Владение в римском классическом праве и современное законодательство
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:16, статья
Описание работы
Рассматриваются основные теоретические аспекты римского владения классического периода. Автор предлагает ряд корректировок по узловым теоретическим вопросам владения в римском праве. Статья написана на базе римских юридических источников.
Владение в римском
классическом праве и современное законодательство
(Савельев В. А.) ("Журнал
российского права", 2013, N 1) Текст
документа
ВЛАДЕНИЕ В РИМСКОМ КЛАССИЧЕСКОМ
ПРАВЕ И СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В. А. САВЕЛЬЕВ
Савельев Вячеслав Александрович,
главный научный сотрудник ИЗиСП, доктор
юридических наук, профессор.
Рассматриваются основные теоретические
аспекты римского владения классического
периода. Автор предлагает ряд корректировок
по узловым теоретическим вопросам владения
в римском праве. Статья написана на базе
римских юридических источников.
Ключевые слова: владение (possessio),
владельческая воля (animus), интердикт, добросовестное
владение и правомерное (законное) владение,
право собственности (dominium, proprietas).
Possession in classical roman law and modern legislation
V. A. Saveliev
This article examines the theoretical problems of
the Roman classical period of possession. The author offers a number
of changes on important theoretical issues of possession in Roman law.
This article was written based on Roman law sources.
Key words: possession, owners will, interdict, good
possession and legitimate (legal) possession, ownership.
Институт владения в российском
праве в значительной мере остается неоформившимся
и неразработанным. Теоретическая конструкция
владения в науке отечественного гражданского
права не вполне определена и фрагментарна.
Несмотря на вклад, внесенный в изучение
проблем владения отдельными отечественными
исследователями (К. И. Скловским, А. В.
Коноваловым, С. А. Синициным и др.), ряд
аспектов института владения требует
дополнительного теоретического осмысления.
Остается фрагментарной и регулирующая
данный вопрос законодательная база (ст.
226, 228, 231, 234 ГК РФ). И даже законопроект
"О внесении изменений в части первую,
вторую, третью и четвертую Гражданского
кодекса Российской Федерации", который
вводит самостоятельный подраздел "Владение"
(ст. 209 - 220), является, на наш взгляд, эклектичным
и недостаточно продуманным. При отсутствии
в современном российском праве разработанной
теории владения значение приобретает
анализ наиболее важных теоретических
аспектов римского владения - первой в
истории права теоретико-правовой модели
владения. К сожалению, имеющаяся в отечественном
научном арсенале учебная литература
по теории римского частного права базируется
в основном еще на советских учебниках
по римскому праву <1>. --------------------------------
------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс:
примечание. Учебник "Римское частное
право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С.
Перетерского) включен в информационный
банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
------------------------------------------------------------------ <1>
См.: Римское частное право / Под ред. И.
Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М., 1948;
Новицкий И. Б. Основы римского гражданского
права. М., 1960. Исключением являются оригинальные
работы Д. В. Дождева. См., например: Дождев
Д. В. Римское частное право. М., 1996.
Сегодня теоретические аспекты
римского владения нуждаются в научной
корректировке в соответствии с римскими
юридическими источниками и достижениями
современной романистики. Приходится
констатировать, что понимание римского
владения (possessio) эпохи классики в отечественной
специальной литературе не вполне адекватно
римским юридическим источникам. Сохраняется
определенная путаница с юридической
квалификацией possessio <2>. Между тем имеющиеся
источники римского права (преимущественно
Дигесты Юстиниана) позволяют выделить
в качестве доминирующей фактическую
(не правовую) основу римского владения.
Можно с полным основанием утверждать,
что римская классическая юриспруденция
понимала сложную природу possessio и, признавая
в отдельных случаях наличие юридической
составляющей (ius), имеющей значение, как
правило, в связи с интердиктным производством,
явно отдавала приоритет фактической
(factum) основе possessio. Об этом свидетельствуют
следующие фрагменты, принадлежащие классическим
юристам: "Офилий и Нерва-сын говорят,
что малолетний может начать владеть и
без одобрения опекуна: ведь это (отношение)
фактическое, а не правовое, - и с этим можно
согласиться" (Павел. Диг. 41.2.1.3); "Ведь
приобретение по давности относится к
праву, то же, что кто-то владеет в доброй
вере или не в доброй вере, к факту" (Павел.
Диг. 41.1.48.1); "...прерванное владение не
восстанавливается в силу postliminio, так как
не может быть давности без владения, владение
же имеет в значительной мере фактический
характер, а фактическое положение не
объемлется правом на возвращение..."
(Папиниан. Диг. 4.6.19). --------------------------------
<2> В качестве иллюстрации укажем на
две юридически некорректные характеристики
possessio в отечественной литературе по римскому
праву: "Владение - это право фактического
господства над вещью как таковой" (Дождев
Д. В. Римское частное право. С. 325); "Владение
в римском праве представляло собой самостоятельное,
отличное от собственности вещное право"
(Рассолов М. М., Горбунов М. А. Римское право.
М., 2010. С. 247).
Таким образом, римское possessio
имело фактическую природу <3>. Подобное
господство (обладание) само по себе не
создавало права (ius) лицу, завладевшему
вещью. Будучи по своей природе юридическим
фактом, possessio, при наличии определенных
условий, могло привести к созданию определенных
правоотношений (интердиктная защита,
приобретение по давности). При этом наличие
интердиктной защиты possessio не дает оснований
квалифицировать римское владение как
право (ius), как это делают отдельные современные
исследователи <4>. Интердиктная преторская
защита сама по себе не создавала владельцу
право на вещь. -------------------------------- <3>
Этот вывод согласуется с позицией крупнейших
западных романистов. См., например: Kaser
M. Das Romische Privatrecht. Munchen, 1955. S. 325. <4> См.:
Дождев Д. В. Институт владения в римском
праве: Автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 1997.
С. 21.
Римское possessio можно квалифицировать
как фактическое обладание (господство)
лица над телесной вещью (res corporalis): "А
во владении могут быть (те вещи), которые
являются телесными (corporalia sunt)" (Павел.
Диг. 41.2.3). Римское владение носило первоначальный
характер и начиналось с захвата (occupare)
вещи. Римские классические юристы неоднократно
подчеркивали, что possessio не могло начинаться
производным способом (например, путем
договора или наследования): "Ведь мы
называем possessio все то, что захватываем
и собственность (proprietas) на что нам не принадлежит
или не может принадлежать..." (Яволен.
Диг. 50.16.115). Этому не противоречит тот
факт, что в римских юридических источниках
в отдельных случаях упоминается "передача"
владения, ведь в этих случаях первоначальный
(не производный) характер владения сохранялся:
"...если товары окажутся не принадлежащими
продавцу, давность (usucapio) немедленно начнется
в пользу покупателя" (Папиниан. Диг.
18.1.74); "В отношении покупателей владение
прерывается..." (Ульпиан. Диг. 41.2.13.4);
"Когда мы назначены наследниками, к
нам, после принятия наследства, переходят
все права. Possessio, однако, не касается нас,
пока не будет захвачено естественным
путем" (Яволен. Диг. 41.2.23). В теории римского
права классического периода случаи фактического
обладания (господства) лица над телесной
вещью в виде possessio отчетливо отграничены
от сходных случаев фактического обладания
телесной вещью, не признаваемых римскими
юристами в качестве владения. Для последней
категории обладателей, не получивших
статуса владельцев в римском праве классического
периода, устойчивая терминология не сложилась.
В отдельных случаях римские юридические
источники упоминают о некоем possessio naturalis.
Но каких-либо определенных юридических
признаков possessio naturalis, кроме факта его
явной противоположности признаваемому
правом классического периода possessio, выявить
невозможно. Что касается термина "держание"
(detentio), воспроизводимого в отечественной
литературе по римскому праву, то следует
иметь в виду, что в Институциях Гая и Дигестах
Юстиниана он не употребляется. Формированием
юридических свойств, а равно и самого
термина detentio займется средневековое
римское право, а позднее - германская
пандектистика. В римском же классическом
праве в отдельных случаях применительно
к контексту использовались лишь глаголы
tenere, detinere. Этим объясняется отсутствие
в юридических источниках классического
периода попыток противопоставить possessio
и detentio. Такое сравнение станет привычным
позднее в пандектном праве. Итак, в теории
римского права классического периода
существовала только дихотомия владения
(possessio) и невладения. Римские классические
юристы нашли принципиальный критерий
для отграничения владения от невладельческих
случаев обладания вещами - известную
категорию "animus" (намерение, дух, воля,
желание). И хотя в римских юридических
источниках нельзя найти определение
категории animus, как, впрочем, и определение
possessio, можно утверждать, что для римской
классической юриспруденции смысл и содержание
animus был очевиден - в сохранившихся источниках
споров между юристами по поводу этой
категории нет. Демонстрируют значение
категории animus для римской possessio следующие
фрагменты, принадлежавшие юристу Павлу:
"Достигаем же мы владения corpore et animo,
но не одним только corpore или только animo..."
(Диг. 41.2.3.1); "Приобретаем мы владение
animo et corpore... animo только нашим (nostro), corpore
или нашим, или чужим" (Сентенции. V.2.1).
При цитировании в литературе по римскому
праву первого фрагмента отечественные
авторы обычно ограничиваются указанием
на наличие двух элементов (corpus, animus), характеризующих
римское владение. Попытки провести анализ
этих категорий possessio, выявить их соотношение
(равенство элементов или приоритетность
одного из них) в литературе по римскому
праву, как правило, отсутствуют. Второй
фрагмент менее известен в литературе
по римскому праву, но именно он, на наш
взгляд, является важнейшим для понимания
значения animus. Между тем вопрос о соотношении
категорий corpus <5> и animus является весьма
важным для понимания римской конструкции
владения. Мы убеждены, что эти две категории
не были равнозначными. Приоритетной следует
считать категорию animus. Преимущество animus
юрист Павел продемонстрировал в Сентенциях:
он не только поставил категорию animus на
первое место, но и подчеркнул, что animus
должен принадлежать только владельцу
(быть "нашим"), факт же обладания
вещью, пребывающей в его владении, допускался
и "чужим" (лицом). Иными словами, требования,
предъявляемые римской юриспруденцией,
для режима corpus менее обязывающие, чем
для режима animus. Стоит подчеркнуть, что
требование Павла к категории animus - "быть
только нашим (animo utique nostro)" в полной
мере соответствовало общей позиции римского
классического права обозначать притяжательными
местоимениями (meum esse) принадлежность
имущества господину (dominus) вещи. --------------------------------
<5> Термин corpus многозначен. Приоритет
при переводе принадлежит словам "тело",
"вещество", "материя", "телесный",
"физический".
Неравнозначность категорий
animus и corpus подтверждается попытками ввести
в юридическую практику I - II вв. н. э. конструкцию
так называемого animo possessio ("мысленного"
владения). Лабион, один из ранних классических
юристов эпохи Августа, утверждал: "На
некоторые предметы владение приобретается
мысленно (animo)..." (Диг. 41.2.51). Сторонниками
концепции приобретения владения solo animo
(только через animus) были известные в I в.
н. э. юристы Нерва и Прокул. Позднее на
их мнение ссылался великий Ульпиан, также
являвшийся сторонником possessio animo: "...владение
ведь начинается с animo" (Диг. 12.1.9.9). Конструкцию
possessio solo animo во II в. н. э. продолжали поддерживать
такие видные классические юристы, как
Юлиан, Марцелл и даже самый авторитетный
- Папиниан. Против конструкции владения
solo animo возражали многие классические
юристы в основном из консервативной школы
сабинианцев. Гай (сабинианец) отразил
в своих Институциях эту борьбу двух групп
классических юристов в известном фрагменте
(IV. 153). Позицию консервативных классических
юристов в конечном счете принял и Павел,
отразив ее в двух вышеприведенных фрагментах
Дигест и Сентенций. Но если конструкция
владения solo animo и не стала господствующей
в римском праве к концу классического
периода, ее значение в полной мере сохраняется
для понимания места и значения категории
animus в теории римского владения. По нашему
мнению, роль волевого элемента римского
владения (animus) для квалификации обладания
имуществом в качестве владения (или не
владения) была приоритетной. Доминирующий
статус категории animus как главного квалифицирующего
признака possessio отчетливо подтверждает
Ульпиан: "Разница между собственностью
и владением (differentia inter dominium et possessionem) состоит
в том, что у того, кто не хочет быть собственником,
dominium остается, a possessio прекращается, когда
кто-либо решил, что он не желает владеть"
(Диг. 41.2.17.1). Из теоретического наследия
римского владения классического периода,
помимо указанных характеристик possessio
("фактическая природа", "первоначальный
характер", "animus"), современные
романисты выделяют еще несколько. Важной
чертой римского владения являлся его
самостоятельный характер. Possessio было
владением pro suo ("для себя", "на
свое имя"). В праве классического периода
не существовало "производного" или
"посредственного" владения. Лицо
либо являлось владельцем (посессором),
либо не было им. Конструкция "производного"
владения (mittelbarer Besitz), созданная германской
пандектистикой и вошедшая в § 868 ГГУ, была
неизвестна римскому праву классического
периода <6>. -------------------------------- <6>
В связи с этим надо признать, что постоянно
воспроизводимые в отечественной литературе
по римскому праву рассуждения о "посредственном"
владении (см., например: Римское частное
право / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского.
С. 171) не соответствуют римским юридическим
источникам.
Конечно, для utilitatis causa ("в
целях пользы") римское классическое
право допускало пребывание вещей владельца
в имуществе других лиц. Однако самостоятельного
статуса такая категория лиц не имела.
Вот два характерных рассуждения римских
юристов: "Мы владеем, по-видимому, не
только если сами владеем, но также если
кто от нашего имени имеет (вещь) во владении,
равным образом мы владеем через тех, кому
мы отдали вещь в качестве депозитария
или ссудополучателя... Это и называется,
как обыкновенно говорят, иметь возможность
владеть через всякого, кто от нашего имени
имеет вещь во владении (qui nostro nomini sit in
possessione)" (Гай. Институции. IV. 153); "...ибо
владеть и владеть от чужого имени не одно
и то же. Ведь владеет лишь тот, от чьего
имени осуществляется владение, a procurator
лишь служит чужому владению" (Цельс.
Диг. 41.2.18). Есть все основания утверждать,
что в римском классическом праве основным
модусом владения являлось possessio pro suo.
Вот слова Павла: "Родов (genera) владения
столько, сколько и оснований (causa) приобретения
того, что нам не принадлежит, как-то: (на
основании) купли, дарения, легата, приданого,
наследства, возмещения вреда, (в качестве
владеющего) как своей (pro suo), как, например,
в отношении тех вещей, которые мы приобретаем
на суше и в море или (захватываем) у врагов
или которые мы сами вырастили, как это
происходит в природе вещей (in rerum natura essent).
И в конце концов вернее, что род владения
один, а разновидностей бесчисленное множество"
(Диг. 41.2.3.21). Из содержания источника следует,
что владение pro suo есть принципиальный
случай possessio, т. е. владения, приобретенного
без какой-либо специальной causa (купля,
дарение, легат и др.), но самостоятельно,
посредством захвата вещи "на земле
или на море или у врагов". Позицию юриста
Павла дополняет рассуждение Ульпиана:
"Владение "как своей" (pro suo) суть
следующее: когда мы считаем, что нами
приобретается право собственности, то
мы владеем и на том основании, по которому
оно приобретается и, кроме того, pro suo;
как, например, на основании купли (causa
emptionis) я владею и как покупатель и как
своей (pro suo)..." (Диг. 41.10.1). Таким образом,
самостоятельный модус владения, выражающийся
в формуле possessio pro suo, должен был присутствовать
при приобретении владения с любым специальным
основанием (causa). Следующая характеристика
римского владения - его нераздельный
характер. Римское possessio являлось полным
господством над вещью и не допускало
совладения. Владение двух или более лиц
на одну вещь в римском классическом праве
не признавалось. "Не могут многие владеть
одной и той же вещью в целом (in solidum possidere
non possunt), так как противно природе, чтобы,
когда я чем-то владею, чтобы ты также этим
владел... Ведь одно и то же владение может
быть у двоих не в большей степени чем
то, что ты окажешься стоящим на том месте,
на котором стою я, или окажется, что ты
сидишь на том месте, на котором сижу я".
(Павел. Диг. 41.2.3.5). Еще одна характеристика
владения классического периода - требование
его непрерывности, что было неразрывно
связано с его фактической основой. Прерванное
или переданное владение прекращалось.
"Если кто-либо передает владение с
тем намерением, чтобы оно потом к нему
вернулось, он перестает владеть", -
подчеркивает Ульпиан (Диг. 41.2.17.1). Эту
же мысль отметил ранее и Папиниан: "...прерванное
владение не восстанавливается в силу
права на возвращение" (Диг. 4.6.19). Непрерывность
владения была необходимым условием для
известного института приобретательной
давности (usucapio). Вот базовый фрагмент
Модестина: "Usucapio есть прибавление (цивильной)
собственности (dominii) путем непрерывности
владения (continuationem possessionis) в течение времени,
законом установленного" (Диг. 41.3.3).
Важным свойством римского possessio являлся
всеобъемлющий характер власти владельца
над вещью. Римский владелец, как и обладатель
права собственности, был dominus (господин)
вещи. Он не только пользовался в полном
объеме захваченной во владение вещью,
но и мог распоряжаться ею. Необходимо
подчеркнуть, что, вопреки упорно возобновляемому
в отдельных отечественных работах по
римскому праву тезису об отсутствии у
владельца в отличие от собственника возможности
распорядиться вещью, в римских юридических
источниках постоянно сообщается об актах
распоряжения вещами, находящимися во
владении, как о правомерных сделках. В
Дигестах Юстиниана имеется множество
фрагментов, принадлежащих разным юристам
и сообщающим о правомерной продаже вещей,
принадлежащих владельцам. Вот только
два примера: "Нет сомнения, что можно
отчуждать чужую вещь, ибо имеется купля
и продажа..." (Ульпиан. Диг. 18.1.28); "Владение
товарами, сложенными на складах, представляются
переданными с передачей ключей... Если
товары окажутся не принадлежащими продавцу,
давность (usucapio) немедленно начнется в
пользу покупателя" (Папиниан. Диг. 18.1.74).
И наконец, последняя содержательная характеристика
possessio, извлеченная романистами из юридических
источников, относится к основанию (causa)
владения. К концу классического периода
было признано, что владеть можно было
только по одному основанию. Павел утверждает:
"Некоторые считают, что мы можем владеть
одной и той же вещью сразу по многим основаниям
(ex plurimus causis possidere), как, например, тот, кто
приобретает по давности владения, владеет
вещью и в качестве покупателя и как своей
(pro suo)... Однако поскольку право собственности
(dominium) не может происходить более чем
из одного основания, то и владеть мы можем
только по одному основанию (possidere ex una
causa possumus)" (Диг. 41.2.3.4). Выявление основания
possessio было важным на практике - от него
зависел правильный выбор средств юридической
защиты. Вопрос о causa владения тесно связан
с вопросом о его видах. В отечественной
литературе по римскому праву тема видов
римского владения излагается скорее
на основе разработок германской пандектистики,
чем римских юридических источников классической
эпохи. Поэтому следует подчеркнуть, что
владение "законное", или "правомерное",
которому в отечественных учебниках по
римскому праву зачастую уделяется первостепенное
внимание, в юридических источниках классической
эпохи почти не упоминается <7>. Например,
в Институциях Гая неоднократно упоминается
только такой вид владения, как владение
bona fides (добросовестное); владение же правомерное
(iusta) указано только один раз в связи с
интердиктным производством (IV. 150). В Дигестах
Юстиниана на фоне многократного употребления
possessio bona fides владение iusta встречается крайне
редко. -------------------------------- <7> В отличие
от термина "законное" владение, хорошо
известного современной отечественной
цивилистике и, по-видимому, по аналогии
применяемого в учебной литературе по
римскому праву, римские юридические источники
использовали (редко) только словосочетание
iusta possesio (правомерное владение).