Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:45, реферат
Цель исследования – анализ новаций и традиций во внешней политики России
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
-рассмотреть историческое и стратегическое наследие во внешней политики России;
-изучить внешнюю политику России в отношении стран ЕС и США;
- проанализировать внешнюю политику РФ в отношении стран СНГ.
Предмет исследования – внешняя политика России: новации и традиции
Введение
Российский внешнеполитический курс поражает как своей способностью использовать возникающие ситуации, так и неспособностью порождать новые. Соединенные Штаты и многие европейские страны активно критикуют шаги, предпринимаемые руководством Российской Федерации: их беспокоит, какие последствия для внутренней и внешней политики повлечет за собой ренационализация доходов от продажи энергоносителей. Но эти критические выступления не должны заслонять главного: по сравнению с ельцинским периодом Россия приобрела значительно большую свободу действий на международной арене.
Внешняя политика России жизнеспособна хотя бы потому, что обладает свойством постоянно сбивать с толку или приводить в замешательство своих партнеров, которым приходится все время ломать голову над ее интерпретацией. В ее основе – процесс национальной постимперской самоидентификации, обретаемой страной, в памяти которой еще живы былые отношения с другими государствами.
В конечном итоге внешняя политика не может не находиться под влиянием внутренней. В перспективе грядущих президентских выборов (март 2008-го) следует внимательно следить за движением «шаг назад – шаг вперед», характерным для России Владимира Путина. Парадоксальным образом его инициативы могут рассматриваться одновременно и как черты, постоянно присущие российской внешней политике, и как признак непостоянства, также носящего структурный характер.
Без сомнения, Путину удалось одержать немало побед, поскольку он смог постепенно ликвидировать многие ограничения ельцинской эпохи. Однако его долгосрочные планы не внушают доверия, и это порождает зыбкость, которая хотя и расширяет свободу действия, но не облегчает достижения поставленных задач. Президент России проводит свою политику в соответствии с существующей исторической и стратегической традицией, которую можно определить следующим образом: сохранить свободу действий, чтобы никак ей не воспользоваться.
Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.
Цель исследования – анализ новаций и традиций во внешней политики России
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
-рассмотреть историческое и стратегическое наследие во внешней политики России;
-изучить внешнюю политику России в отношении стран ЕС и США;
- проанализировать внешнюю политику РФ в отношении стран СНГ.
Методы исследования:
- обработка, анализ научных источников;
- анализ научной литературы,
учебников и пособий по
Объект исследования – внешняя политика России
Предмет исследования – внешняя политика России: новации и традиции
1. Историческое и стратегическое наследие внешней политики России
Не углубляясь в историю российской стратегической культуры, немаловажно, тем не менее, определить некоторые ее характерные черты.
С XVII века Россия строит свою Великую стратегию на геополитическом фоне, состоящем из трех театров действий: западного (от Балтики до Карпат), южного (от Дуная до гор Персии) и восточного (от Волги до Алтая). Политическое и военное руководство страны стремилось всегда быть готовым выступить одновременно на этих трех направлениях.
Претерпев глубокие идеологические
изменения, это видение мира прошло
через века и ощущается даже в
сегодняшнем поведении
Претерпев глубокие идеологические
изменения, это видение мира прошло
через века и ощущается даже в
сегодняшнем поведении
Эта связь времен приобретает
куда более спорный характер, когда
речь заходит об отношении России
к государствам, над которыми она
ранее господствовала. Трудно даже
представить себе, до какой степени
прошлое властвует над умами
и влияет на поступки. Примирение с
соседями (в первую очередь, государствами
Балтии и Польшей) означало бы для
России признание неоднозначности
ее собственной истории и
Подобное наследие делает
исключительно чувствительным все,
что касается суверенитета страны.
Этот вопрос находится в центре любой
политической дискуссии; он подвергается
тщательному анализу с точки
зрения внутренней или внешней опасности,
которая якобы может ему
При Владимире Путине стратегическое наследие проявляется на практике в трех областях.
Во-первых, сразу после
своего прихода к власти российский
президент начал прилагать
Во-вторых, как глобальная (участие в деятельности международных организаций), так и двусторонняя (действия с позиции силы, в частности, на постсоветском пространстве) политика Кремля исходит из того, что территория России представляет собой стратегический перекресток. В свете этого понятие большой игры, нередко используемое для описания борьбы за влияние в Центральной Азии (по аналогии с российско-британским соперничеством второй половины XIX века) неправомерно: поле большой игры, которую ведет Москва, – это не только Центральная Азия, но и вся территория от Балкан до Дальнего Востока. Во внешней политике Путин никогда не отступает из зоны интересов.
В-третьих, путинская Россия делает все возможное, чтобы сохранить свои позиции, то есть приостановить начавшийся при Ельцине процесс потери влияния, в частности, на постсоветском пространстве. Параллельно, на всех уровнях принятия решений, Россия стремится сохранить свободу действий, чего бы это ей ни стоило. По мнению Кремля, сохранение свободы действий – это не средство, а цель.
2. Внешняя политика в отношении стран ЕС и США
Во время первого
Катализатором назревшего пересмотра роли РФ на международной арене явились события 11 сентября 2001 года. Они привели к развязке сложного сплетения проблем в отношениях с ближним и дальним зарубежьем. Террористические акты в США вызвали резкую активизацию американской политики во всех ключевых регионах планеты, побудили США к ревизии провозглашенных ранее приоритетов, и, как следствие, внесению определенных коррективов в отношения с Москвой. России, оказавшейся перед фактом неизбежности глобальных перемен, не оставалось ничего другого как максимально оперативно реагировать на них и сосредоточиться на поиске своего места в надвигающейся “эре борьбы с терроризмом”. По всей видимости, в Кремле отчетливо осознали, что промедление с принятием принципиальных решений может отодвинуть страну еще дальше на периферию в иерархии мирового сообщества. Следствием стала перестановка акцентов в понимании основных задач российской дипломатии за рубежом, нашедшая свое отражение в итогах прошедших в мае-июне 2002 года саммитов[3] .
Сам факт выбора Путиным нового
курса во внешней политике не означает
автоматического снятия базовых
проблем российской дипломатии. Он
не предполагает ни восстановления позиций
Москвы в основных регионах планеты,
ни возникновения действенного механизма
мобилизации сил и средств, необходимых
для достижения этой цели. Успех
нового курса зависит в сложившейся
ситуации не столько от минимальных
возможностей урезанного геополитического
плацдарма, сколько от формы их использования
в диалоге с Западом. России предстоит
добиться признания в мировом
сообществе, избежав жесткой и
неприемлемой для нее альтернативы
между безрезультатной
Война в Ираке, против которой
выступила Россия, сотрудничество Москвы
с Ираном в ядерной сфере, сдвиг
вправо в российской внутренней политике,
а также арест друга Америки,
нефтяного магната Михаила
До сих пор американцы
не могли себе представить Россию
в роли державы - блюстительницы порядка
вне постсоветского пространства. Тем
не менее, в вопросах укрепления режима
нераспространения ОМУ и
В Соединенных Штатах в настоящее время господствует та точка зрения, что истинное стратегическое партнерство возникает лишь на основе общего видения и единой системы ценностей, тогда как у Вашингтона и Москвы такой системы нет, – более того, различие в базовых ценностях за последние годы увеличилось. Владимира Путина в США больше не считают демократом в западном понимании этого слова. Вашингтон уверен, что по мере роста «авторитаризма» в России между двумя странами неизбежно возникнут трения. Действия Кремля начнут рано или поздно вступать в конфликт с интересами Америки и ее союзников – в том числе и в так называемом «ближнем зарубежье».
Ухудшение отношений России и Европы вызвано объективными причинами. Москва и Вашингтон выдавливают европейских лидеров – Германию и Францию – с постсоветского пространства. Между Россией и США идет очень жесткий спор за контроль над углеводородными ресурсами стран бывшего СССР. Однако и в Москве, и в Вашингтоне сходятся на том, что Европе здесь места нет. Европа продолжает зависеть от поставок нефти и газа из России и с постсоветского пространства. Такое положение дел не устраивает «германо-французский локомотив» евроинтеграции.
Общемировая тенденция связана с установлением не экономического, а прямого военного контроля над богатыми ресурсами территориями. Это прекрасно понимают в ЕС, однако Европа до сих пор не участвует в большой игре и рискует «выпасть из процесса»
В мае 2006 года вице-президент США Ричард Чейни своим выступлением на вильнюсской конференции международного форума «Общее видение для общего соседства» поставил под сомнение добрососедские отношения между США и Россией
Объектами особого внимания в Вильнюсе явились Россия и тесно связанная с ней Белоруссия. Не случайно поэтому, что президент РФ Владимир Путин не принял присланного ему приглашения на форум и даже не прислал на него ни одного официального представителя России. А из Белоруссии, которая для Запада и «новых демократий» давно стала страной-«изгоем», организаторы форума вообще никого из органов власти не позвали. Другое дело, что на конференции было предостаточно представителей политической оппозиции из этих стран.
В мае 2006 года в Вильнюсе на конференции «Единое видение общего соседства» вице-президент США Дик Чейни произнес программную речь об отношениях Запада с Россией. Он раскритиковал внутреннюю политику Кремля, а также обвинил Москву в «шантаже», «запугивании», «подрыве территориальной целостности соседей» и «вмешательстве в демократические процессы». Накануне петербургского саммита G8 России предложено сделать выбор: «вернуться к демократии» или «стать врагом». Возвращение к демократии будет гарантировать больше успеха и больше уважения со стороны соседних государств»,– сказал вице-президент США, констатируя тем самым, что от демократии Россия уже ушла[5] .