Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:41, реферат
Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими гуманитарными и общественными науками.
Введение 3
Возникновение политической науки 6
Политическая мысль Древнего Востока 6
Развитие политической науки 7
Заключение 19
Список литературы 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Реферат по дисциплине «Политология»
Тема реферата: «Возникновение и развитие политологии»
Студент: Никольский В.А.
Группа: ЭЛ-15-10
Преподаватель: Юдин И.В.
Москва 2012
Оглавление
Введение 3
Возникновение политической науки 6
Политическая мысль Древнего Востока 6
Развитие политической науки 7
Заключение 19
Список литературы 20
Общественная жизнь
Политическая система является одной из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – ПОЛИТОЛОГИЯ.
Политология (от греческих слов: polis – государство, город и logos – слово, учение) – наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества1. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Одной из самых древних ее следует считать потому, что каждая из изучаемых проблем (государство, политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и др.) с древних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и др.).
Одной из самых молодых из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Правы те исследователи, кто утверждает, что каждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество, то есть речь идет о востребованности науки2.
Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.
В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в
1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.
В конце XIX — начале XX в. сам
термин «политическая наука» получает
признание и распространение
и в Европе. В 1896 г. один из виднейших
европейских политологов и
В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.
В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие3.
Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, историй КПСС, теории государства и права и некоторых других идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.
Отношение к политологии начало меняться лишь во второй поло¬вине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе наук об обществе и оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.
Наука о политике берет начало в эпоху разложения первобытнообщинного строя и появления первых крупных государственных объединений в Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Греции.
Первые представления о власти, государстве, политике были одной из ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти оптимальные формы совместного существования. Эти представления не были политическими идеями в современном понимании, они воплощали мечту человека об идеальном государстве, о справедливом правлении. Первые политические и правовые учения еще не обособились от мифов и верований, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.
Политико-правовые учения Древнего Востока были сугубо прикладными: они стремились ответить на вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия. Конкретные проблемы техники и методов, отправления власти составляют их главное содержание.
Государственная власть при этом отождествлялась с властью царя. "Государь и его держава - вот главные элементы государства" – говорится в А́ртха-ша́стра. Подавляющее большинство учений исходило из тезиса о божественном характере власти царя и государства как составной части мирового космического порядка.
Особенностью политических
учений Древнего Востока было и то,
что они не отделялись от морали
и представляли собой этико-политические
доктрины. Искусство управления государством
сводилось в них к
Однако уже на этом раннем
этапе зарождения политической мысли
были высказаны гениальные догадки,
составившие фундамент
Общая тенденция развития социальных наук и политической науки выявилась под воздействием следующих факторов:
- промышленная революция
- она способствовала выработке
нового видения общества (стандартизация
продуктов, развитие
- развитие индивидуализма
- индивида начинают
- повышение ценности науки
и научности. В XIX веке все
теоретики, а не только
- возникает современный
университет. Растет число
Жизнь предъявляла новые требования к содержанию и характеру проводившейся в этот период политики. Необходимо было также преодолеть инерцию прошлого в подходах политической науки, в течение долгого времени воспринимавшей политику как искусство правления, обеспечивающего общее благо. И потому вплоть до середины XIX века политическая наука ограничивалась изучением политических институтов, их отношениями с народом и правительством.
При рассмотрении вопроса об эволюции политических идей необходимо отметить, что в своем развитии политология несколько основных периодов:
Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первые формы специализированного отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти.
Постепенно, в ходе практики
люди научились подмечать в
С середины 1-го тысячелетия обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных учений.
Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля6.
Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном (437–347 гг. до н. э.) в работах «Государство», «Законы» и др. Идеальное справедливое государство представляет собой правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон - владыка над правителями. Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального государства:
Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.
Олигархия – власть
узкой группы богатых
Демократия – власть всех,
не имеющая должной системы
Политические идеи Платона были подняты на новую высоту его учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика” он предлагает анализ существующих в его время форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо “человек – есть животное политическое”. В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.
Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага, в неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.
К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:
Монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.
Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей.
Полития (республика) – выборная власть многих (большинства).
К неправильным формам были отнесены:
Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы.
Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.
Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.
Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы7.