Внешняя политика: сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Внешняя политика государства должна рассматриваться на двух уровнях:
1) как элемент в иерархически организованной политической системе государства, где решения принимаются центрами государственной власти и обязательны для исполнения адресатами, в том числе аппаратом государства;
2) как элемент в полииерархических международных системах, где отсутствуют центры власти и решения принимаются суверенными субъектами права (государствами), которые не имеют обязательной силы, как это имело бы место в рамках отдельного государства. [1, с. 337]

Содержание работы

1. Введение
2. Сущность и содержание внешней политики
2.1 Специфические и базовые черты внешней политики
2.2 Виды внешней политики
2.3 Субъекты внешней политики
2.4 Цели внешней политики
2.5 Функции внешней политики
2.6 Средства внешней политики
3. Внешняя политика Республики Беларусь на современном этапе
3.1 Основные принципы внешней политики
3.2 Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности
4. Заключение
5. Литература

Файлы: 1 файл

кр моя ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

К военным средствам относят численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система). [1, c. 339-340]

 

  1. Внешняя политика Республики Беларусь на современном этапе
    1. Основные принципы внешней политики

Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией – вот ее принципы.

Глава государства последовательно  и планомерно проводит в жизнь  миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, которые могут  втянуть страну к участию в  международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы.

Несмотря на имеющиеся  сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что  с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно  решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью.

Одним из приоритетных принципов  внешней политики белорусского государства  является планомерное строительство Союзного государства России и Беларуси.

Республика Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление СНГ, что обусловлено общностью наших совместных интересов. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках СНГ.

Последовательность внешней  политики проявляется в отношениях с государствами «пояса добрососедства», развитие отношений с Украиной, Литвой, Латвией, Польшей является одной из основных задач внешней политики белорусского государства.

Задача укрепления экономики  Беларуси как фундамента благосостояния народа выдвинула в число важнейших приоритетов внешней политики – экономическую дипломатию. Задача наращивания экспортного потенциала страны находится в числе важнейших приоритетов социально-экономического развития Беларуси. Важным направлением внешнеэкономической деятельности стало привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Возросший объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики в систему современных мирохозяйственных связей и эффективного использования имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших зарубежных технологий. [2]

    1. Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности

Базовым принципом стратегии  Республики Беларусь на международной  арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность  и жизнеспособность. Неотъемлемые черты этой стратегии – последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.

Ключевой приоритет  внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене.

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в СНГ.

Беларусь уделяет серьезное  внимание участию в Евразийском  экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о  коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.

Организация Договора о  коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый вклад в обеспечение  региональной безопасности. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств, противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции.

Естественным приоритетом внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги. Взаимные объективные интересы в сферах трансграничного сотрудничества, стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия служат дополнительным мотивом для выстраивания конструктивных отношений между Беларусью и Евросоюзом, а также отдельными его членами.

В качестве перспективных  направлений внешней политики Беларуси выступают азиатский и африканский векторы, на основе которых создаются предпосылки для наращивания торгово-экономического сотрудничества, успешной реализации национальных внешнеполитических задач. В результате углубления отношений с Азией, Африкой и Латинской Америкой, формирования дальней внешнеполитической дуги своих союзников и партнеров Республика Беларусь вышла на качественно новый уровень работы со странами мирового Юга.

Приоритетное место  во внешней политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение  и защита своих интересов в  международных региональных и универсальных  организациях. Именно в рамках многостороннего сотрудничества наиболее четко, полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, вклад Беларуси в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса.

Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации имеющихся его арсеналов.

Беларусь вошла в  число стран-лидеров борьбы с одной из самых острых проблем современности – торговлей людьми. Предложение Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованную реакцию со стороны стран-членов и ряда учреждений системы ООН, и находит свою практическую реализацию.

Республика Беларусь – лидер в таких вопросах, как  борьба с любыми проявлениями неонацизма, чернобыльская проблематика. Беларусь присоединилась ко всем конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, остается их ответственным участником, твердым противником распространения оружия массового уничтожения, инициатором резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия.

Существенная часть  политического диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны в области взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой организации, содействие ее прогрессивному реформированию по пути полного учета интересов каждого государства-участника.

Республика Беларусь является полноправным участником Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира». Интересам Беларуси отвечает пошаговое углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через территорию Беларуси контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, наркотических средств.

Беларусь – единственная из европейских стран – является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН), рассматривая ДН в качестве стабилизирующего центра силы, способного стать фундаментом  многополярного мира. Членство в Движении создает дополнительную возможность для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по ДН Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мировой политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую хозяйственную архитектуру, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей политического, социально-экономического и культурного развития человечества.

Сохранение суверенного права на выбор собственного пути развития, на принятие самостоятельных решений является обязательным элементом демократического, справедливого мироустройства. Республика Беларусь решительно не приемлет вмешательства в свои внутренние дела, не позволяя себе при этом подобных шагов в отношениях с другими странами, и, соответственно, осуждает в международных отношениях практику применения односторонних принудительных мер для оказания давления на суверенные государства.

Как донор международной  безопасности Беларусь играет существенную роль в формировании новой системы общеевропейской безопасности. Работа на этом направлении включает в себя, с одной стороны, создание целостной системы национальной обороны, с другой – последовательное расширение участия Беларуси в процессах укрепления международной и региональной безопасности и стабильности.

Стабильность системы  международных отношений может  быть достигнута только на основе реального  равноправия всех ее субъектов, взаимного  уважения и сотрудничества, призванного  обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах. [2]

 

  1. Заключение

В ходе написания контрольной  работы раскрыты сущность и содержание внешней политики государств в целом и основные направления внешней политики Республики Беларусь в частности.

Также определены основные приоритеты и направления внешнеполитической деятельности Республики Беларусь на современном этапе.

 

Литература


1. Политология: Уч. пос./ Под ред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.

2.   http://president.gov.by/


Информация о работе Внешняя политика: сущность и содержание