Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:35, контрольная работа
Социальное назначение политической власти, и ее институтов заключается в том что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышения уровня и благосостояния жизни, преодоление конфликтов и противоречий, создание условий для нормальной человеческой жизни, укрепление порядка и стабильности общества и государства.
Введение………………………………………………………………….3
1. Сущность политической власти……………………………..………4
2. Возникновение и этапы развития учения о власти………………….8
Заключение……………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………….….16
Учение о власти нашло свое дальнейшее развитие в теории олигархизации (бюрократизации) политических партий, разработанной Моисеем Острогорским (1854—1919) и Робертом Михельсом (1876—1936) как раз на рубеже XIX и XX вв. М.Острогорский в работе «Демократия и организация политических партий» выделяет три стадии в развитии политических партий: аристократические группировки, политические клубы, массовые политические организации. На третьей стадии, указывает Острогорский, происходит бюрократизация руководства партии, а демократия в партии невозможна.
Аналогичные выводы делает Р.Михельс в работе «Социология политических партий». Он формулирует закон олигархизации политических партий. Вожди уступают власть в партии только вождям, но не массам. Власть в партии принадлежит руководителям, поддерживаемым профессионалами, платным, назначаемым аппаратом. Участие рядовых членов в руководстве ее невозможно, а так как партия — это общество в миниатюре, то в обществе тем более невозможно участие всех граждан в управлении государством.
Особое место в развитии
науки о политике принадлежит
немецкому социологу Максу
М.Вебер рассматривал господство как монопольную власть, последнюю — как способность навязывать свою волю с помощью обязывающих приказов. Господство, по Веберу, — это узаконенное насилие, которое бывает трех типов: традиционное, харизматическое и легальное. Традиционное господство основано на обычае. Для его легитимизации нужна вера людей в законность власти. Это сословное господство. Харизматическое господство опирается на личную преданность людей политическому лидеру. Легитимизация здесь происходит благодаря вере в особые политические качества вождя. Легальное господство основано на праве. Способ его легитимизации — вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим. Бюрократия является идеальным типом легального господства, воплощением рациональности власти.
Разработанное М.Вебером учение о бюрократии не потеряло своего значения и в настоящее время. Он считал, что ее общими чертами являются:
а) неизменные методы руководства;
б) четкое распределение функций;
в) иерархия властных полномочий;
г) коллективная (государственная) собственность на средства осуществления власти и служебные места;
д) кругообращение документов.
Условиями занятия любой должности в этом аппарате власти являются: ее значение, выполнение определенных обязанностей, наличие необходимой квалификации, постоянство служебной деятельности.
В противовес бюрократической рациональности М.Вебер предложил концепцию харизматического лидерства вождей, опирающегося на иррациональную веру масс в их сверхчеловеческие способности.
Демократизацию М.Вебер понимал как мобилизацию масс политическими лидерами, рассматривая ее в качестве действенного средства противодействия тотальной бюрократизации. В то же время харизматический лидер уравновешивает и попытки узурпации власти со стороны олигархических групп самого гражданского общества. В этом плане М.Вебер придавал особое значение институту президентства, а президента рассматривал как избранного вождя нации.
Рассматриваемые нами политические
концепции представляют собой своеобразный
переход от классической политической
науки к современной
Заключение
В заключении хотелось бы выделить еще раз основное в данной работе. Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти.
Политическая власть структурируется по разным основанием, в результате чего выделяются конкретные ее виды.
Социальное назначение политической власти, и ее институтов заключается в том что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышения уровня и благосостояния жизни, преодоление конфликтов и противоречий, создание условий для нормальной человеческой жизни, укрепление порядка и стабильности общества и государства.
Список литературы