Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:41, реферат
Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими гуманитарными и общественными науками.
Введение 3
Возникновение политической науки 6
Политическая мысль Древнего Востока 6
Развитие политической науки 7
Заключение 19
Список литературы 20
Идеи древнегреческих
мыслителей получили дальнейшее развитие
в творчестве мыслителей Древнего Рима.
Среди них выделяются политические
идеи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг.
до н. э.). Он был первым разработчиком
проблем правового равенства
граждан в государстве. В трудах
«О государстве», «О законах» он писал,
что государство и право
Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства: монархию – царскую власть, аристократию – власть оптиматов, демакратию – власть народа.
Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляющих и управляемых. Под воздействие закона должны попадать все, а не только некоторые избранные граждане. Тем самым он заложил основы теории правового государства8.
Во времена Средневековья политические апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Выдающиеся политические мыслители времени - Аврелий Августин-Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226 –1274 гг.).
Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.
Постепенно политическая
мысль освобождается от религиозного
влияния и философско-
Окончательный разрыв со средневековыми
традициями теологического истолкования
природы политики и государства
произошел в условиях Нового Времени
с появлением и развитием теории
естественного права и
Т. Гоббс изложил свою теорию
в трактате «Левиафан» (1651 г.). По его
мнению, появлению государства
Иную интерпретацию
Более детальное развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и права людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима лишь в государстве, в котором все общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная10.
Идеи Монтескье получили широкое распространение еще при его жизни, к его творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели и мыслители.
В условиях Нового Времени
весьма заметную роль в развитии политических
идей сыграл Жан-Жак Руссо. Он был
приверженцем договорной теории государства
и представлял радикально-
Философская революция в Германии во второй половине ХVIII –начале ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Идеал государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений – «Философия права», в которой он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства11.
В первой половине XIX века влиятельным
общественно политическим течением
стал критический утопический
Первую систематизированную теорию демократии разработал Алексис де Токвиль. В своем знаменитом трактате «Демократия в Америке» он отметил тенденцию стирания сословных рамок и условностей в образе жизни, культуре, других областях социальной сферы, которая с необходимостью обусловливает смену аристократического устройства общества на демократическое. Демократизация может приводить к доминированию воли (тирании) большинства над обществом и “новому деспотизму”.
Ярким явлением обществоведческой мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс), составной частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского учения является теория научного коммунизма, в котором политическая концепция занимает основное место. Существо теории можно отразить в следующих положениях:
Еще при жизни основоположников марксистского учения начала восходить слава Макса Вебера, разработавшего теорию государственной бюрократии и концепцию легитимности власти. Он считал бюрократическую организацию государственной власти концентрированным выражением рациональности, обладающей необходимым запасом прочности, устойчивости и стабильности. Для такой организации власти характерны неизменные методы политического управления, четкое распределение функций, субординированная иерархия властных полномочий, корпоративная ответственность за осуществляемые цели и др. В отношении легитимности власти (законосообразности и принятия гражданами/подданными) М. Вебер выделил три ее основных типа, базирующихся на трех разных формах властного господства. Речь идет о традиционном, харизматическом и легальном господстве. Первое основано на принуждении, насилии и вере подданных в законность власти. Второе базируется на исключительных личных качествах популярного в народе политического лидера. Последнее опирается на право и рациональные юридические нормы, которые принимают граждане и подчиняются им осознанно и добровольно.
В первой половине ХХ века Вильфредо Парето разработал теорию политических элит. По его мнению, деление любого общества на правящую элиту и подвластную массу незыблемо. Элиты борются между собой и меняют друг друга у власти в результате постоянной циркуляции – круговорота политических элит. Среди основных причин смены политических элит Парето называл вырождение старой элиты (львов) и постоянное рекрутирование в политику новых, молодых и активных политиков (лис). В развитие теории круговорота политических элит заметный вклад внес Гаэтано Моска.
В ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные ныне научные теории. Гарольд Лассауэл разработал теорию политического психоанализа. Стивен Липсет и Дэвид Истон обосновали научную концепцию политических систем. Габриэль Алмонд стал родоначальником теории политической культуры. Роберт Даль предложил типологию политических систем и стал автором концепции «полиархической демократии». Л. Козер и К. Боулдинг разработали основы теории политических конфликтов. Сидней Верба заложил основы сравнительной политологии. Существенный вклад в эту область знаний внес Арендт Лейпхарт. Стивен Хантингтон разработал теорию «волн демократии».
Политология становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию.
Я считаю изучение политологии служит не только абстрактно-познавательной задаче — получению хороших знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более масштабной задачи — приданию политике гуманистической ориентации , использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества.
Политология: Курс лекций. / Под редакцией А.А. Радугина – М., 1997.
.