Внешнеполитический курс армянского правительства во главе с Серж Саркисяном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить основные направления внешней политики Армении, а также проанализировать внешнеполитический курс страны на современном этапе во главе с президентом Серж Саргсяном.
Задачи работы:
Дать краткую характеристику Республики Армения.
Дать характеристику армяно-российских отношений.
Дать характеристику отношений Армении и стран Запада.
Показать участие Армении в Карабахском конфликте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Отношения с Россией…………………………………………………………..5
2. Отношения со странами Запада……………………………………………..9
2.1. Региональные государства (Иран и Турция)……………………………….9
2.2. США и НАТО……………………………………………………………….15
2.3. Европейский Союз и государства Европы………………………………...19
3. Участие Армении в Нагорно-Карабахском конфликте…………………….24
Заключение………………………………………………………...……………..28
Список источников…………………………………………………………...….32

Файлы: 1 файл

Внешпол Арм.docx

— 64.56 Кб (Скачать файл)
 

Внешнеполитический  курс армянского правительства во главе  с Серж Саркисяном

 
 
 
 

 

 

 



 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Отношения с Россией…………………………………………………………..5

2. Отношения со странами Запада……………………………………………..9

2.1. Региональные государства (Иран и Турция)……………………………….9

2.2. США и НАТО……………………………………………………………….15

2.3. Европейский Союз и государства Европы………………………………...19

3. Участие Армении в Нагорно-Карабахском конфликте…………………….24

Заключение………………………………………………………...……………..28

Список источников…………………………………………………………...….32

 

Введение

 

Внешняя политика государства по определению  является деятельностью, результаты которой  отражаются не только на самом государстве, являющемся субъектом, но и на государствах – объектах этой политики. В первую очередь это государства –  соседи. Армения достаточно длительное время, как и другие республики СССР, не являлась самостоятельным государством. Тем с большей силой проявилась ее самостоятельность в первые же годы после распада СССР. Надо сказать, что ведение самостоятельной  внешней политики вовсе не следует  автоматически из обретения государственного самоопределения. Это ярко показывает опыт практически всех государств Закавказья для внешней политики которых  характерны такие общие черты  как наличие неразрешенных этнополитических конфликтов, стремление избавиться от влияния России при фактической  невозможности этого сделать (в  силу как политических, так и экономических  причин).

Актуальность изучения внешней  политики Армении обусловлена несколькими  соображениями. Во-первых, Армения является одним из ближайших соседей Российской Федерации и именно Российская Федерация  является одним из самых важных объектов внешней политики Армении. В этой ситуации становится ясной необходимость  тщательного изучения этой политики, тем более, что Закавказье традиционно  являлось зоной приоритетных геополитических  интересов России.

Второй момент – наличие неразрешенного армяно-азербайджанского конфликта. Наивно было бы полагать, что этот конфликт является делом исключительно Армении  и Азербайджана. Сегодняшняя политическая ситуация показывает, что к разрешению этого конфликта подключены и  Россия и СБСЕ и такие региональные державы как Турция и Иран. Карабахский  конфликт является политической картой, разыграть которую стремятся  многие, именно поэтому это направление  внешней политики Армении требует  тщательного изучения.

Третье соображение, подтверждающее актуальность выбранной тематики именно сегодня – это соображение  того порядка, что в последнее  время Закавказский регион (Армения, Азербайджан, Грузия) вовлекается в  орбиту интересов США. Это грозит в недалеком будущем превратить Армению в поле столкновения России и США (или России и НАТО, что  в принципе равнозначно). А это  противостояние, контуры которого намечаются уже достаточно явно, может иметь  непредсказуемые результаты и в  первую очередь для самой Армении, как сказано у Шекспира: "Ничтожному опасно попадаться меж выпадов и пламенных клинков".

Таким образом, внешняя политика Армении  представляется одним из важнейших  факторов, влияющих на обстановку в  регионе, на соотношение сил между  Россией и НАТО и в конечном счете – на будущее всего Закавказья.

Цель работы: определить основные направления внешней политики Армении, а также проанализировать внешнеполитический курс страны на современном этапе во главе с президентом Серж Саргсяном.

Задачи работы:

    1. Дать краткую характеристику Республики Армения.
    2. Дать характеристику армяно-российских отношений.
    3. Дать характеристику отношений Армении и стран Запада.
    4. Показать участие Армении в Карабахском конфликте.

 

1. Отношения с Россией

 

Для Армении жизненно важное значение имеют сохранение и дальнейшее укрепление сотрудничества с Россией. По-видимому, правы те наблюдатели, по мнению которых  Армения просто обречена быть вечным союзником России. И действительно, в сложившихся ныне геополитических условиях Россия практически единственная страна, способная оказать ей значимую экономическую помощь, военно-политическую и военно-техническую поддержку. Необходимо отметить, что в отличие от двух других закавказских республик, в силу тех или иных причин проявлявших стремление к дистанцированию от России, на протяжении всего периода после обретения Арменией независимости не было спада в армяно-российских отношениях. Это обстоятельство приобретает особую значимость в контексте все более отчетливо проявляющихся тенденций к усилению американского, а в более широком плане — западного присутствия в Закавказье при одновременной переориентации стран Запада на форсированное развитие связей с Азербайджаном и расширение возможностей наращивания военного потенциала Баку. Западные страны постепенно отходят от проармянской позиции в вопросах урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.1

Особенно успешно развивается  российско-армянское сотрудничество в военно-технической сфере. Военно-политический союз с Россией является составной  частью концепции национальной безопасности страны.

Степень крепости уз стратегического  союзничества между Россией и  Арменией во многом производна от характера  политики Турции и Азербайджана в  отношении Еревана. Военно-стратегическое партнерство с Россией позволяет  Армении уравновесить военный потенциал  Азербайджана, который, по некоторым  данным, в два раза превышает потенциал  Армении. Россия опирается на Армению  для обеспечения своих стратегических интересов в Закавказье. Именно военное  присутствие в Армении обеспечивает доминирование России в данном регионе.

Имея тесные многосторонние связи  с Россией и странами Запада, обладая  достаточно организованной и боеспособной армией, Армения способна играть определенную роль в обеспечении геополитической  стабильности в регионе. Российско-армянское  стратегическое сотрудничество сдерживает нежелательные для безопасности региона действия других стран, проявляющих  искушение решать свои проблемы на путях поиска союзников вне региона  или формирования региональных блоков в обход Армении.

В отличие от Азербайджана и Грузии, Армения придерживается линии на предоставление российским войскам  военных баз, рассматривая их как  средство сдерживания Азербайджана и особенно Турции.

В русло этой внешнеполитической линии  вписывается и передача Россией  Армении вооружений на сумму 1 млрд. долл., вызвавшая крупный скандал  и серьезно осложнившая российско-азербайджанские  отношения. Естественно, поставки вооружений из России в Армению и расширение военного сотрудничества между этими  двумя странами вызвали обеспокоенность, недовольство и негативную реакцию  со стороны Азербайджана, руководство  которого резко отрицательно относится  к тесному российско-армянскому сотрудничеству в военной области.2

В действительности же усиление военного присутствия России в Армении, по-видимому, призвано как-то уравновесить военный  потенциал США и НАТО, размещенный  в Турции. Известно, что на турецкой военной базе Инджирлик в настоящее  время размещены почти 50 американских и английских штурмовиков с крылатыми  ракетами на борту, в том числе 15 Р-16, 22 Г-15, 6 "торнадо" и 8 "миражей". Ежедневно они совершают облеты "северной запретной зоны" над Ираком, ведут воздушную разведку у границ Грузии и Армении. Российский "воздушный зонтик над Арменией" тем более необходим, если учесть, что у последней нет собственных зенитно-ракетных комплексов, способных сбивать чужие самолеты-нарушители.

О серьезности намерений России в этом вопросе свидетельствует  то, что, согласно двустороннему российско-армянскому Договору 1992 года (правда, не ратифицированному  Верховным Советом России), Россия брала на себя обязательства по защите Армении от внешней угрозы (подразумевалось  — турецкой).

Под давлением обстоятельств вокруг Азербайджана у России возникают  новые проблемы в отношениях с  Арменией. Ценность Армении как важного  стратегического союзника России на ее южных рубежах состоит в  том, что страна расположена вблизи основных направлений транспортировки  нефти и газа, а также других транспортных артерий. В принципе для  Армении, находящейся сегодня в  орбите российского влияния, не чужда  ориентация на Запад. Но в силу обстоятельств  она вынуждена играть роль проводника политики России в регионе. Тем не менее Россия не может пойти на принятие предлагаемой некоторыми армянскими политиками позиции жесткого и недвусмысленного выбора в пользу Армении в ее тяжбе  с Азербайджаном по карабахскому вопросу, поскольку это еще сильнее  подтолкнуло бы Баку в объятия  Турции и США. По мнению ряда аналитиков, для армянской дипломатии наступают  достаточно сложные времена. Дело в  том, что если раньше Еревану и  Степанакерту удавалось вести собственную  игру благодаря существующим между  посредниками противоречиям, то ныне такая  возможность уменьшается. 3

Также стоит отметить тесные экономические  связи. Активное наращивание объёмов товарооборота (почти 0,9 млрд долл. в 2008 г.) и инвестиционного взаимодействия (накоплено свыше 1,8 млрд долл. капиталовложений) с Арменией укрепляет позиции России как её ключевого внешнеэкономического контрагента.

Россия уверенно выходит на позиции  крупнейшего зарубежного инвестора  в экономику Армении. Основной объём  капиталовложений направляется в энергетический, банковский, металлургический и строительный секторы, отрасль связи. Например, российские компании, в чьей полной или частичной  собственности и управлении находится  ряд важных объектов топливно-энергетического  комплекса Армении — компания «АрмРосгазпром», Разданская ТЭС, Севано-Разданский каскад ГЭС, распределительные сети, Армянская АЭС, — обеспечивают их рентабельную работу и стабильное снабжение  газом и электроэнергией промышленности, сельского хозяйства и социального  сектора республики.

С целью нормализации транспортного  сообщения страны с внешним миром, что устранило бы одно из главных  препятствий для развития её экономики, совместно с Россией прорабатываются  возможности организации регулярного  функционирования железнодорожной  паромной переправы Кавказ-Поти, открытия автомобильного паромного маршрута Новороссийск-Поти, возобновления сквозного  железнодорожного сообщения через  Абхазию.

Активизируются двусторонние межрегиональные  связи. В настоящее время в  них вовлечено около 70 субъектов  федерации, 15 из которых заключили  с республикой соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии.4

Так или иначе, нынешнее руководство республики во главе с Серж Саргсяном признает, что стратегическое партнерство Армения-Россия является важным фактором экономического прогресса и обеспечения безопасности Армении.

 

2. Отношения со странами Запада

2.1. Региональные государства (Иран и Турция)

 

Ключевой вопрос армяно-турецких отношений (как и азербайджано-армянских) — карабахский конфликт, который стал серьезным вызовом для внешней и внутренней политики Ирана. Он приобрел еще большее значение по достижении Азербайджаном независимости в 1991 году. В армяно-азербайджанском противостоянии Тегеран занял весьма осторожную позицию. Несмотря на официальные декларации о поддержке мусульманского дела во всем мире, Иран занимает сторону не единоверного Азербайджана, а фактически, хотя по понятным причинам и небезоговорочно, христианской Армении. Заявляя, с одной стороны, об исламской солидарности в вопросе о карабахском конфликте, с другой стороны, Иран наращивает все более тесные связи с Арменией. В целом конфликт в Нагорном Карабахе поставил иранскую дипломатию в трудное положение, поскольку Иран не может безучастно взирать на проблемы своих единоверцев — азербайджан-шиитов, потерпевших поражение от христиан-армян.

Помимо всего прочего, конфликт в Карабахе породил для Ирана  проблемы другого рода. Иран отнюдь не заинтересован в расширении территориальных  приобретений Армении в Азербайджане, что могло бы привести к потоку беженцев в иранские провинции, граничащие с Азербайджаном. Такие опасения вполне обоснованны, если учесть, что, по имеющимся данным, в начале войны  в эту страну прибыло более 1 млн. 200 тыс. беженцев-азербайджанцев, и иранское руководство вынуждено предоставить им кров и пищу при отсутствии какой  бы то ни было финансовой поддержки  со стороны как Баку, так и международных  организаций.5

При таком положении Ирану становилось  все труднее сочетать политику укрепления своих отношений с христианской Арменией и поддержкой шиитского  Азербайджана в войне с Арменией.

Отношения между Ираном и Арменией серьезно ухудшились после того, как 17 марта 1994 г. армянские силы сбили  иранский самолет, в результате чего 34 человека, находившиеся на его борту, были убиты. Хотя радикальная исламская  газета "Джумхурие ислами" потребовала от правительства заставить Армению принять на себя ответственность за этот инцидент, иранское руководство решило не предпринимать решительных действий, поскольку не желало резкого ухудшения отношений с Арменией. Оно лишь предупредило как армянскую, так и азербайджанскую стороны решить проблему путем переговоров, чтобы не дестабилизировать обстановку в регионе.6

Информация о работе Внешнеполитический курс армянского правительства во главе с Серж Саркисяном