Виды власти. Основные признаки политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft полтологWord.docx

— 30.47 Кб (Скачать файл)

Реакция через психологический  настрой граждан тех или иных идеологических требований и оценка имеет тройной характер. Прежде всего, формирование мотивов политического  поведения граждан зависит от различной степени эмоционального восприятия ими таких основных идеологических форм, как политический идеал, принципы инормы. Конечно, у каждого отдельного человека формируется свое избирательное отношение к этим идеологических образований. Поэтому их психологическая привлекательность, способность повлиять на поведение людей является индивидуальной для каждого политического субъекта. И все же с точки зрения формирования массовых форм поведения следует отметить, что более непосредственной и эффективное влияние на возникновение психологических мотиваций политической активности людей имеют нормативные требования, которые выражают как политическую цель групп и слоев, так и средства, предлагаемые для их реализации.

Психологическая мотивация политического  поведения субъектов опосредуется также групповыми формами сознания, то есть представлениями тех социальных и функциональных групп, через которые  человек реально включается в  политические отношения. Иначе говоря, от понимания человеком соотношение  совместных и коллективных интересов, психологического климата, действующей  в группе, привычек и стереотипов, сложившихся также зависит определение  ведущих политических установок  и форм политического поведения. Поэтому для понимания данных особенностей формирования политических чувств необходимо учитывать специфику различных групп. Традиционно в качестве ведущих групповых образований выделяют большие группы, к которым можно отнести классы, слои, территориальные образования, а также малые группы: мікросоціальні объединение людей, референтные образования и отдельные политические ассоциации. Каждая из этих групп отличается временным или постоянным характером существования, преобладанием организованных или стихийных связей и т.д. И каждая из них накладывает на процесс усвоения человеком норм и традиций, идеалов и принципов свой специфический отпечаток.

Неотъемлемой составной частью политических чувств и эмоций является совокупность индивидуальных представлений, тех психических образований, которые  порождены практикой межличностных  связей и отношений с другими  субъектами и институтами власти. Учет фактов, которые обусловливают  специфичность персональных чувственных  представлений субъекта власти, определения  их способности к его психического возбуждения, возможности противоречить  не только групповым взглядам, но и  личному опыту - все это дополняет  картину формирования политической психологии и чувственных механизмов реализации идеологических доктрин.

Взаимодействие идеологических и  психологических элементов создает  возможность по-разному интерпретировать их соотношение при объяснении политического  поведения субъектов. Большинство  западных ученых исходит из признания  самодостаточное значение психологии при формировании мотивов и установок  политического поведения. На основе такого подхода все причины возникновения  демократии и тирании, революций  и реформирований однозначно сводятся к психологических основ политического  поведения. Даже массовые общественно-политические движения объясняются психологическими качествами индивида или малой группы (Е.Фромм, Г.Олпорт, Е.Бочарус).

В связи с этим нельзя не вспомнить  о психоанализ, который рассматривает поведение человека как действия, обусловленные подсознательно накопленными, скрито политизированными чувствами. Таким образом, в сферу теоретического анализа попадают "тонкие" психологические механизмы образования и распада политических мотиваций, движение інтеріорних, иррациональных политических образов, что подсознательно идентифицируют человека с субъектом власти.

Основоположниками учение о неосознанную мотивации человеческого поведения  традиционно считаются Г.Лейбніц  и В.Спіноза, значительными являются также взносы Ф.ницше, а. шопенгауэр. Следуя эти традиции психоаналитическая теория берет свое начало с работ  З.Фрейда, Г.Булліта, Г.Ласвелла (30-е  гг. XX ст.). Основой психоаналитического  объяснение политического поведения является теория фрустрации, смысл которой заключается в том, что подсознательные сексуальные мотивы (либидо) с помощью "переноса", "замещения", "сублимации" трансформируются в другие, в том числе и в политические желания. Позднее Фрейд уточнил, что не только Бог Любви - Эрос, но и Бог Смерти, что борется с ним, - Танатос также стимулирует политическую поведение человека (через чувства "ожидание смерти").

Таким образом, в психоанализе политическое поведение понимается как процесс  саморазворачиванию личности, ее самодетерминации врожденными причинами, которые  не зависят от изменения социально-политического  пространства. Так, в русле этого  подхода теоретики "компенсаторної"' доктрины (Г.Ласвелл, Д.Барбер) трактовали политическое участие как форму  компенсаций психологических патологий, комплекса неполноценности человека, вследствие полученных ею в детстве  травм. Поэтому, с их точки зрения, одной из важнейших требований установление социально-политической гармонии в  обществе является восстановление нетравмованої  детской психики.

В наше время на Западе психоаналитические методы изучения политического поведения  наиболее ярко выражены в "глубинных" исследованиях деятельности политических лидеров (Р.Лейм, Д.Брунер, Р.Уайт), в  построениях ролевых типологий  политического поведения и при  анализе международных конфликтов и политических институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Типология политического процесса.

По объектам политического  воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного  развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты  и масс, этика согласия, наличие  конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности  осуществления правящими кругами  своих властных полномочий, принятия решений выделяютсяоткрытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан  выявляются в программах партий и  движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах  массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических  государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных  учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов  с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка  и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных  лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического  характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного  мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию  смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать  на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным  звеньям, например, органам политического  сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда  революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах.Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный  политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы.

1.  Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997 г.

2.  Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г.

3.  Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., Юрист, 1998 г.

4.  Политология. Курс лекций. Уфа, 1993 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

1.Виды власти. Основные  признаки политической власти……………

 

2. Политическая психология, как элемент политического сознания…..

 

3. Типология политического  процесса…………………………………..

 

4. Список литературы……………………………………………………


Информация о работе Виды власти. Основные признаки политической власти