Анализ бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена и тем, что сталкиваться с бухгалтерской отчетностью приходится многим специалистам и руководителям и нужна определенная система в проведении анализа, а умение работы с бухгалтерской отчетностью предполагают знание и понимание: а) места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения деятельности предприятия; б) нормативных документов, регулирующих ее составление и представление; в) состава и содержания отчетности; г) методики ее чтения и анализа. Исследование этих вопросов для прогнозирования развития бизнеса и станет целью данной курсовой работы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………
Глава 1. Бухгалтерская отчетность как информационная база для прогнозирования развития бизнеса ………………………….
1.1. Сущность и значение бухгалтерской отчетности в системе
информационного обеспечения процесса управления деятельностью
хозяйствующего субъекта……………………………………………..
1.2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности………………..
Глава 2. Анализ бухгалтерского баланса ООО «Макс»……….
2.1. Анализ динамики состава и структуры имущества предприятия и источников его формирования …………………………………….
2.2 .Анализ финансовой устойчивости предприятия с помощью относительных показателей ………………………………………………
2.3 .Анализ изменения степени платежеспособности и ликвидности активов предприятия …………………………………………………..
Глава 3. Анализ отчета о прибылях и убытках ООО «Макс»….
3.1. Анализ динамики и структуры показателей прибыли предприятия……………………………………………………………..............
3.2 Факторный анализ прибыли от продаж продукции, работ, услуг организации……………………………………………………………..
3.3 Анализ показателей рентабельности активов, функционирующих средств и финансовых вложений……………………………………..
Заключение……………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………
Приложения……………………

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ БУХ. ОТЧЕТНОСТИ.docx

— 138.68 Кб (Скачать файл)

Способы регулирования  бухгалтерской отчетности в различных  странах мира существенно отличаются. В некоторых странах (США, Великобритания) соответствующие нормативные документы разрабатываются в основном профессиональными неправительственными организациями; в других (Франция, Россия) — в основном государственными органами.

В Великобритании основным регулятивом является Закон о компаниях, отдельный раздел которого посвящен ведению учета и аудита, а национальные стандарты носят лишь рекомендательный характер и дополняют закон. Во Франции, как и в России, ведение бухгалтерского учета регулируется специальным законом о бухгалтерском учете.

К настоящему времени в России формально сложилась  определенная концепция в регулировании  учета и отчетности.

Департаментом методологии бухгалтерского учета  и отчетности Министерства финансов РФ разработана система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России (табл..1).

Таблица 1- Система регулирования бухгалтерского учета в России

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы  

I уровень — законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ

 

II уровень —нормативный

III уровень —методический

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ. Центральный  банк РФ Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, Консультационные фирмы

 

IY уровень — организационный

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, Консультационные фирмы


 

Таким образом, основной акцент в реформировании бухгалтерского учета в России был сделан на создание его новой законодательной и  нормативной базы, ориентированной на международные стандарты финансовой отчетности.

 

1.2. Состав и содержание бухгалтерской  отчетности

 

В предыдущем  разделе показано, что состав бухгалтерской отчетности как наиболее достоверного и предсказуемого источника информации в той или иной степени регулируется различными нормативными документами. Исторически в нашей стране сложилось так,  что количество отчетных форм в составе годового отчета и их наполнение постоянно менялись. Если в середине 80-х годов бухгалтеры вынуждены были включать в годовой отчет несколько десятков обязательных к заполнению форм, то в начале 90-х годов их число сократилось до трех — баланса, отчета о финансовых результатах и их использовании и приложения к балансу предприятия. В последние годы вновь наблюдается некоторое увеличение числа централизованно утверждаемых форматов отчетности. Такая же изменчивость свойственна и статьям отчетности — менялись их число, наполняемость, месторасположение, способы группировки и др.

Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении  организации, финансовых результатах  ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.

При составлении и представлении  бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»( с изм. и доп.), положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 ( с изм. и доп) и иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н ( с изм. и доп.).

Все организации, независимо от формы  собственности, находящиеся как  на самоокупаемости, так и на бюджетном  финансировании, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Состав бухгалтерской отчетности с вводом в действие Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, , за исключением отчетности бюджетных организаций, включает в себя: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.

В случае принятия организацией самостоятельного решения о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

К отчетности прилагается дополнительная информация, раскрывающая отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия и состоящая из отдельных справок: расшифровки отдельных прибылей и убытков (ф. № 2); чистых активов, отдельных расходов по обычным видам деятельности и пр. (ф. №3); и других (ф. № 5).

Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде и включает:

1) типовые формы: бухгалтерский баланс (ф. № 1); отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

2) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет об изменениях капитала (ф. № 3); отчет о движении денежных средств (ф. № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5); пояснительную записку;

  1. специализированные формы. Перечень их устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами РФ по согласованию с министерствами финансов РФ и республик, входящих в ее состав;
  2. отчет об использовании организацией бюджетных ассигнований (ф. № 2) и справку об остатках средств, полученных из федерального бюджета;
  3. итоговую часть аудиторского заключения.

Предприятия малого бизнеса, применяющие  в соответствии с действующим законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности: отчет об изменениях капитала (ф. № 3); отчет о движении денежных средств (ф. № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5); пояснительную записку;

Они могут принять решение о  предоставлении бухгалтерского баланса (ф. № 1) и Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) по сокращенной форме.

Те из организаций малого бизнеса, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, вправе не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (ф. № 3), Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), если отсутствуют данные для их составления.

Приведенный перечень форм отчетности организация может использовать как основу при разработке ею самостоятельно форм бухгалтерской отчетности. Важно, чтобы при этом она соблюдала общие требования, предъявляемые действующими нормативными актами к данной отчетности. Перечень таких требований включает прежде всего полноту, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость и т. п.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций устанавливается Министерством финансов РФ. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются указанным министерством. Другие ведомства, регулирующие порядок бухгалтерского учета, в пределах своих полномочий утверждают формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ  бухгалтерского баланса ООО «Макс»

 

2.1.  Анализ  динамики состава и структуры имущества предприятия и источников его формирования

 

Анализ финансового состояния  начинают с изучения состава и  структуры имущества предприятия  по данным актива баланса. Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) активы, изучить динамику структуры имущества. Под структурой понимается процентное соотношение отдельных групп имущества и статей внутри этих групп.

Анализ динамики состава и структуры  имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.

Сужение хозяйственной  деятельности может быть обусловлено сокращением платежеспособного спроса на товары, работы и услуги данного предприятия, ограничением доступа на рынки сырья, материалов, полуфабрикатов либо включением в активный хозяйственный оборот дочерних предприятий за счет материнской компании. Изменение структуры имущества создает определенные возможности для основной (производственной) и финансовой деятельности и оказывает влияние на оборачиваемость совокупных активов.

Показатели структурной  динамики отражают долю участия каждого вида имущества в общем изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод о том, в какие активы вложены вновь привлеченные финансовые ресурсы или какие активы, уменьшились за счет оттока финансовых ресурсов.Данные аналитических расчетов могут быть представлены в табл.2

Таблица 2-Анализ состава и структуры имущества ООО «Макс» за 2011 год

Размещение

имущества

На начало предущего года

На начало отчетного  года

На конец  отчетного года

Изменение за год (+, -)

 

 

 

 

тыс. руб.

%к итогу

тыс. руб.

%к итогу

тыс. руб.

%к итогу

тыс. руб.

началу

года

% в структуре

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Внеоборотные

активы 

                 

Нематериальные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Основные средства

67280

58,3

61944

50,34

69708

42,64

+7764

12,5

+19,2

Незавершенное строительство

2796

2,42

2336

1,89

11690

7,15

+9354

400,4

+23,1

Доходные вложения в материальные ценности

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Отложенные налоговые активы

41

0,04

40

0,03

39

0,02

-1

2,5

-0,002

Прочие внеоборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого по I разделу

70117

60,77

64620

52,52

81437

49,82

+16817

26,0

+41,59

II. Оборотные активы (мобильные средсва)

                 

Запасы

27489

23,82

30840

25,07

64504

39,46

+33664

109,2

+83,25

НДС по приобретенным ценностям

383

0,33

1537

1,25

33

0,02

-1504

97,8

-3,7

Дебиторская задолженность

17366

15,05

20411

16,59

16832

10,29

-3579

17,5

-8,85

Краткосрочные финансовые вложения

-

-

5500

4,47

300

0,18

-5200

94,5

-12,86

Денежные средства

27

0,02

131

0,10

367

0,22

+236

180,1

+0,58

Прочие оборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого по разделу II

45265

39,23

58419

47,48

82036

50,18

+23617

40,4

+58,4

Всего

115382

100,0

123039

100,0

163473

100,0

+40434

32,9

100,0


 

Как видно из таблицы  общая стоимость имущества предприятия, включая денежные средства и средства в расчетах, увеличилась за отчетный период на 40434 тыс. руб., или на 32,9 %., в сравнении с началом пошлого года на 48091 тыс.руб. или 41,7%. В его составе на начало отчетного периода оборотные (мобильные) средства составляли 58419 тыс. руб. За отчетный период они увеличились на 23617 тыс. руб., или на 40,4 %., в сравнении с  началом прошлого  года на 81,2 %. Но их удельный вес в стоимости активов предприятия повысился  на 2,7 пункта и составил на конец года50,18 %. Это обусловлено приростом темпов прироста мобильных активов по сравнению с темпами прироста всех совокупных активов. Наиболее существенно возросла их наименее мобильная часть — запасы (на 33664 тыс. руб., или на 109,2 %.). Денежные средства и ценные бумаги увеличились на236  тыс. руб., или на 180,1 %, их удельный вес повысился на 0,12 пункта. Дебиторская задолженность за отчетный период, снизилась  на 3579 тыс. руб., или на 17,54 % (100-82,46), а ее удельный вес снизился на 6,3 пункта.

Иммобилизованные средства увеличились  за отчетный период на  16817 тыс. руб., или на 26,0 %, а их удельный вес снизился  на 2,7 пункта. Произошло это главным образом за счет увеличения стоимости основных средств и капитальных вложений на 7764 тыс. руб., или на 12,5%, и 9354 тыс. руб., или на 400,0 %.  Удельный вес незавершенного строительства повысился за отчетный период на 5,26  пункта.

Прирост иммобилизованных средств  оказался в 1,4 раза(23617/16817) ниже мобильных средств, что определяет тенденцию к повышению оборачиваемости всей совокупности активов предприятия и создает благоприятные условия для финансовой деятельности предприятия.

Анализ показателей структурной  динамики также выявил наличие благоприятной тенденции: 57,66 всего прироста имущества было обеспечено за счет прироста оборотных активов. Таким образом, вновь привлеченные финансовые ресурсы были вложены в основном в  ликвидные активы, что усиливает финансовую стабильность предприятия.

Ключевым показателем первого  этапа анализа финансового состояния предприятия является сопоставление темпов роста оборота (объема продаж) с темпами роста объема совокупных активов. Если темпы роста оборота выше, чем темпы роста активов, то можно сделать вывод, что предприятие рационально регулирует активы.

На анализируемом предприятии  наблюдается рост  объема продаж продукции по сравнению с прошлым  годом на 1,18 % (120500 : 119100 х 100 % - 100 %) при темпах роста активов за этот же период составил 32,9 %. Это свидетельствует о чрезмерном увеличении активов, т. е. их неумелом регулировании.

Причины увеличения или уменьшения имущества предприятий устанавливают путем изучения происшедших изменений в составе финансовых ресурсов. Поступление, приобретение, создание имущества предприятия может осуществляться за счет собственного и заемного капитала, характеристика соотношения которых раскрывает сущность его финансового положения. Так, увеличение доли заемного капитала, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой — об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.

Информация о работе Анализ бухгалтерской отчетности