Возникновение и развитие политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:41, реферат

Описание работы

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими гуманитарными и общественными науками.

Содержание работы

Введение 3
Возникновение политической науки 6
Политическая мысль Древнего Востока 6
Развитие политической науки 7
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

 

 

Реферат по дисциплине «Политология»

Тема реферата: «Возникновение и развитие политологии»

 

 

 

 

 

Студент: Никольский В.А.

Группа: ЭЛ-15-10

Преподаватель: Юдин И.В.

Москва 2012

 

Оглавление

Введение 3

Возникновение политической науки 6

Политическая мысль Древнего Востока 6

Развитие политической науки 7

Заключение 19

Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная. Каждая из этих сфер представляет собой  определенную систему со своим типом  организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими гуманитарными и общественными  науками.

Политическая система  является одной из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – ПОЛИТОЛОГИЯ.

Политология (от греческих  слов: polis – государство, город и logos – слово, учение) – наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества1. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Одной из самых древних ее следует считать потому, что каждая из изучаемых проблем (государство, политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и др.) с древних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и др.).

Одной из самых молодых  из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в связи  с тем, что как целостное, системное  учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Правы те исследователи, кто утверждает, что каждая наука  появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество, то есть речь идет о востребованности науки2.

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология  развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

В последующие годы в Америке  создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в

 

1903 г. Американскую ассоциацию  политических наук, насчитывающую  сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце XIX — начале XX в. сам  термин «политическая наука» получает признание и распространение  и в Европе. В 1896 г. один из виднейших  европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

В России политическая мысль  имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь  в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и  ряд других исследователей, а также  марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие3.

Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а  во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и  т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской  политической науки» и активизации  политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, историй КПСС, теории государства и права и некоторых других идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.

Отношение к политологии  начало меняться лишь во второй поло¬вине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе наук об обществе и оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Политическая  мысль Древнего Востока

Наука о политике берет  начало в эпоху разложения первобытнообщинного  строя и появления первых крупных  государственных объединений в  Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Греции.

Первые представления  о власти, государстве, политике были одной из ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти  оптимальные формы совместного  существования. Эти представления  не были политическими идеями в современном  понимании, они воплощали мечту  человека об идеальном государстве, о справедливом правлении. Первые политические и правовые учения еще не обособились  от мифов и верований, не сформировались в относительно самостоятельную  сферу общественного сознания.

Политико-правовые учения Древнего Востока были сугубо прикладными: они  стремились ответить на вопросы, касающиеся искусства управления, механизма  осуществления власти и правосудия. Конкретные проблемы техники и методов, отправления власти составляют их главное  содержание.

Государственная власть при  этом отождествлялась с властью  царя. "Государь и его держава - вот главные элементы государства" – говорится в А́ртха-ша́стра. Подавляющее большинство учений исходило из тезиса о божественном характере власти царя и государства как составной части мирового космического порядка.

Особенностью политических учений Древнего Востока было и то, что они не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Искусство управления государством сводилось в них к нравственному  совершенствованию правителей, к  управлению силой личного примера. От правителя требовалась мудрость, от подданных - послушание.

Однако уже на этом раннем этапе зарождения политической мысли  были высказаны гениальные догадки, составившие фундамент современной  политической науки и практики4.

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Общая тенденция развития социальных наук и политической науки  выявилась под воздействием следующих  факторов:

- промышленная революция  - она способствовала выработке  нового видения общества (стандартизация  продуктов, развитие технологий, открытие границ, конфронтация национальных  продуктов, разделение труда,  промышленная концентрация, рост  городов, вызвавшие социальные  изменения и напряжения в обществе);

- развитие индивидуализма - индивида начинают воспринимать  как глубинную основу социального  мира и наблюдают как «вещь». Это ведет к индивидуальным  творческим проектам: научным исследованиям,  книгам, курсам лекций. Индивидуализм  способствует дифференциации ролей  (необходимых для социальных наук), начинают различать потребителя,  производителя, активиста, политика;

- повышение ценности науки  и научности. В XIX веке все  теоретики, а не только сторонники  позитивизма, предстают как ученые. И их позиции в вопросе о  том, какой должна быть наука,  оказываются близкими: изучение  фактов, скрупулезное наблюдение, поиск  причин результатов, выявление  законов;

- возникает современный  университет. Растет число профессоров.  Высокой степени насыщения достигают  области классических исследований, все более набирают силу специализированные  научные исследования. Растет образовательный  уровень населения. Появляются  университетские издания5.

Жизнь предъявляла новые  требования к содержанию и характеру  проводившейся в этот период политики. Необходимо было также преодолеть инерцию  прошлого в подходах политической науки, в течение долгого времени  воспринимавшей политику как искусство  правления, обеспечивающего общее  благо. И потому вплоть до середины XIX века политическая наука ограничивалась изучением политических институтов, их отношениями с народом и  правительством.

При рассмотрении вопроса  об эволюции политических идей необходимо отметить, что в своем развитии политология несколько основных периодов:

    1. Античная политическая мысль (Платон, Аристотель и др.).
    2. Политические идеи Средневековья и Нового времени.
    3. Политические концепции Х1Х-ХХ вв.

Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первые формы специализированного  отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад  и существовали преимущественно  в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации  власти.

Постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль  стала приобретать форму теории.

С середины 1-го тысячелетия  обнаружилась тенденция к большей  рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных  учений.

Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а  затем и целые концепции, носящие  философско-этическую форму. Этот процесс  связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля6.

Первое систематизированное  представление о политике и государстве  изложено Платоном (437–347 гг. до н. э.) в  работах «Государство», «Законы» и  др. Идеальное справедливое государство  представляет собой правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон - владыка над правителями.    Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального  государства:

 Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.

 Олигархия – власть  узкой группы богатых правителей, при которой бедные не участвуют  в управлении государством.

Демократия – власть всех, не имеющая должной системы управления. Из нее вырастает еще одна несовершенная  форма - тирания – власть одного. Это наихудший тип государства, ибо в нем царят беззаконие, насилие и произвол.

Политические идеи Платона  были подняты на новую высоту его  учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика” он предлагает анализ существующих в его время  форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма  общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо “человек – есть животное политическое”. В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.

Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят  в осуществлении общего блага, в  неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.

К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:

Монархия – единоличная  власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.

Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в  странах, в которых высоко ценится  личное достоинство людей.

Полития (республика) – выборная власть многих (большинства).

К неправильным формам были отнесены:

Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего  только собственную выгоду и корыстные  интересы.

Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.

Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.

Политическим идеалом  Аристотеля является смешанная форма  государства, представляющая собой  синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы7.

Информация о работе Возникновение и развитие политологии