Анализ финансового состояния предприятия: рейтинговый метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются: сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени; обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния предприятия, и их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки; классификация (ранжирование) предприятии по рейтингу. Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансовой и производственной деятельности предприятия, т.е. хозяйственной деятельности в целом.

Содержание работы

введение 3
Глава 1. Анализ финансового состояния предприятия: рейтинговый метод 5
1.1 Сущность и содержание финансового состояния предприятия 5
1.2 Методы оценки финансового состояния предприятия 11
1.2.1 Коэффициентный метод финансового состояния предприятия 11
1.2.2 Рейтинговый метод оценки финансового состояния предприятия 13
ГЛАВА 2. Рейтинговый анализ предприятия 2011-2012 гг 16
2.1 Анализ финансового состояния предприятия 2011-2012 гг. 16
2.2 Рейтинговый анализ предприятия 2010-2012 гг 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

moya_rabota.docx

— 86.26 Кб (Скачать файл)

Соотношение активов и  пассивов баланса должно быть следующим  А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Проанализируем в таблице 3.2., какое соотношение имеют актив  и пассив баланса в МУСП «Уртакульское».

 

Таблица 3.2.

Группировка активов и  обязательств за 2011-2012 гг.

Актив

2011

2012

Пассив

2011

2012

Платежный излишек или недостаток

2011

2012

1.Наиболее ликвидные активы

-

-

1.Наиболее срочные обязательства

19655

28815

-19655

-28815

2.Быстро реализуемые активы

10207

13916

2.Краткосрочные пассивы

12140

9163

-1933

4753

3.Медленно реализуемые активы

35144

42309

3.Долгосрочные пассивы

8533

20054

26611

22255

4.Трудно реализуемые активы

65216

76909

4.Постоянные пассивы

70239

75102

-5023

1807

Баланс

110567

133134

Баланс

110567

133134

0

0


 

Из данных таблицы 3.2. следует, что в 2012 году величина наиболее срочных обязательств на 28815 тыс. руб. превышает наиболее ликвидные активы. Соотношение А1 ≥ П1 не выполняется.

Величина краткосрочных  пассивов на 4753 тыс. руб. меньше, чем  быстрореализуемых активов. Соотношение  А2 ≥ П2 выполняется.

Величина долгосрочных пассивов на 22255 тыс. руб. меньше, чем медленно реализуемые активы. Соотношение  А3 ≥ П3 выполняется.

Величина постоянных пассивов на 1807 тыс. руб. меньше, чем трудно реализуемых  активов. Соотношение А4 ≤ П4 не выполняется.

Следовательно, руководству  предприятия нужно больше уделять  внимания соотношению данных показателей, чтобы увеличить скорость превращения  активов в денежную наличность.

В общем случае платежеспособность оценивают как отношение ликвидных  оборотных активов предприятия  к его краткосрочным долговым обязательствам.

 

 

 

 

 

Таблица 3.3.

Показатели платежеспособности и ликвидности МУСП «Уртакульское»

Показатели

Код строки по балансу и нормативное  значение

2011

2012

Изменение

(+,-)

1.Кратковременные долговые обязательства Доб, тыс. руб.

690-(640+650+660)

31795

37978

+6183

2.Денежные средства и кратковременные финансовые вложения Дср, тыс. руб.

260+(250-251)

-

-

-

3.Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы

Дз, тыс. руб.

260+(250-251)

+230+240+270

10207

13916

+3709

4.Материальные оборотные средства Зм, тыс. руб.

210-217

33356

40521

+7165

5.Коэффициент абсолютной ликвидности Ка.л. (2/1)

Ка.л. 0,2

-

-

-

6. Коэффициент быстрой ликвидности  Кб.л. ((2+3)/1)

0,8 ≤ Кб.л. ≤ 1,0

0,321

0,366

+0,045

7. Коэффициент текущей ликвидности Кт.л. ((2+3+4)/1)

Кт.л. ≥ 2

1,370

1,433

+0,063


 

Коэффициент быстрой ликвидности  находится на уровне ниже нормативных  значений. Коэффициент текущей ликвидности  также находится на уровне ниже нормативных  значений, и свидетельствует о  неплатежеспособности предприятия.

Однако следует заметить, что достижение предельных значений коэффициентов ликвидности возможно лишь на предприятиях, в структуре  балансов которых значительный удельный вес занимают долгосрочные кредиты  и займы. Рассматриваемое предприятие  к таковым не относится, так как в структуре его баланса заемных средств, с погашением более чем через 12 мес., на конец года не имеется.

Рассмотрим рентабельность работы МУСП «Уртакульское». В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считают рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают все его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.

Показатели рентабельности являются относительными и рассчитываются как отношение прибыли к стоимости  используемых предприятием ресурсов. Экономический смысл анализа  рентабельности заключается в оценке (показе) получаемой прибыли с одного рубля вложенного капитала и выражается группой показателей, которые в  наименьшей мере подвержены влиянию  инфляции.

Таблица 3.4.

Оценка доходности реализованной  продукции

Показатели

2011

2012

Отклонение (+,-)

1.Выручка от реализации продукции В, тыс. руб.

27721

30190

+2469

2. Полная себестоимость реализации С, тыс. руб.

26395

25937

-458

3. Прибыль от реализации П, тыс. руб. (1-2)

1326

4253

+2927

4. Доходность продукции Дп, % (3/1 *100)

4,8

14,1

+9,3

5. Величина активов А, тыс. руб.

110567

133134

+22567

6. Коэффициент оборачиваемости  активов Коб, обороты (1/5)

0,251

0,227

-0,024

7. Рентабельность активов Rа, % (3/5*100)

1,2

3,2

+2,0

8. Рентабельность продукции Rп, % (3/2*100)

5,0

16,4

+11,4


 

Из таблицы 3.4. видно, что  с увеличением выручки на 2469 тыс. руб. прибыль увеличилась на 2927 тыс. руб., что повлекло за собой повышение  доходности на 9,3%.

Рассчитаем влияние на доходность продаж изменения цены и  себестоимости реализованной продукции  способом цепных подстановок.

  1. Изменение доходности продаж за счет изменения цен реализации: ∆Дп (∆р) = ((В0 - Сn) / В0) - ((Вn - Сn) / Вn) = ((30190 - 26395) / 30190) - ((27721 - 26395) / 27721) = 0,126 - 0,048 = 0,078.
  2. Изменение доходности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации: ∆Дп (∆С) = ((В0 - С0) / В0) - ((В0 - Сn) / В0)= ((30190 - 25937) / 30190) - ((30190 - 26395) / 30190) = 0,141 - 0,126 = 0,015.

Точность расчетов подтверждается проверкой совокупного влияния  факторов:

∆Дп = ∆Дп (∆р) + ∆Дп (∆С) =0,078 + 0,015 = 0,093 или 9,3%.

Для оценки хозяйственно-финансовой деятельности, анализа результативности и эффективности производства отдельных  видов и всей продукции используют показатели (коэффициенты) рентабельности. Основным принципом расчета этих показателей эффективности является сопоставление определенных видов  прибыли с объемами продаж и производства, используемыми ресурсами и затратами (себестоимостью).

Показатели оценки рентабельности предприятия определяются следующим  образом:

  1. коэффициент рентабельности продаж демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:
  • рентабельность продаж = чистая прибыль / объем продаж
  • рентабельность продаж = 4253 / 30190 = 0,141;
  1. коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании:
  • рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / собственный капитал
  • рентабельность собственного капитала = 4253 / 74117 = 0,057;
  1. коэффициент рентабельности оборотных активов демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:
  • рентабельность оборотных активов = чистая прибыль / оборотные активы
  • рентабельность оборотных активов = 4253 / 56225 = 0,076;
  1. коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:
  • рентабельность внеоборотных активов = чистая прибыль / внеоборотные активы
  • рентабельность внеоборотных активов = 4253 / 76909 = 0,055.

Подведем итоги:

  • по данным таблицы 3.1. можно судить о кризисном финансовом состоянии, т.к. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают его кредиторской задолженности и просроченных ссуд (З > Особ + К);
  • по данным таблицы 3.2. видим, что руководству предприятия нужно больше уделять внимания соотношению активов и пассивов баланса, чтобы увеличить скорость превращения активов в денежную наличность;
  • коэффициент быстрой ликвидности находится на уровне ниже нормативных значений. Коэффициент текущей ликвидности также находится на уровне ниже нормативных значений, и свидетельствует о неплатежеспособности предприятия;
  • оценили доходность реализованной продукции. С увеличением выручки на 2469 тыс. руб. прибыль увеличилась на 2927 тыс. руб., что повлекло за собой повышение доходности на 9,3%.

В современных условиях правильное определение реального финансового  состояния предприятия имеет  большое значение не только для самого предприятия, его акционеров, но и  для возможных инвесторов.

Систематический контроль финансового  состояния предприятия позволяет  оперативно выявлять негативные стороны  в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации. Поэтому  анализу финансового состояния  предприятия должно уделяться самое  пристальное внимание.

2.2 Рейтинговый анализ предприятия 2010-2012 гг

 

Одним из вариантов анализа, позволяющего получить комплексную  оценку финансового состояния предприятий  и провести их сравнение, является рейтинговый  анализ. Рейтинг – это метод  сравнительной оценки деятельности нескольких предприятий. Итоговая рейтинговая  оценка учитывает все важнейшие  параметры (показатели) финансовой и  производственной деятельности в целом. При её построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности  использования производственных и  финансовых ресурсов, состоянии и  размещении средств, их источниках и  другие показатели.

Для определения рейтинга МУСП «Уртакульское» применим метод многомерного рейтингового анализа, используя показатели, представленные в таблице 3.5.

Методику сравнительной  рейтинговой оценки предприятия  можно рассмотреть в виде следующего алгоритма:

  1. Исходные данные записываются в виде матрицы (аij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i=1,2,3…n), а по столбцам – номера предприятий (j=1,2,3…m).
  2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в условный столбец m+1.
  3. Исходные показатели матрицы аij стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного года по формуле:

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия: рейтинговый метод