Вклад У. Петти в развитие политической экономии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Данная работа характеризует классическое направление в истории экономических учений. В ней рассматривается следующий круг вопросов: как в экономической науке трактуют термин «классическая политическая экономия»; какие этапы охватывает в своем развитии классическая политическая экономия; каковы особенности предмета и метода изучения «классической школы», а также основные экономические теории на четырех этапах развития классической школы политической экономии.
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика». Она раскрывает, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую деятельность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Содержание работы

Введение
Классическая политическая экономия:
1.1Общая характеристика, условия возникновения классической политической экономии
1.2 Этапы развития классической политической экономии
1.3Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии
2. Вклад У. Петти в развитие политической экономии
3. Критика и значение работ У. Петти
4. Практическая часть
4.1Эссе на тему: «Если налоги фактически расходуются на наши собственные отечественные товары, то они… мало причиняют вреда населению в целом, - они лишь производят изменения в богатстве и состоянии отдельных людей; в частности, они переносят их от землевладельцев и лентяев к знающим и деятельным людям» (У. Петти. Трактат о налогах и сборах. Классика экономической мысли: Сочинения.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 24).
4.2 Используя работу У. Петти «Трактат о налогах и сборах», назовите основные причины, которые, по мнению автора, «увеличивают и делают более тягостными различные виды государственных расходов»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

история экон уч.docx

— 69.56 Кб (Скачать файл)

В работах, посвященных ранней английской  экономической  мысли,  Петти занимает почетное место. Отметим две книги такого  рода  —  Э.А.Джонсона(1937 г.) и У. Летвина (1963 г.). У  первого  отмечается,  что  на  мышление Петти  оказали  преобладающее  влияние  трое  мыслителей  XVIIв.:  Гарвей, открывший кровообращение, Гоббс и  Бэкон  [6].  Джонсон  далек  от марксовой оценки трудо Петти, но дает уравновешенный анализ всех основных элементов взглядов Петти — как экономической  теории,  так  и  статистике –демографической части.

Подход Летвина ближе к трактовке экономических идей Петти  Шумпетером. Летвин в значительной мере игнорирует его теорию стоимости и доходов,  делая упор  на  разработку  Петти  проблемы  налогов,  а  также  на   политическую арифметику. И в этой области он отмечает, что Петти был  далек  от  создания математических основ теории статистики, что его вера во всесилие статистики и  возможность  ее  прямого  использования  для  политических решений была наивной: это была «детская мечта общественной науки».  Тем  не менее Летвин называет «Трактат о налогах и сборах» образцовой  экономической работой XVII в. и отмечает ее большое значение в развитии науки.   

Авторы, менее скованные  «официальной»  экономической  догмой,  смелее подчеркивают глубину и многосторонность идей Петти, их значимость в рамках его эпохи и в последующий период. В считающейся  классической  работе «Интеллектуальные источники Английской революции» прогрессивный  историк  К.Хилл отводит Петти большое место.  Он  подчеркивает  значение  революционной эпохи  для  формирования  идей  Петти, которые были важным элементом в происходившей во второй половине XVII в. в Англии  научной  революции.  Хилл справедливо  указывает  на  заслуги  Петти  в  становлении  методологических принципов  классической политической экономии, особенно  того, что в общественной жизни, как и в природе,  действуют  объективные  «естественные» законы. Он также пишет: «Маркс, этот Бэкон социологии, имел многие  основания,  чтобы  назвать Петти отцом английской политической экономии».

Большая биографическая книга принадлежит Э.Страуссу и   имеет характерное заглавие «Сэр Уильям Петти, Портрет  гения»  (1954  г.).  В  ней воздается должное яркости и своеобразию личности Петти, его вкладу в  науку. Страусе отмечает, что Петти может считаться одним из  первых  «футурологов», поскольку он стремился основать свое видение будущего не  на утопии, а на научных фактах, на экстраполяции  определенных  тенденций   общественного развития. С  полным  основанием  Страусе  пишет:  «Прочная  репутация  Петти основывается в первую очередь на его роли как пионера в экономической науке и прежде всего на его  формулировке  трудовой  теории  стоимости и ее творческом применении для решения экономических  проблем.  Интеллектуальные процессы, через которые он приходил к  своим  результатам,  рисуют  его  как мыслителя  большой  мощи  и  оригинальности  и  как  выдающегося  выразителя научной революции XVII в., его вклад заключался в применении количественных методов к социальным и экономическим явлениям» [5].   

Интересны наблюдения Страусса по поводу социально-этических  аспектов воззрений Петти. Он сравнивает его по трезвости, реализму и  отсутствию всякой сентиментальности в отношении тяжелых условий жизни  трудящихся масс Рикардо. Выступая по мотивам экономической  эффективности  за  облегчение этих условий, он тем самым проявляет себя подлинным гуманистом. Петти был, возможно, первым социальным  мыслителем, который  предлагал  государству позитивную программу борьбы с безработицей и ее последствиями, которая включала  общественные работы и пособия безработным. Глубина мысли английского ученого проявляется и в  том,  что  он  достаточно  четко  видел социальную природу преступности.

Важный вклад в  изучение  взглядов  и  научного  наследия  Петти  внес японский ученый Ш.Мацукава. Главный его труд о Петти существует,  насколько нам известно, лишь на японском языке,  но  основные  положения  этого труда изложены в ряде статей автора на английском и немецком  языках.  Мацукава признавал  обоснованность  подхода  К.  Маркса  к  оценке   роли   Петти  в экономической  науке   и  систематически  опирался на его   конкретные высказывания.

Мацукава стремится раскрыть суть и причины противоречий  трудовой теории стоимости Петти, в частности свойственной ему  двойственности в решении вопроса об источнике стоимости, каковым у  него  выступает то человеческий труд как таковой, то труд  и  земля.  Мацукава  сопоставлял это явление с марксовым объяснением и анализом  противоречивости  и  непоследовательности Смита в его теории стоимости. Заслуга Мацукавы состоит также  в том, что он продолжил ввод в научный  оборот  новых  текстов  Петти  из  его обширного архива. В 1977г. он опубликовал относимый приблизительно  к  1670 г. важный документ, где в форме диалога Петти формулирует  ряд  своих важнейших идей, в частности занимается  поисками  «естественного  уравнения» между землей и трудом [4].

Для историков и экономистов архив Петти  остается  неисчерпаемым источником ценных материалов различного рода.  Время от времени в  печати появляются работы, основанные на таких материалах. Они  пополняют  наши знания о различных аспектах научной и практической деятельности Петти [3].  

Один из лидеров русской школы статистиков А.А.Чупров,  рассматривая бурное развитие статистики на рубеже XIX и XX вв., писал в 1909 г.:  «Как  и при первом зарождении статистического метода, во времена  Граунта и Петти, толчок дается естествознанием... тогда творцы эмпирического  обществоведения, заимствуя  у  естествоиспытателей  общие  основы  научного  мировоззрения, самостоятельно  на  новом  материале  наблюдений  над  общественной   жизнью созидают новые формы научного мышления...».

   Английский статистик и экономист, автор крупных работ по  проблемам экономического роста К. Кларк пишет: «...экономическая наука встала на правильный  путь  благодаря  Грегори Кингу и сэру Уильяму Петти в период удивительного расцвета  научных  идей  в Англии в конце XVII столетия». Являясь одним из  создателей  так называемой  теории  «трех  секторов  производства»  и  формулируя   основное положение своей  концепции, которое в некоторой степени верно отражает определенные технико-экономические закономерности хозяйственного развития, Кларк пишет:«...по мере того,  как  экономическое  развитие  общества  идет вперед,  количество  занятых  в  сельском  хозяйстве   имеет   тенденцию   к сокращению по сравнению с  занятостью  в  промышленности,  которая,  в  свою очередь, снижается по сравнению с количеством занятых в  сфере  услуг». Эту тенденцию он называет «законом Петти»,  поскольку  последний в «Политической арифметике» достаточно  четко   сформулировал   ее. Можно согласиться с Кларком, что чтение страниц Петти, посвященных  сравнительному анализу экономического роста Англии, Франции и   Голландии[6].

   Современному американскому экономисту П.Студенскому  принадлежит обширная монография «Доход наций», переведенная на русский язык  [2].  Свое исследование автор справедливо начинает с Петти,  отводя  несколько  страниц достаточно подробному изложению его расчетов национального дохода  Англии  и полученных им результатов. Имя Петти фигурирует на многих страницах этой работы. Таким образом, П.Студенский как бы связывает  нитью  родоначальника статистики национального дохода и  национальных  счетов  У. Петти  с  более поздними  исследователями  и  демонстрирует элементы идей, которые  были высказаны несколько столетий назад и находятся на службе у современной статистики. Однако, как подчеркивает автор  вступительной  статьи  Л. Вайнштейн, П. Студенский недостаточно оттенил тот факт, что у Петти дается все же расчет не национального дохода, а только годового  расхода  населения страны без учета накопления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Практическая часть

4.1 Эссе на тему: «Если  налоги фактически расходуются на наши собственные отечественные товары, то они… мало причиняют вреда населению в целом, - они лишь производят изменения в богатстве и состоянии отдельных людей; в частности, они переносят их от землевладельцев и лентяев к знающим и деятельным людям» (У. Петти. Трактат о налогах и сборах. Классика экономической мысли: Сочинения.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 24).

Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Методы налогового стимулирования производства и их использование обусловлены природой налогов и принципами государственного регулирования экономики.

У. Петти рассматривал налоги как главный источник для выполнения функций государственного управления, который представляет собой изъятие части ренты, и подчеркивал их положительную роль в экономике несмотря на то, что они представляют собой прямое денежное изъятие. Налоги, в трактовке У. Петти, - это не безвозвратно изъятые деньги, они лишь в иной форме остаются у тех и возвращаются к тем, у кого они были изъяты. Если же налоги используются бесцельно, то тогда каждому, кто их платил, пришлось бы работать больше настолько, насколько он заплатил налог, ибо к нему ничего не возвращается.

Налоги полезны тогда, когда они расходуются на приобретение отечественных товаров. Тогда они «мало причиняют вреда населению в целом, - они лишь производят изменения в богатстве и состояниях отдельных людей...»Содержание налога, в частности, десятины, увязывается как с трудом, продуктом земли и воды, так и с потреблением. У. Петти указывает принципиальный характер налога: налог - это условие, ограничивающее расходы, и их величина должна быть в зависимости от величины налога. Так, величина десятины должна определять расходы на духовенство, а не расходы на нее - величину десятины.

Налоги в понимании У. Петти, являются продуктом людского труда и имеют характер, ограничивающий расходы, формирующий цены и прибыль и т.п. Систематическая уплата налога нормальной величины, требуемой для государственных и церковных расходов и доступной для плательщика, обеспечивает общественное спокойствие и достаточное производство.

В основе налога лежит, в понимании У. Петти, естественная мера общественного и личного расходования и потребления. В силу этого налоги, как целостная система, покоящаяся на естественных основах, представляет собой средство регулирования взаимоотношений государства, потребителя и производителя и способствует развитию экономики и государства. В этих положениях заложена основа понимания и использования налогов как средства стимулирования производства.

4.2 Используя работу У. Петти «Трактат о налогах и сборах», назовите основные причины, которые, по мнению автора, «увеличивают и делают более тягостными различные виды государственных расходов»

Общей причиной является, во-первых, нежелание населения оплачивать их, каковое проистекает от убеждения, что проволочкой и сопротивлением можно вовсе избавиться от оплаты их, и от подозрения, что обложение слишком велико или что собранные суммы расхищаются или неправильно расходуются, или же что они неравномерно взимаются и распределяются. Все это вызывает излишние расходы при взимании их и заставляет государя принимать суровые меры по отношению к своему народу. Проповедуют большому числу людей, собранных вместе, т.е., иными словами, разве не может стадо быть теперь более многочисленным, чем в том случае, когда каждую отдельную овцу приходилось, как до сих пор, чистить и стричь трижды в год при помощи исповеди и отпущения грехов? Если в Англии и Уэльсе имеется лишь около 5 млн., жителей, то к чему нам иметь больше 5 тыс. приходов, что составляет по 1 тыс. овец на каждого пастыря, тогда как в средних приходах Лондона имеется около 5 тыс. душ в каждом. Исходя из этого расчета, в Англии и Уэльсе должна быть лишь 1 тыс. приходов, в то время как их имеется около 10 тыс.

1. Сокращение приходов наполовину  сбережет (считая доход причта  в среднем равным лишь 100 ф. ст. в год на каждый приход) 500 тыс. ф. ст. Помимо этого, когда число  приходских священников сократится  наполовину, то мы будем нуждаться  лишь в половинном количестве  епископов и деканов, капитулов, конгрегаций и кафедральных соборов, которые, пожалуй, обходятся еще  в 200 иди 300 тыс. ф. ст. И все же церковь  Господня будет обслуживаться  даже более исправно, чем теперь, а священный, древний институт  епископства не потерпит никакого  ущерба, так же как и способ  добывания средств на их содержание  посредством десятины. И все это - путем большей и лучше соответствующей  требованиям реформы.

2.Но, предположим, нам скажут, что в некоторых диких районах тысяча людей живет на участке площадью не менее 8 кв. миль. На это я отвечу, что таких мест очень мало или их совсем нет, и самые большие приходы, которые мне известны, охватывают не более 3 или 4 кв. миль, а на таком пространстве не представляет труда для жителей собираться раз в неделю в каком-нибудь центральном пункте.

3. Кроме того, я утверждаю, что викарий, исполняющий должность священника и не имеющий большого образования, легко может, если он человек хорошей жизни и надлежащим образом проинструктирован, отправлять службу в четырех часовнях каждое воскресенье, а действительно ученый и красноречивый проповедник может проповедовать через воскресенье в каждой из этих часовен, уделяя одно воскресенье двум из них, а другое - остальным двум. А это вместе с обучением катехизису и добавочными проповедями в невоскресные дни будет давать столько же, сколько дается и сейчас, и столько, сколько с Божьего благословения необходимо для спасения души, ибо Христовы узы нестеснительны и бремя их нетяжело.

4. Но чтобы положить конец этим сомнениям, утверждают что если разбить Англию и Уэльс на участки по 3 кв. мили в каждому то у нас оказалось бы немногим больше 4 тыс. таких участков, на которых можно устроить приходы.

5. Если же скажут, что отчуждение этой десятины является святотатством, то я отвечу, что если эти средства употребить на защиту церкви Божией от магометанства и папизма и от народов, которые исповедуют эти религии, то это совсем не будет святотатством; во всяком случае это будет им в меньшей степени, чем если дать три четверти этих средств женам и детям священников, которых и на свете не было, когда была установлена десятина.

6. Если бы я не питал отвращения к предложению о сокращении церковных средств, я бы мог сказать, что урезка части десятины и содержания причитающихся каждому из оставшихся пастырей и предоставление им взамен этой части свободных сборов с их паствы послужили бы на пользу делу распространения слова Божьего и такой порядок меньше оскорблял бы тех, кто считает, что все их содержание должно покрываться этим способом.

Информация о работе Вклад У. Петти в развитие политической экономии