Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа
Внешняя политика государства должна рассматриваться на двух уровнях:
1) как элемент в иерархически организованной политической системе государства, где решения принимаются центрами государственной власти и обязательны для исполнения адресатами, в том числе аппаратом государства;
2) как элемент в полииерархических международных системах, где отсутствуют центры власти и решения принимаются суверенными субъектами права (государствами), которые не имеют обязательной силы, как это имело бы место в рамках отдельного государства. [1, с. 337]
1. Введение
2. Сущность и содержание внешней политики
2.1 Специфические и базовые черты внешней политики
2.2 Виды внешней политики
2.3 Субъекты внешней политики
2.4 Цели внешней политики
2.5 Функции внешней политики
2.6 Средства внешней политики
3. Внешняя политика Республики Беларусь на современном этапе
3.1 Основные принципы внешней политики
3.2 Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности
4. Заключение
5. Литература
Министерство образования Республики Беларусь
БГУИР
Факультет заочного обучения
Кафедра: Гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по курсу «Политология»
Выполнила студентка гр. 802401 Специальности ИТ и У в ТС Блинова И.В. |
|
Проверил: ______________ Оценка: ________________ ________________________ (подпись) ________________________(дата) |
Почтовый адрес: 210027 г. Витебск, ул. Чкалова, д.15, кв.44 тел. 8 (0212) 21 60 89 e-mail: iris-ka88@mail.ru |
|
2011
Тема 3. Внешняя политика: сущность и содержание.
План работы:
Целью контрольной работы является раскрытие сущности и содержания внешней политики государств в целом и внешней политики Республики Беларусь на современном этапе в частности.
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений. [1, с. 13]
В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений.
Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. Особенности внешней политики не следует абсолютизировать. Внутренние и внешние функции политики тесно взаимосвязаны. Одна и та же проблема часто содержит в себе и внутренний аспект, и международный. Отсутствие демократии во внутренней политике с течением времени может привести к тому, что и внешняя политика станет функцией внутренней политики. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики.
Необходимо помнить, что внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.
Внешняя политика – это одна из самых важных сторон деятельности правительства. В данной сфере полномочия любого правительства очень широки, и правовая регламентация этих полномочий, как правило, отсутствует. Все, чем пожелает заняться правительство в этой сфере, практически может быть осуществлено. [1, с. 160-161]
Внешняя политика государства должна рассматриваться на двух уровнях:
1) как элемент в иерархически организованной политической системе государства, где решения принимаются центрами государственной власти и обязательны для исполнения адресатами, в том числе аппаратом государства;
2) как элемент в полииерархических международных системах, где отсутствуют центры власти и решения принимаются суверенными субъектами права (государствами), которые не имеют обязательной силы, как это имело бы место в рамках отдельного государства. [1, с. 337]
Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей. [1, с. 333]
2.1 Специфические и базовые черты внешней политики
Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Второй чертой является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики, а также осуществлять ее корректировку в соответствии с международными условиями. Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от характера международных отношений. [1, c. 334-335]
2.2 Виды внешней политики
Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.
Пассивная присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная состоит в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная – в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. [1, c. 335-336]
2.3 Субъекты внешней политики
Основными субъектами внешней политики являются:
Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.
Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов. [1, c.336]
2.4 Цели внешней политики
Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от ряда обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д.
Целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.
Можно выделить несколько групп целей внешнеполитической деятельности современных государств:
Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы.
Обеспечение роста экономического и политического потенциала. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Оно способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.
Создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества.
Эти группы целей внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих. Например, политическая дестабилизация общества подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях. [1, c. 336-337]
2.5 Функции внешней политики
Внешняя политика выполняет
некоторые специфические функци
Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства (снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств), на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Институтами, способствующими реализации охранительной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.
Информационно-
Организаторская функция заключаются в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств).
- Регулирующая функция необходима для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реализации внешнеполитической деятельности органов государства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначительным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Мобильность политической системы зависит от многих факторов, в том числе исторического опыта системы, основных свойств ее структуры.
Универсальность функций возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени. [1, c. 338-339]
2.6 Средства внешней политики
Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности.
Информационно-пропагандистские средства (идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др. В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международной обстановки.
Политические средства используются, прежде всего, в целях дипломатических отношений в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях.
Экономические средства подразумевают использование экономического потенциала данной страны, как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной практике широко используется эмбарго (режим наибольшего благоприятствования в торговле).