии можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, психологический склад этноса, обычаи и т.п.) и часть более подвижную, динамичную, наиболее чувствительную к течения времени (переживания, эмоции, чувства).
Преимущество устойчивых эмоций, стереотипізація
чувств уменьшает потребность человека
в политической информации, снижает
потенциал ее политического участия.
Более того, закрепившись на уровне
обычаев и образа мышления человека,
какие-либо взгляды и оценки способны
к эмоционально-чувственной
Информация о работе Виды власти. Основные признаки политической власти