Возникновение и развитие политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:41, реферат

Описание работы

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими гуманитарными и общественными науками.

Содержание работы

Введение 3
Возникновение политической науки 6
Политическая мысль Древнего Востока 6
Развитие политической науки 7
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

Идеи древнегреческих  мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима. Среди них выделяются политические идеи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком  проблем правового равенства  граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими  требованиями природы и велениями  человеческой натуры. Главную причину  появления государства в том, что по мере развития общества настоятельный  характер приобрела проблема защиты частной собственности. Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан.

Вслед за Аристотелем Цицерон  выделяет следующие формы государства: монархию – царскую власть, аристократию – власть оптиматов, демакратию – власть народа.

Заслуга Цицерона состоит  в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляющих  и управляемых. Под воздействие  закона должны попадать все, а не только некоторые избранные граждане. Тем самым он заложил основы теории правового государства8.

Во времена Средневековья  политические апеллировали к идее божественного  сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Выдающиеся политические мыслители времени  - Аврелий Августин-Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226 –1274 гг.).

Августин-Блаженный написал  известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое  есть плоды божественного творения. Ф. Аквинский подразделяет формы  правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.

Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической  формы. Существенное изменение по отношению  к вопросам о происхождении и  природе государства произошло  в эпоху Возрождения и Нового Времени. Родоначальником этого  процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). В своей теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них9.

Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства  произошел в условиях Нового Времени  с появлением и развитием теории естественного права и общественного  договора. Выдающимися представителями  нового подхода стали Томас Гоббс (1588–1679 гг), Джон Локк (1632–1704 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.).

Т. Гоббс изложил свою теорию в  трактате «Левиафан» (1651 г.). По его  мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое  характеризовалось «войной всех против всех». По своей природе человек  от природы жаден и эгоистичен, ищет не общения, а господства над  другими людьми. Поэтому жизнь  людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира. Для этого  нужен общественный договор об учреждении государства. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих  естественных прав в пользу одного правителя или политического  института, безоговорочно подчиняются  государственной власти.

Иную интерпретацию происхождения  государства с позиций теории общественного договора предложил  идеолог  Великой Английской революции  Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Здесь у людей не было причин для вражды. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране, для чего люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия для выполнения своих основных функций. К наилучшим формам государственного устройства он отнес конституционную монархию. Одним из достоинств последней является разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную).

Более детальное развитие названная теория получила в концепции  Монтескье. Он изложил свои взгляды  в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать  безопасность граждан от произвола  правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и  права людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима  лишь в государстве, в котором  все общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых  действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и  судебная10.

Идеи Монтескье получили широкое распространение еще  при его жизни, к его творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели и мыслители.

В условиях Нового Времени  весьма заметную роль в развитии политических идей сыграл Жан-Жак Руссо. Он был  приверженцем договорной теории государства  и представлял радикально-демократическое  направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического  права» он истолковывает свободу  и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов.

Философская революция в  Германии во второй половине ХVIII –начале ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Идеал государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений – «Философия права», в которой он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства11.

 

В первой половине XIX века влиятельным  общественно политическим течением стал критический утопический социализм. В трудах таких его ярких представителей, как Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн излагалась резкая критика нарождавшегося в Европе капитализма, отрицалась частная собственность, революции, классовая борьба и обосновывались идеи гармонического общественного устройства, при котором утверждаются справедливые распределительные принципы, труд превращается в первую жизненную потребность и становится возможным всестороннее развитие личности.. Критический утопический социализм стал источником теории научного коммунизма, разработанной в середине прошлого века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Первую  систематизированную  теорию демократии разработал Алексис  де Токвиль. В своем знаменитом трактате «Демократия в Америке» он отметил тенденцию стирания сословных рамок и условностей в образе жизни, культуре, других областях социальной сферы, которая с необходимостью обусловливает смену аристократического устройства общества на демократическое. Демократизация может приводить к доминированию воли (тирании) большинства над обществом и “новому деспотизму”.

Ярким явлением обществоведческой  мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс), составной частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского учения является теория научного коммунизма, в котором политическая концепция занимает основное место. Существо теории можно отразить в следующих положениях:

  1. Власть, государство, политическая система относятся к основным институтам общества и не могут не иметь классовую природу, ибо они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические классы. Их природу нельзя понять из самой себя, ибо она коренится в «в материальных жизненных отношениях» общества, в силу чего «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».
  2. Будучи обусловленные характером господствующего способа производства, государство и политическая надстройка в целом оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие.
  3. Возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, государство и политическая надстройка будут существовать не вечно. Они начинают отмирать по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и осуществления диктатуры пролетариата12.

Еще при жизни основоположников марксистского учения начала восходить  слава Макса Вебера, разработавшего теорию государственной бюрократии и концепцию легитимности власти. Он считал бюрократическую организацию  государственной власти концентрированным  выражением рациональности, обладающей необходимым запасом  прочности, устойчивости и стабильности. Для  такой организации власти характерны неизменные методы политического управления, четкое распределение функций, субординированная  иерархия властных полномочий, корпоративная  ответственность за осуществляемые цели и др. В отношении легитимности власти (законосообразности и принятия гражданами/подданными) М. Вебер выделил  три ее основных типа, базирующихся на трех разных формах властного господства. Речь идет о традиционном, харизматическом  и легальном господстве. Первое основано на принуждении, насилии и вере подданных  в законность власти. Второе базируется на исключительных личных качествах  популярного в народе политического  лидера. Последнее опирается на право и рациональные юридические нормы, которые принимают граждане и подчиняются им осознанно и добровольно.

В первой половине ХХ века Вильфредо Парето разработал теорию политических элит. По его мнению, деление любого общества на правящую элиту и подвластную массу незыблемо. Элиты борются между собой и меняют друг друга у власти в результате постоянной циркуляции – круговорота политических элит. Среди основных причин смены политических элит Парето называл вырождение старой элиты (львов) и постоянное рекрутирование в политику новых, молодых и активных политиков (лис). В развитие теории круговорота политических элит заметный вклад внес Гаэтано Моска.

В ХХ веке постепенно самые  активные политические исследования переместились  в США. Здесь были разработаны  наиболее известные ныне научные  теории. Гарольд Лассауэл разработал теорию политического психоанализа. Стивен Липсет и Дэвид Истон обосновали научную концепцию политических систем. Габриэль Алмонд стал родоначальником теории политической культуры. Роберт Даль предложил типологию политических систем и стал автором концепции «полиархической демократии». Л. Козер и К. Боулдинг разработали основы теории политических конфликтов. Сидней Верба заложил основы сравнительной политологии. Существенный вклад в эту область знаний внес Арендт Лейпхарт. Стивен Хантингтон разработал теорию «волн демократии».

Политология становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом  обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я считаю изучение политологии служит не только абстрактно-познавательной задаче — получению хороших знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более масштабной задачи — приданию политике гуманистической ориентации , использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белов Г.А. Политология – М. 1995.
  2. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие – М., 1996..
  3. Радченко И.А. Политология. Волгоград, 2005.
  4. Корельский В.М. Политология М., 2004.
  5. Кравченко А.И. Политология М., 2006.
  6. Курскова Г.Ю. Основы политологии Ростов н/ Д., 1999.
  7. Политология / под ред. Волкова Ю. М., 2000.
  8. Монтескье Ш. О духе Законов // Избранные произведения. – М., 1955.
  9. Общая и прикладная политология М., – 1997.

Политология: Курс лекций. / Под редакцией А.А. Радугина – М., 1997.

.

 


Информация о работе Возникновение и развитие политологии