Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:30, контрольная работа
Переход к одной религии сопровождался становлением нового типа государственности на Руси. Православие задавало общий нормативный порядок для интеграции древнерусского государства. Церковь оказывала большое влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права. Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти.
Часть 1. Внутренняя политика киевских князей в 10-11 вв. Принятие христианства.
Введение 3
Крещение Руси. 4
Значение принятия христианства. 4
Роль церкви. 6
Заключение 10
Часть 2. Общественная ситуация в России в 1850-х гг.. Начало революционно демократического этапа в освободительном движении. Революционные демократы-разночинцы.
Введение 11
Идейная борьба и общественное движение в россии
во второй половине XIX в. 12
Подготовка крестьянской реформы. 15
Отмена крепостного права в России. 18
Заключение 20
Список литературы 21
Содержание
Часть 1. Внутренняя политика киевских князей в 10-11 вв. Принятие христианства.
Введение 3
Крещение Руси. 4
Значение принятия христианства. 4
Роль церкви. 6
Заключение 10
Часть 2. Общественная ситуация в России в 1850-х гг.. Начало революционно демократического этапа в освободительном движении. Революционные демократы-разночинцы.
Введение 11
Идейная борьба и общественное движение в россии
во второй половине XIX в. 12
Подготовка крестьянской реформы. 15
Отмена крепостного права в России. 18
Заключение 20
Список литературы 21
Часть 1. Внутренняя политика киевских князей в 10-11 вв. Принятие христианства.
Введение. Во второй половине 10 в. свои позиции продолжали укреплять киевские князья, сумевшие в годы правления Святослава Игоревича подчинить себе все восточнославянские племена.
Переход к одной религии сопровождался становлением нового типа государственности на Руси. Православие задавало общий нормативный порядок для интеграции древнерусского государства. Церковь оказывала большое влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права.
Знаменитое “крещение Руси”, положившее
начало становлению российской православной
цивилизации, было вызвано целым
комплексом факторов. Среди них стремление
Владимира укрепить государство
и его территориальное
Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.
Крещение Руси. В 980г. великокняжеский престол занял Владимир I. По его указу в 988 г. в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле.
Крещение Владимира и
его приближенных было совершено
в г. Корсуни (Херсонесе) — центре
византийских владений в Крыму (Херсонес
располагается в черте
Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.
Владимир, крестившись
сам, крестил своих бояр, а затем
м весь народ. Распространение
христианства зачастую
Значение принятия христианства. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.
Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Во главе русской православной
церкви был поставлен митрополит,
назначаемый
Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину». Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется «равноапостольным».2
Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.3
Роль церкви. На Руси появился новый общественный
институт - православная цер-ковь. С тех
пор и до наших дней она сохранила единую
систему управления: митрополит ( с 1589
года- патриарх) – епархии ( области) во
главе с архиереями (архиепископами и
епископами ) - приходы (приходские храмы
со штатом священнослужителей – клиром
) и монастыри ( общины отрекшихся от мира
иноков-монахов, принявших обеты нестяжания,
безбрачия и послушания ). Появившись в
патриархальном обществе, церковь, как
более зрелая структура, помогала становлению
Древнерусского государства и взяла на
себя часть его функций.
В ее руках находился
суд по семейно-брачным и наследственным
де-лам, наряду с «Русской Правдой» Ярослава
Мудрого действовал переведенный с греческого
кодекс церковного права - Номоканон или
Кормчая книга. В ведении церкви находились
определенные категории населения: лекари,
клирошане, паломники. Там же оглашались
указы, хранились документы, эталоны мер,
весов. Духовенство как носитель знаний
и грамотности выступало в качестве школьных
учителей. В свою очередь княжеская власть
обеспечивала церковь материально: в 10-11
веках – за счет десятины (отчислений
от княжеских доходов – штрафов, пошлин
и т.д. ), а позже передавала епископам и
монастырям села с крестьянами. Важной
функцией церкви стала забота о нищих
и обездоленных: «… Нищих кормление и
чад мног, страньным прилежание, сиротам
и убогим промышление, вдовам пособие,
девицам потребы, обидным заступление,
в напастях поможенье, в пожаре и в потопе,
пленным искупленье, в гладе прекормленье,
в худобе умирая покровы и гробы », - так
характеризует эти обязанности памятник
13 века « Правило о церковных людях ». В
этой сфере церковные власти поощряли
милостыню, устраивали богодельни; в «церковном
доме » могла найти убежище незамужняя
женщина с ребенком; под особым покровительством
находились паломники, «хромцы и слепцы».
Наступая на традиционные
общинные права и обычаи, церковь усиливала
контроль за поведением людей в наиболее
консервативной и труднодоступной для
государственного вмешательства сфере
семейного быта. Грамоты новопоставленным
пастырям предписывали им неуклонно выполнять
свои повседневные обязанности в гуще
мирской жизни: «… завтрени и вечерни,
часы и молитвы пети, и дети духовные держати,
и свадьбы венчати, и к роженицам ходити,
и молитвы давати… и больных маслом свящати,
и мертвых похоронити». Священники уговаривали
господ « миловать свою челядь » и терпеливо
приучали к исполнению христианских заповедей
своих прихожан, которые «без стыда и срама
» имели по несколько жен и наложниц, играли
свадьбы без венчания с буйными плясками,
«гудением и плесканием », не признавали
постов, устраивали языческие « игрища»,
и « творили насилье » прямо в храме.
Не менее трудным
делом для духовенства было заставить
вчерашних язычников « молвити своя грехи
» духовному отцу – белому или черному
священ-нику, призванному контролировать
повседневную жизнь своих прихожан. Надо
было добиться стыда и раскаянья ( и привычки
осознавать свои прегрешения ), не отпугивая
при этом строгостью наказания, чтобы
грешник « в отчаянье не впал ».
По грехам и « по
силе» каждого после исповеди назначалась
епитимия, а при огласке какого-либо бытового
«грехопадения» виновники представали
перед закрытым епископским судом, «мирян
не припущая».
Активно учавствовала
церковь и в процессе распространения
христианства,с расширением границ княжеских
владений строились новые храмы, а в городах
основывались епископские кафедры. В свою
очередь, князья стремились обеспечить
себе поддержку со стороны влиятельных
церковных корпораций и боролись за право
покровительства отечественным святыням
– таким, например, как мощи князей Бориса
и Глеба.В период раздробленности епископы
вмешивались в политическую борьбу на
стороне «своих» князей. Так, владимирское
духовенство помогло Андрею Боголюбскому
в утверждении патронального культа Богородицы
перенесением из Киева на север почитаемой
иконы Богоматери – будущей Владимирской
- и введением не санкционированного Константинополем
и киевским митрополитом праздника Покрова.
Случались ( у того же Андрея и других князей
) и конфликты с церковными иерархами и
монастырями, но все же через 200 лет после
крещения Руси православная церковь стала
важным и влиятельным институтом в феодальной
общественной структуре: уже в конце 11
века Киево-Печерский монастырь принял
«волости» от князя Ярополка Изяславича
и обзавелся «рабами», а в 12 веке земельные
владения получают и епископы.
Монастыри появились
на Руси в середине 11 века. В монастырях
готовились кадры священнослужителей,происходило
осмысление вероучения, формировались
духовно-нравственные основы новой обрядности,
христианского быта и т.д. Монастыри играли
существенную роль в распространении
грамоты, являлись хранителями и передатчиками
культурного наследия. Из монастырей осуществлялась
миссионерская деятельность по всем городам
и сельской местности древнерусского
государства. К середине 13 века на Руси
функционировало около 80 монастырей.
При помощи разработанного
вероучения и стройной организации Русская
православная церковь стремилась освятить
и укрепить общественный строй. Но если
бы дело было только в насаждении сверху
в угоду узкой правящей прослойке системы
ценностей, чуждой подавляющему большинству
населения, то оно было бы обречено на
провал: внедрить силой никакую идею нельзя.
Утверждение новой религии означало и
переворот в мировоззрении людей, которым
христианство предложило иную по сравнению
с язычеством систему ценностей.
Князя и его дружину
вполне устраивал утверждаемый новой
верой принцип богоустановленности власти
и всего существующего на земле по-рядка.
Принятие христианства было обусловлено
и расширением международных связей Руси.
Но крещение Руси не только соответствовало
интересам верхушки общества. Новая религия
принесла с собой и не известную язычеству
идею равенства людей, исключая племенные
и этнические различия.4
Заключение. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Но, как мы видим, принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Принятие христианства не только укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом.
Так же принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Часть 2. Общественная ситуация в России в 1850-х гг.. Начало революционно демократического этапа в освободительном движении. Революционные демократы-разночинцы.
Введение. Начиная со второй половины
19 века важнейшим вопросом политической
жизни страны был крестьянский, связанный
с проблемой дальнейшего развития страны. Все
основные силы общественного движения
выступали за отмену крепостного права.
В этот период были сделаны попытки создания
программных документов, объединяющих
все либеральные силы. Главными его положениями
была свобода человека от крепостной зависимости:
свобода совести; гласность суда; открытость
действий правительства; свобода преподавания
и др. Для либерального движения характерны
разногласия, появившиеся в силу разных
причин.
В свою очередь, консерваторы пытались
влиять на правительственные круги, стремясь
не допустить основных перемен. Главной
целью консерваторов было стремление
оградить власть от влияния чиновников-либералов
и сохранить интересы дворянства. Консерваторы
добились определенных успехов: из правительства
были выведены главные разработчики крестьянской
реформы.
Однако оба направления общественного
движения России не имели широкой поддержки
в российском обществе.
Деятельность революционеров была связана
с теорией "общинного социализма",
разработанной А.И. Герценым. Идейным вдохновителем
революционного движения стал Н.Г. Чернышевский,
который выступал за крестьянскую революцию
и создание революционной организации.
Широкое распространение получило народничество, как политическое движение
русской радикальной интеллигенции. Оно
было представлено тремя течениями: анархистским, пропагандистским и заговорщиче
Идейная борьба и общественное движение в россии во второй половине XIX в. Во второй половине 50-х годов XIX в. в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейнополитической борьбы, еще большее размежевание общества.
Причины подъема общественного
движения. Главная — сохранение
старой социально-политической системы
и, в первую очередь, самодержавного
строя с его полицейским
Для этого периода характерны массовые побеги помещичьих крестьян, желавших записаться в ополчение и надеявшихся таким образом получить свободу (1854-1855), самовольные переселения в разоренный войной Крым (1856), "трезвенное" движение, направленное против системы винных откупов (1858-1859), волнения и побеги рабочих на строительстве железных дорог (Московско-Нижегородской, Волго-Донской, 1859-1860). Беспокойно было и на окраинах империи. В 1858 г. с оружием в руках выступили эстонские крестьяне ("война в Махтра"). Крупные крестьянские волнения вспыхнули в 1857 г. в Западной Грузии.
После поражения в Крымской войне активизировалось либерально-оппозиционное движение среди части дворянства, недовольной военными неудачами, отсталостью России, понимавшей необходимость политических и социальных перемен. "Севастополь ударил по застоявшимся умам", - писал об этом времени знаменитый русский историк В.О. Ключевский. Введенный императором Николаем I "цензурный террор" после его смерти в феврале 1855 г. был фактически сметен волной гласности, позволившей открыто обсуждать самые острые проблемы, стоящие перед страной.
В связи с коронацией Александра II в августе 1856 г. были амнистированы участники Польского восстания 1830-1831 гг., декабристы и петрашевцы. В правительственных кругах не было единства по вопросу о дальнейшей судьбе России. Здесь образовались две противостоящие группы: старая консервативная бюрократическая верхушка (начальник III отделения В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев и др.), активно противившаяся проведению буржуазных преобразований, и сторонники реформ (министр внутренних дел С.С. Ланской, Я.И. Ростовцев, братья Н.А. и Д.А. Милютины).
Информация о работе Внутренняя политика киевских князей в 10-11 вв