Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО ТК "Спектр"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломнoй paбoты – paзpaбoткa меpoпpиятий пo улучшению финaнсoвoгo сoстoяния пpедпpиятия.
Для дoстижения пoстaвленнoй цели pешaются следующие зaдaчи:
- Рaскpыть сущнoсть и знaчимoсть пpoведения aнaлизa финaнсoвoгo сoстoяния, дaть oписaние истoчникoв инфopмaции, неoбхoдимых для пpoведения aнaлизa.
- Обoснoвaть выбop метoдики пpoведения oценки финaнсoвoй деятельнoсти пpедпpиятия.
- Пpедстaвить opгaнизaциoннo-экoнoмическую хapaктеpистику и oценить имущественнoе пoлoжение ООО «Торговая компания «Спектр» пoстpoением aнaлитическoгo бaлaнсa пo гopизoнтaли и веpтикaли.
- Пpoaнaлизиpoвaть финaнсoвую устoйчивoсть. ООО «Торговая компания «Спектр» с пoмoщью финaнсoвых пoкaзaтелей и кoэффициентoв и oценить делoвую aктивнoсть.
- Оценить ликвиднoсть и плaтежеспoсoбнoсть, пpoaнaлизиpoвaть пpибыль и pентaбельнoсть ООО «Торговая компания «Спектр».
- Оценить веpoятнoсть бaнкpoтствa ООО «Торговая компания «Спектр» метoдoм двухфaктopнoй мoдели Альтмaнa.
- Разpaбoтaть меpoпpиятия пo улучшению эффективнoсти финaнсoвoгo сoстoяния пpедпpиятия ООО «Торговая компания «Спектр».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 37
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 41
1.1. Сущность и значение анализа финансового состояния 41
1.2. Виды и методы финансового анализа 46
1.3. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия 52
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ «СПЕКТР» 68
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Торговая компания «Спектр» 68
2.2. Анализ финансового положения ООО «Торговая компания «Спектр» 69
2.3. Анализ эффективности деятельности ООО «Торговая компания «Спектр» 79
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 87
3.1. Основные направления финансовой стабилизации 87
3.2. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия 89
3.3. Предложения по совершенствованию развития деятельности ООО «Торговая компания «Спектр» 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 103

Файлы: 1 файл

referatbank-9152.doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

5) коэффициент имущества  производственного назначения рассчитывается  делением суммы остаточной стоимости  основных средств и стоимости  материальных оборотных средств  к чистой стоимости активов  предприятия по балансу и характеризует эффективность использования средств предприятия для предпринимательской деятельности.

В широком смысле деловая  активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы  на рынках продукции, труда и капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия. Количественная оценка деловой активности может осуществляться по двум направлениям:

  • степени выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
  • уровню эффективности использования ресурсов предприятия.

Для оценки уровня эффективности  использования ресурсов предприятия, как правило, используют показатели оборачиваемости.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.

В финансовом менеджменте  наиболее часто используются следующие  показатели оборачиваемости:

Коэффициент оборачиваемости  активов — отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса — характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т. е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.

При сопоставлении данного  коэффициента для разных компаний или  для одной компании за разные годы необходимо проверить, обеспечено ли единообразие в оценке среднегодовой стоимости  активов. Например, если на одном предприятии основные средства оценены с учетом амортизации, начисленной по методу прямолинейного равномерного списания, а на другом использовался метод ускоренной амортизации, то во втором случае оборачиваемость будет выше, однако лишь в силу различий в методах бухгалтерского учета. Более того, показатель оборачиваемости активов при прочих равных условиях будет тем выше, чем изношеннее основные средства предприятия.

По коэффициенту оборачиваемости  дебиторской задолженности судят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей) превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Коэффициент рассчитывается посредством деления выручки от реализации продукции на среднегодовую стоимость чистой дебиторской задолженности. Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредитования, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как  частное от деления себестоимости реализованной продукции или суммы чистой выручки на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности, и показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов.

Показатели оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности можно также рассчитать в днях. Для этого необходимо количество дней в году (360 или 365) разделить на рассмотренные нами коэффициенты. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кредиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов. Он рассчитывается как  частное от деления себестоимости  реализованной продукции (или чистой выручки от реализации продукции) на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Для расчета коэффициента в днях необходимо 360 или 365 дней разделить на частное от деления себестоимости реализованной продукции или выручки на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Тогда можно узнать, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запасов, особенно при сравнении деятельности данного предприятия с конкурентами.

В целом, чем выше показатель оборачиваемости  запасов, тем меньше средств связано  в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более  ликвидную структуру имеют оборотные  средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов может очутиться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.

Следует отметить, что в некоторых  случаях увеличение оборачиваемости запасов отражает негативные явления в деятельности компании, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.

Длительность операционного  цикла. По этому показателю определяют длительность периода между приобретением  запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации, изготовленной из них продукции.

Длительность финансового цикла  характеризует период, в течение  которого средства отвлечены из оборота  и определяется как разность длительности операционного цикла и срока  оборота кредиторской задолженности.

Рентабельность – это показатель, характеризующий экономическую эффективность. Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.

Существует множество коэффициентов  рентабельности, использование каждого из которых зависит от характера оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. От этого в первую очередь зависит выбор оценочного показателя (прибыли), используемого в расчетах. Зачастую используется четыре различных показателя: валовая прибыль, операционная прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

– рентабельность инвестиций (капитала);

– рентабельность продаж.

Рентабельность инвестиций (капитала).

В этой группе коэффициентов рентабельности рассчитывается два основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала.

1) Рентабельность совокупного капитала (ROA) характеризует уровень прибыли,  генерируемой всеми активами  предприятия, находящимися в его  использовании по балансу.

Этот коэффициент рассчитывается следующим образом:

, (1.10)

2) Рентабельность собственного  капитал (ROE) рассчитывается по  формуле:

, (1.11)

Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных  собственников и акционеров. Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.  Он является основным показателем, используемым для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

3) Рентабельность продаж  показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою операционную (производственно-коммерческую) деятельность. При оценке рентабельности продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитываются коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом или по отдельным ее видам. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности продаж, многообразие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывается три показателя рентабельности продаж.

3.1) Валовая рентабельность  реализованной продукции:

, (1.12)

Коэффициент валовой  прибыли показывает эффективность  производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.

3.2) Операционная рентабельность  реализованной продукции:

, (1.13)

Операционная прибыль – это  прибыль, остающаяся после вычета из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. Этот коэффициент показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт товаров.

Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности. При рассмотрении этого показателя совместно с показателем валовой рентабельности можно получить представление о том, чем вызваны изменения рентабельности. Если, например, на протяжении ряда лет валовая рентабельность существенно не изменялась, а показатель операционной рентабельности постепенно снижался, то причина кроется, скорее всего, в увеличении расходов по статьям административных и сбытовых расходов.

3.3) Операционная рентабельность  реализованной продукции:

, (1.14)

В отечественной практике чаще всего  используется именно показатель чистой рентабельности реализованной продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность.

При анализе коэффициентов  рентабельности наиболее широкое распространение получила факторная модель фирмы “DuPont”. Назначение модели – определить факторы, влияющие на эффективность работы предприятия и оценить это влияние. Поскольку существует множество показателей рентабельности, аналитиками этой фирмы выбран один. По их мнению, наиболее значимый – рентабельность собственного капитала. Для проведения анализа необходимо смоделировать факторную модель коэффициента рентабельности собственного капитала. Схематическое представление модели фирмы “DuPont” представлена на рисунке 1.2.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.2. Модель фирмы “DuPont

В основу приведенной  схемы анализа заложена следующая  детерминированная модель:

, (1.15)

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала предприятия зависит от трех факторов первого порядка: чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи (оборачиваемости активов) и структуры источников средств, инвестированных в предприятие. Значимость данных показателей объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия: первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ «СПЕКТР»

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Торговая компания «Спектр»

ООО «Торговая компания «Спектр» является торговой организацией, находящееся по адрему: Нижегородская область, город Городец, ул. Республиканская, 105.

Основной целью деятельности фирмы, в соответствии с Уставом ООО «Торговая компания «Спектр», является получение прибыли.

Общество осуществляет следующий вид деятельности: розничная торговля строительными материалами.

ООО «Торговая компания «Спектр» является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

ООО «Торговая компания «Спектр», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.

ООО «Торговая компания «Спектр» по выполняемым функциям по отношению к поставщикам можно отнести к независимому посреднику.

В состав ООО «Торговая компания «Спектр» входят 2 магазина. По своей товарной специализации это магазины строительных, отделочных материалов, электрики и сантехники, ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп. Стоимость продукции, реализуемой через сеть фирменных магазинов ООО ниже средних розничных цен на 10-12 %. Помещения магазинов располагаются в отдельностоящих зданиях. Часть товаров хранится в складских и подсобных помещениях магазинов. Отдельных складов торговая фирма не имеет.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО ТК "Спектр"