Власть как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Социальное назначение политической власти, и ее институтов заключается в том что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышения уровня и благосостояния жизни, преодоление конфликтов и противоречий, создание условий для нормальной человеческой жизни, укрепление порядка и стабильности общества и государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Сущность политической власти……………………………..………4
2. Возникновение и этапы развития учения о власти………………….8
Заключение……………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………….….16

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 37.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

  1. Сущность политической власти……………………………..………4

2. Возникновение и этапы развития учения о власти………………….8

Заключение……………………………………………………………...15

Список литературы………………………………………………….….16

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Власть-специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей.

Понятие власти является одним  из центральных в политологии. Во многих поступках людей лежит  мотив приобретения власти над себе подобными. В ходе развития человеческого общества власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определенные изменения. От внутриродового уклада, обряда почитания старших, путем множества видоизменений и разветвлений до метода поддержания порядка на огромных территориях целых государств.

 

« Кто облечен  властью, тот непременно сделается  притеснителем и угнетателем  общества»

М.А. Бакунин

1. Сущность политической  власти

 

В настоящее время в  научной литературе можно насчитать  более 300 определений власти. Большинство  из них, трактуя ее как явление социальное, тем самым раскрывают и природу политической власти.

Историческое понятие  «власть» связано с административным управлением древнегреческих городов-государств. Искусство управления гражданами – «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в понятии «политическая власть».

Можно определить политическую власть как способность и возможность  принимать и приводить в исполнение политические решения. Оказывающие  воздействия на действия и поведения  субъектов политики.

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти.

К особенностям политической власти относятся следующие:

1. Верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2. Публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3. Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная. Духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночно-демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ. Социальных фондов и т.п.;

4. Многообразие ресурсов. Политическая власть и особенно  государство, используют не только  принуждение, но и экономические,  социальные, и культурно-информационные  ресурсы;

5. Легальность в использовании  силы, принуждение в отношении  граждан. 

Функция политического управления общественными процессами есть сущность политики, в которой проявляется  сознательная реализация целей государства  и общества. Она проявляет себя в указах, законах, распоряжениях, исходящих  от высшего политического руководства.

Функция управления общественными  процессами может осуществляться двумя  основными методами:

- во-первых, непосредственным  вмешательством и жесткой регламентацией  политической властью социальных, экономических и идеологических процессов, путем издания законов, декретов, указов и т.п.

- во-вторых, косвенным политическим  воздействием, когда власть регулирует  не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их  развитие.

Центральной функцией системы  власти является защита основных политических ценностей. Основные группы ценностей, вокруг которых вращается вся  политическая жизнь:

- национально-государственная  безопасность и независимость;

- законность и общественный  порядок;

- экономическое благосостояние  и социальная справедливость;

- свобода, демократия, права  и обязанности человека.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.

Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а так  же юридической базой. (Россия, США).

Общественная власть формируется  партийными структурами, общественными  организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. (Италия, Франция).

Механизм осуществления  политической власти имеет довольно сложную структуру. Первичным субъектом  власти является народ, реализуя часть  властных функций непосредственно, другая часть из них передает своему официальному представителю – государству. Государство, в свою очередь распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется разделением  властей. Разделение властей реализуется  в двух плоскостях: по горизонтали  и по вертикали.

Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между  тремя властными органами – законодательный, исполнительный и судебный.

Политическая практика свидетельствует, что наибольшей стабильностью обладают такие системы политической власти, где:

  1. Функции политического управления разделены между исполнительной и законодательной властью.
  2. Функции защиты основных политических ценностей исполняют:

А. Судебная система;

Б. Федеральные и местные  органы правопорядка;

В. Общественно-политические ассоциации граждан;

Г. Независимые от государства  средства массовой информации.

  1. Функции интеграции выполняют:

А. Конституция страны;

Б. Основные законы субъектов  федерации;

В. Политические традиции.

  1. Преемственность власти обеспечивается избирательной системой на основе всеобщего избирательного права и многопартийности.

Горизонтальное разделение властей предусматривает относительную  независимость законодательной, исполнительной и судебной власти при решении  конкретных вопросов и единство действий ради стратегических интересов общества.

Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня.

2. Возникновение  и этапы развития учения о  власти

 

Политическая наука изучает  идеологическую и практическую деятельность людей, объектом которой выступает  власть. Власть определяет границы мира политики, его специфику.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации  неразрывно связано со становлением государства как особой организации  власти. Человечеству потребовалось  почти два тысячелетия опыта  государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности  первых теоретических обобщений  и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений. Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:

  1. Политические учения древнего востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). Характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Для древних Египтян, Вавилонян, Индийцев боги были лучшими среди  людей, вершителями земных дел, первыми  законодателями и правителями.

У древних Китайцев единственным проводником воли небесных сил был император.

Великий мыслитель древнего Китая Конфуций (551-479гг. до н.э.) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного  происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая  семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные  – его послушные дети.

  1. Политические учения древней Греции и древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли древнего мира по праву считается философия древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах – полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470-99гг. до н.э.); его ученик Платон Афинский (427-347гг. до н.э.) политические идеи его изложены в диалоге «Государство»  и другие мыслители и философы древнего Рима и Греции.

Аристотель, ученик и критик Платона: выдвинул предположение о  естественном происхождении государства: - назвал человека политическим существом: - квалифицировал формы государственного устройства по числу властвующих…

  1. Политические учения средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами: создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий; распад их на раздробленные политические образования; рассвет сословно-представительных монархий.

Фома Аквинский (1226-1274) признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок – от Бога.

  1. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи: Освобождение политической науки от теологии; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

На рубеже XVII-XVIII веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле «царство разума» путем распространения знаний, искоренение невежества, всестороннего воспитания личности и пр.

Н. Макиавелли (1469-1527) впервые  сформулировал идеологию централизованной монархической власти.

Томас Гоббс (1588-1679) считал , что монархия – самая лучшая форма власти.

  1. Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины XVII века.

Характерные черты политической мысли Нового времени: формирование либеральной политической идеологии; обоснование необходимости разделения властей; анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; формирование концепции прав человека и гражданина.

Теория разделения властей  по праву принадлежит Шарлю Луи  Монтескье (1689-1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

  1. Современные политические учения. Современна политическая наука в своем развитии прошла, следующие периоды:

 Первый период –  становление современной политической  науки (конец XIX века - конец 40-х годов XX века). Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ.

Второй период – активное расширение сфер политических исследований (конец 40-х – вторая половина 70-х  годов XX века). Характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства.

Третий период – поиск  новых парадигм развития политической науки (середина 70-х годов – по настоящее время).

Широкое распространение  в начале XX столетия получила теория элит, создателями которой были два  итальянских ученых: Вильфредо Паре-то (1848—1923) и Гаэтано Моска (1858—1941). Г.Моска в работе «Элементы политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти.

Г. Моска указывает на две тенденции в истории государств: аристократическую и демократическую. В первом случае власть находится у замкнутых элит, во втором — у элит, исходящих из масс. Выборы — это способ обновления элит. В.Парето в работе «Трактат об общей социологии» рассматривает элиту как группу прирожденных руководителей нации, как людей, наделенных выделяющимися на общем фоне качествами. Он считал, что во всякую эпоху существует две такого рода группы — элита и контрэлита, которые ведут между собой борьбу за власть с помощью мобилизации масс. Доминирующим качеством правящей элиты служит способность управлять людьми, подчеркивает В.Парето. Индивиды, наделенные такой способностью, манипулируют массами с помощью обмана или насилия. Если элита не обновляется, то она деградирует, что ведет к революции, в ходе которой происходит смена состава правящей группы. В.Парето отмечал, что история — это «кладбище аристократии».

Информация о работе Власть как общественное явление