Анализ движения денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:
- рутинность — денежные средства используются для выполнения текущих операций; поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
1. Анализ состава денежных средств………………………………………………..6
2. Анализ движения денежных потоков……………………………………………10
3. Прогнозирование потока денежных средств……………………………………14
4. Определение оптимального уровня денежных средств………………………...17
5. Анализ доходности деятельности………………………………………………..19
6. Анализ финансирования проектов…………………………………………….…23
7. Заключение………………………………………………………………………...26
8. Список используемой литературы…………………………………………….....29

Файлы: 1 файл

курсовая афхд.docx

— 62.28 Кб (Скачать файл)

            Таким образом, деньги и подобные ценные бумаги относятся к классу активов с одинаковой степенью риска, следовательно, доход(издержки) по ним является сопоставимым.

Однако вышеизложенное не означает, что запас денежных средств  не имеет верхнего предела. Дело в том, что цена ликвидности увеличивается по мере того, как возрастает запас наличных денег. Если доля денежных средств в активах предприятия невысокая, небольшой дополнительный приток их может быть крайне полезен, в обратном случае наоборот. Перед финансовым менеджером стоит задача определить размер запаса денежных средств исходя из того, чтобы цена ликвидности не превысила маржинального процентного дохода но государственным ценным бумагам.

С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой  один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования.

 Во-первых, необходим  базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов.

Во-вторых. необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов.

 В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены  модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

а) общий объем денежных средств и их эквивалентов;

б) какую их долю следует  держать на расчетном счете, а  какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;

в) когда и в каком  объеме осуществлять взаимную трансформацию  денежных средств и быстрореализуемых активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Анализ доходности деятельности

 

 

В условиях рыночных отношений  велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической  среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие  группы:

1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);

2. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

3.Рентабельность производственных фондов

     1.Рентабельность  продукции.

     Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие  показатели:

-  рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой

 отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);

- общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);

 

 

 

- рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

- рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

  2.Рентабельность вложений предприятия.

  Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют:

- общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется;

- рентабельность вложений по чистой прибыли;

- рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования;

- рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций;

- рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

            Рентабельность продаж  = Прибыль:  Выручка от реализации.

Рентабельность средств  или их источников = Прибыль: Средняя за период величина средств или их источников.

 В данных формулах намеренно не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может быть взята прибыль от реализации продукции (работ,  услуг) или балансовая прибыль, облагаемая налогом прибыль, чистая прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Между  рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная  взаимосвязь:

Рентабельность средств  или их источников = Рентабельность продаж* Оборочиваемость средств  или их источников.

 

 

 

   Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия или их источников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников.

Многофакторная модель Дюпон  анализа эффективности деятельности компании.

Система финансового анализа  Дюпон (The DuPont System of Analysis) в первую очередь исследует способность предприятия эффективно генерировать прибыль, реинвестировать ее, наращивать обороты.

В модели Дюпон используют коэффициенты:

· рентабельность продаж,

· оборачиваемость чистых активов,

· рентабельность чистых активов,

· рентабельность собственного капитала,

· показатель экономического роста компании,

· средневзвешенная стоимость капитала.

 Рентабельность продаж  — это способность генерировать прибыль от продаж.

 Прибыль до налогообложения  .

Объем продаж.

Данный показатель отражает только оперативную деятельность предприятия. Он не имеет ничего общего с финансовой деятельностью.

Средний уровень рентабельности продаж в разных отраслях разный, поэтому  не существует какого-либо единого стандарта для данного показателя. Этот показатель является хорошим критерием для сравнения состояния предприятия с отраслевым стандартом.

Это ключевой управленческий показатель. Он хорош для того, чтобы  быстро увидеть, как каждый элемент данной блок-схемы влияет на рентабельность продаж. Оборачиваемость чистых активов.

Данный показатель характеризует  количество продаж, которое может  быть сгенерировано данным количеством активов. Он показывает, насколько эффективно используются активы. Объем продаж. Чистые активы.

Он показывает, сколько  раз в году суммарный капитал  оборачивается внутри компании.

 

 

     Рентабельность  чистых активов характеризует  результат оперативной деятельности предприятия. Она показывает тот возврат, который генерируется фондами (собственным капиталом и кредитами банков), используемыми в бизнесе.

Рентабельность чистых активов  является первичным показателем, который:

· позволяет контролировать эффективность бизнеса;

· связывает баланс и отчет о прибылях и убытках;

· позволяет оценить бизнес не только на основании получаемой прибыли.

Формула для расчета показателя:

      Рч а. = Оперативная прибыль : Чистые активы

Элементы Рч.а.

 Чистые активы = Фиксированные  активы + Рабочий капитал = Суммарный  капитал = Собственный капитал + Кредиты (долгосрочные и краткосрочные).

     Оперативная  прибыль: прибыль до выплаты  процентов по кредитам и налога  на прибыль.

Рч.а. разделяет оперативные  и финансовые аспекты деятельности предприятия.

Рентабельность собственного капитала. Данный показатель является наиболее важным с точки зрения акционеров компании. Он характеризует прибыль, которая приходится на собственный капитал. Этот коэффициент включает в себя такие важные аспекты, как платежи по процентам за кредит, налог на прибыль, а также эффект от используемой суммы кредитов.

Рс.к = Чистая прибыль после налогообложения : Собственный капитал

Финансовый рычаг. Данный показатель характеризует предел, до которого может быть улучшена деятельность компании за счет кредитов банков. Таким образом, эффект от кредитования деятельности предприятия за счет банка может быть либо отрицательным, либо нулевым, либо положительным.

Основным критерием оценки эффективности финансового рычага является ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов в структуре постоянного капитала (кредиты банка + собственный капитал) приводит к росту показателя рентабельности собственного капитала и наоборот, если банковская ставка выше рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов в структуре капитала будет приводить к снижению рентабельности собственного капитала.

    

 

 

6. Анализ финансирования проектов

 

 

Финансовый менеджер постоянно  сталкивается с проблемой выбора источников финансирования. Особенность ее состоит и в том, что обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену.

            Любое инвестиционное решение основывается на:

а) оценке собственного финансового  состояния и целесообразности участия  в

 инвестиционной деятельности;

б) оценке размера инвестиций и источников финансирования;

в) оценке будущих поступлений  от реализации проекта.

Все предприятия в той  или иной степени связаны с  инвестиционной

 деятельностью. Принятие решений по инвестированию осложняется различными

 факторами:

- вид инвестирования;

- стоимость инвестиционного проекта;

- множественность доступных проектов;

- ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования;

- риск, связанный с принятием того или иного решения и т.п.

Принципы, обуславливающие  необходимость инвестиций, могут  быть различны,

 однако в целом их можно подразделить на три вида:

- обновление имеющейся материально-технической базы;

- наращивании объемов производственной деятельности;

- освоение новых видов деятельности.

Степень ответственности  за принятие инвестиционного проекта  в рамках того или

 иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся

 производственных мощностей, решение может быть принято достаточно

 безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в

 каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства.

 

 

 

 

Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных  с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов:

- возможность изменения положения фирмы на рынке товаров;

- доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- возможность освоения новых рынков и др.

Очевидно, что важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций.

Так, уровень ответственности, связанной с принятием проектов стоимостью 1 млн.руб. и 100 млн.руб. различны. Поэтому должна быть различна и глубина

аналитической проработки экономической  стороны проекта, которая предшествует принятию решения. Кроме того, во многих фирмах становится обыденной практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, то есть ограничивается максимальная величина инвестиций, в рамках которой тот или иной руководитель может принимать самостоятельные решения.

Нередко решения должны приниматься  в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-либо критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-либо один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.

В условиях рыночной экономики  возможностей для инвестирования довольно много.

Вместе с тем, любое  предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования, Поэтому возникает задача оптимизации инвестиционного портфеля.

Весьма существенен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому решения принимаются на интуитивной основе.

Принятие решений инвестиционного  характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных

 

 

формализованных и неформализованных  методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-либо универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует.

Информация о работе Анализ движения денежных средств