Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Главная цель финансовой деятельности предприятия — наращива­ние собственного капитала и обеспечение устойчивого состояния на рынке. Для этого необходимо постоянно поддерживать платежеспо­собность и рентабельность предприятия, а также оптимальную струк­туру актива и пассива баланса.
Основные задачи анализа:
своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия;
поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости;

Файлы: 1 файл

NiN-AFSP-letsii_raspechatat.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

§ 1. Теоретические  основы анализа финансового состояния  предприятия

1.1. Понятие,  значение и задачи анализа  финансового состояния предприятия.  Пользователи информации

Финансовое состояние  организации оказывает непосредственное влияние на производственную и коммерческую деятельность, обеспеченность организации материальными и финансовыми ресурсами. Неудовлетворительное финансовое состояние приводит к несвоевременным расчетам с работниками организации, бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, банками и другими заимодавцами, что, в конечном счете, может привести к банкротству организации.

От финансового состояния предприятия  зависит инвестиционная деятельность организации. Недостаток финансовых ресурсов не позволяет обновлять основные производственные фонды, осуществлять затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, применять новые технологии, что может отрицательно сказаться на конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Главная цель финансовой деятельности предприятия  — наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого состояния на рынке. Для этого необходимо постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность предприятия, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Основные задачи анализа:

  • своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия;
  • поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости;
  • разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия;
  • прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Для решения этих задач  анализ финансового состояния предприятия  производится по следующим основным направлениям:

1) анализ структуры актива и  пассива (имущества и источников  его образования);

2) анализ финансовой независимости;

3) анализ платежеспособности и ликвидности;

4) анализ по системе критериев  для оценки потенциального банкротства;

5) анализ зависимости  финансовой устойчивости от эффективности  привлечения заемного капитала; дебиторской и кредиторской задолженности;  других факторов, воздействующих на финансовое состояние;

6) анализ эффективности  использования оборотных активов;

7) интегральная оценка финансового  состояния;

8) анализ кредитоспособности организации.

При проведении анализа финансового  состояния используются общие приемы (методы), содержание которых рассмотрено в теории экономического анализа, а именно:

– система аналитических показателей;

– сравнение;

– детализация и группировки;

– факторное моделирование;

– элиминирование;

– обобщение результатов анализа.

В экономической литературе1 в качестве самостоятельных методов анализа финансового состояния рассматриваются: горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный анализ, которые будут рассмотрены нами ниже.

Анализ финансового  состояния предприятия (далее АФСП) делится на внутренний и внешний, цели и содержание которых различны.

Внутренний  АФСП - это исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования.

Внешний финансовый анализ - это исследование финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.

Основными факторами, определяющими финансовое состояние организации являются:

  • положение организации на товарном рынке;
  • производство продукции пользующейся спросом;
  • степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;
  • наличие платежеспособных дебиторов;
  • эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.д.

Общее финансовое состояние  организации, при котором обеспечивается стабильно высокий результат  ее функционирования, зависит как  от внутренних, так и внешних факторов.

К внутренним факторам, зависящим от деятельности организации и на которые она имеет возможность влиять, относятся:

  • отраслевая принадлежность организации;
  • структура выпускаемой продукции;
  • размер уставного капитала;
  • величина затрат и их динамика по сравнению с доходами;
  • состояние активов и обязательств и т.д.

К внешним  факторам относят влияние экономических условий хозяйствования, господствующую в обществе технику и технологию, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей, налоговую и кредитную политику государства, внешнеэкономические связи и т.д.

Влиять на эти факторы организация  не в состоянии, она лишь может  адаптироваться к их воздействию.

Сбор и аналитическая  обработка исходной финансовой информации зависят от того, кто является основным потребителем или пользователем  финансовой отчетности фирмы (предприятия, организации), а также от преследуемых ими интересов:

  • инвесторы (собственники, рядовые акционеры, потенциальные инвесторы) – анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности состояния фирмы (увеличение или уменьшение доли собственного капитала, эффективность использования ресурсов администрацией предприятия);
  • кредиторы (коммерческие банки и другие заимодавцы, поставщики) - на основании финансовой информации фирмы определяют выгодность вложения в предприятие своих капиталов и вырабатывают условия коммерческого кредитования данной фирмы (целесообразность продления кредита, гарантии его возврата);
  • профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данной фирмы выплачивать более высокую зарплату;
  • поставщики и заказчики продукции фирмы по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства;
  • государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств, выполнения требований государственного регулирования финансовой деятельности фирмы;
  • население по поводу перспектив деловых контактов с фирмой;
  • деловые и научные круги, изучают потенциальное место фирмы в своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, и определяющие ее рейтинги.

Следовательно, все многообразие связей, в которые фирма вступает с субъектами внешней среды, базируется на финансовой информации об этой фирме, позволяющей им оценивать возможность практической реализации своих экономических интересов во взаимоотношениях с данной фирмой.

 

1.2. Система  показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия

Финансовое  состояние предприятия – совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Для предприятия важно поддерживать постоянную платежеспособность (ликвидность) организации и одновременно обеспечивать эффективное использование оборотных средств. Но эти две задачи противоречивы, т.к. для поддержания платежеспособности необходимо накопление денежных средств на расчетном и валютном счетах предприятия, но это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности использования денежных средств.

Таким образом, политика управления финансовыми ресурсами  должна обеспечить поиск компромисса  между риском потери платежеспособности и риском снижения эффективности  использования оборотных средств.

Система показателей  финансового состояния предприятия может быть представлена следующими группами:

  1. Показатели структуры и динамики имущества организации. Эти показатели рассчитываются по активу баланса и характеризуют удельный вес (долю) отдельных групп и видов имущества в общей его величине.
  2. Показатели структуры и динамики источников формирования имущества организации.
  3. Показатели финансовой независимости (рыночной устойчивости).
  4. Показатели платежеспособности.
  5. Показатели эффективности использования оборотных средств (оборачиваемости). Они рассчитываются в виде коэффициентов или удельных величин.
  6. Обобщающие показатели оценки финансового состояния. Они характеризуют различные варианты комплексной (интегральной) оценки финансовой устойчивости. Оценка может быть произведена по системе показателей, либо по одному обобщающему (рейтинговый показатель).

АФСП основывается главным  образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса  в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия  можно сравнивать:

  • с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
  • с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
  • с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Достоверная и объективная  оценка финансового состояния необходима как собственникам и руководству  организации, так и внешним пользователям: банкам, инвесторам, поставщикам, налоговым органам и т.п.

 

1.3. Методы финансового  анализа

АФСП проводится с  помощью совокупности методов и  рабочих приемов, позволяющих структурировать  и идентифицировать взаимосвязи  между основными показателями.

Среди основных методов финансового  анализа можно выделить:

  • предварительное чтение финансовой отчетности;
  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • метод финансовых коэффициентов;
  • сравнительный анализ;
  • факторный анализ;
  • специфический анализ.

Предварительное чтение отчетности позволяет изучить абсолютные величины, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, основных направлениях использования прибыли и источника ее получения. Вся эта информация нужна для общего представления о финансовом состоянии предприятия, но для принятия управленческих решений ее недостаточно.

При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются относительными, как правило, темпами роста или снижения.

В ходе применения горизонтального  анализа так же используются ранее  рассмотренные методы, например, группировки  и детализация. Недостаток этого  метода: несопоставимость данных в  условиях инфляции. Однако эта проблема может быть решена пересчетом данных.

Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа. При этом сравнение делается более чем за три года. Однако применение расчетов в данном случае цепных приростов становится слишком громоздким. В этом случае лучше применять трендовые сравнения, то есть воспользоваться индексом. При этом каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов для определения тренда, он представляет основную тенденцию изменения показателей.

Расчет серии индексных чисел  требует выбора базисного года для всех показателей, который будет выступать основой для всех сравнений, поэтому лучше всего выбрать год, который в смысле предпринимательских условий является самым типичным или нормальным. Поэтому таким годом не обязательно должен быть первый год.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия