Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:20, научная работа
Цель данной работы состоит в исследовании концепций и моделей выборности должностных лиц, определении функций и задач, а также в выявлении проблем и пути их решения.
Задачи работы:
Выявить проблематику выборности должностных лиц.
Проанализировать аппарат выборов.
Выделить важнейшие функции и задачи выбора должностных лиц.
На основе приведенных задач, сделать вывод.
.Введение………………………………………………………………………………..1
2.Выборные должностные лица местного самоуправления….4
3. Проблемы регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в уставах муниципальных образований………………………………………………….9
4.Заключение…………………………………………………………………………….22
На наш взгляд, правотворческие
полномочия муниципальных образований
в сфере регулирования вопросов
ответственности органов и
Во-первых, законодатель предлагает муниципальным образованиям определить виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и регулировать ее наступление. О каких видах ответственности идет речь? Теория ответственности в муниципальном праве только формируется, до сих пор нет устоявшихся подходов к выделению критериев классификации и, следовательно, видов ответственности названных субъектов. Так, различают ответственность в зависимости от отрасли права (конституционную, административную, уголовную, гражданско-правовую, муниципально-правовую); от характера санкций (позитивную и негативную); от направленности санкций (регулятивную и охранительную); от инстанции ответственности (ответственность перед населением, государством, а также физическими и юридическими лицами) и т.п.
Единственная (неполная и
поэтому не совсем удачная) легальная
классификация видов
Однако нужно ли в уставах
закреплять все виды юридической
ответственности? Есть ли у муниципальных
образований возможность
На наш взгляд, на муниципальном уровне возможно регулирование только муниципально-правовой ответственности, т.е. ответственности одних субъектов местного самоуправления перед другими субъектами местного самоуправления (органами и должностными лицами, а также населением). Но ее закрепление на практике связано с рядом трудностей. Проведенный нами анализ более чем 200 уставов муниципальных образований показал, что подавляющее большинство уставов воспроизводят положения Федерального закона № 131-ФЗ об ответственности перед населением и удалении главы муниципального образования в отставку, не конкретизируя их. В юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что данное требование Федерального закона № 131-ФЗ находит отражение преимущественно лишь в уставах крупных муниципальных образований, а абсолютное большинство муниципалитетов ограничивается фактическим дублированием в уставах текста федерального закона. Иногда муниципальные образования выходят за рамки своих правотворческих полномочий. Однако следует отметить, что в последние годы ситуация изменилась, поскольку законодательные органы государственной власти субъектов Федерации (или созданные ими методические центры) стали предлагать детально разработанные модельные уставы для муниципальных образований разных уровней. Правда, это привело к тому, что теперь на территории одного субъекта Федерации уставы муниципальных образований одного уровня мало чем отличаются друг от друга. Причин сложившейся ситуации с регулированием на местах муниципально-правовой ответственности несколько.
Главные из них – неразработанность теории муниципально-правовой ответственности и несовершенство федерального законодательства о местном самоуправлении. В теории права и в науке муниципального права выделение данного вида ответственности не является общепризнанным. В законодательстве до сих пор, несмотря на наличие санкций, которые нельзя отнести к сложившимся видам юридической ответственности, отсутствует закрепление муниципально-правовой (муниципальной) ответственности как вида юридической ответственности.
Кроме того, в федеральном
законодательстве допущен, на наш взгляд,
неоправданно дифференцированный подход
к объему регулирования муниципально-
Во-вторых, Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает, что в уставах должны определяться основания наступления закрепленных в нем видов ответственности. Уже было сказано, что муниципальные образования не вправе регулировать основания наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, физическими и юридическими лицами, поэтому им остается только дублировать нормы федерального закона. Но и в регулировании оснований муниципально-правовой ответственности муниципальные образования очень ограничены. В Федеральном законе № 131-ФЗ основания удаления главы муниципального образования в отставку сформулированы императивно, расширены или сужены быть не могут; а основанием для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Но во многих уставах, принятых и зарегистрированных после вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ, сохраняется подобное основание отзыва, правда, оно «юридизировано»: основанием утраты доверия признаются такие действия, как невыполнение депутатских обязанностей, принятие незаконных актов и т.п.
Что касается других мер
воздействия, вводимых в уставах
по усмотрению муниципальных образований,
то конкретных правовых основ для
их регулирования на федеральном
уровне не предусмотрено, поэтому муниципальные
образования должны руководствоваться
общими принципами юридической ответственности,
относящимися к этому вопросу
положениями Конституции РФ и
правовыми позициями
При введении мер ответственности,
связанных с досрочным
В-третьих, в уставах должен
закрепляться порядок решения
Заключение
Таким образом,
сегодня ни в теории, ни в законодательстве
нет ясного представления о предмете
регулирования ответственности
на муниципальном уровне. Размытость
границ правотворческой деятельности
органов местного самоуправления при
регулировании вопросов об ответственности
затрудняет реализацию целей юридической
ответственности в системе
Информация о работе Выборность и регулирование ответственности должностных лиц