Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоритических основ анализа и применение, изученных методик, в ходе анализа финансово-экономической деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Экономический анализ: понятие, сущность, задачи 5
1.2. Виды экономического анализа 6
1.3.методы экономического анализа 9
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
2.1. Характеристика деятельности предприятия 12
2.2. Сравнительный анализ деятельности предприятия (агрегированный баланс) 15
2.3. Оценка платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности 19
2.4 Анализ финансово результата деятельности предприятия Основные коэффициенты рентабельности 22
2.5. Оценка вероятности банкротства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Анализ финансово-хозяйственной деятельности.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бизнес - среда российских компаний постоянно развивается и становится все более динамичной. Это обусловливает необходимость повышения качества менеджмента, особенно в отношении финансового управления.

Традиционно финансовый анализ является важнейшим инструментом финансового управления. Однако в связи с серьезными изменениями, происходящими в настоящее время, как в самих компаниях, так и в окружающей их внешней среде, необходимы особые подходы, связанные с целевой направленностью современного финансового анализа, расширением его информационной базы, использованием новых методов и показателей.

Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении текущего и будущего финансового состоянии хозяйствующего субъекта в целях оценки его финансовой устойчивости и эффективности принимаемых решений. Он охватывает широкий круг вопросов, которые выходят далеко за рамки традиционной оценки финансового состояния, проводимой, как правило, на основании данных бухгалтерской отчетности.

Финансовый анализ дает возможность оценить:

  • финансовое состояние компании и ее бизнес-единиц, а также риски, которые могут существенно ухудшить это состояние в будущем;
  • достаточность средств для осуществления текущей деятельности и долгосрочных инвестиций, а также для выплаты дивидендов;
  • потребность в источниках финансирования с учетом выбранной стратегии развития;
  • способность к сохранению и возрастанию капитала, а также обоснованность политики распределения и использования прибыли;
  • эффективность инвестиционных и финансовых решений и выбор приоритетных направлений развития бизнеса.

И наконец, для компаний, ориентирующихся на долгосрочное развитие, наиболее актуально то, что современный финансовый анализ позволяет определить ключевые показатели, исходя из стоящих перед организацией задач, и обосновать достижимость их целевых значений.

Таким образом, финансовый анализ становится важнейшим инструментом обеспечения сбалансированности показателей финансовых бюджетов.

Целью данной курсовой работы является изучение теоритических основ  анализа и применение, изученных  методик, в ходе анализа финансово-экономической  деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:

  • изучить теоритические основы финансово-экономического анализа;
  • изучить финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
  • провести сравнительный анализ показателей;
  • провести оценку платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности;
  • провести  анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Основные коэффициенты рентабельности.
  • провести оценку вероятности банкротства по одной из существующих методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы финансово-экономического анализа предприятия
    1. Экономического анализа: понятие, сущность, задачи

Анализ – метод  научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. Слово «анализ» происходит от греческого analysis – «разложение», «разделение». Синтез в отличие от анализа – соединение различных элементов объекта в единое целое. Анализ и синтез составляют научный метод изучения явлений.

В науке применяются  различные виды анализа: физический, математический, статистический, химический, экономический и др.

Экономический анализ в отличие от других относится к абстрактному, носит прикладной характер. Развитие производительных сил и производственных отношений способствовало выделению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.

Предметом экономического анализа являются хозяйственные  процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов. Без данного анализа сегодня невозможна сознательная деятельность людей.

Экономический анализ, изучающий  явления на макроуровне, т.е. на уровне общественно-экономической формации, национальной экономики и отрасли, является общетеоретическим.

Анализ хозяйственной  деятельности предприятия (на микроуровне) - экономический.

Основными задачами экономического анализа являются:

  • объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;
  • определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  • определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Содержание экономического анализа вытекает из функций и задач, которые он выполняет в системе других экономических наук, связанных с исследованием тенденций хозяйственной деятельности.

Основными источниками  информационного обеспечения анализа являются данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию.

 

    1. Виды экономического анализа

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам:

  1. по отраслевому признаку: анализ делится на отраслевой, учитывающий специфику конкретной отрасли и межотраслевой, который является теоретической базой анализа для всех отраслей национальной экономики;
  2. по временному признаку: предварительный, который проводится до осуществления хозяйственных операций, и последующий, используемый для контроля выполнения плана и оценки результатов деятельности предприятия. В свою очередь последующий делится на оперативный, который проводится сразу после совершенствования хозяйственных операций за короткие промежутки времени (смену, сутки, декаду), и итоговый – анализ за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для изучения всесторонней деятельности предприятия;
  3. по пространственному признаку: внутрихозяйственный, изучающий деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений, и межхозяйственный, где сравниваются результаты деятельности нескольких предприятий.

В свою очередь внутрихозяйственный анализ подразделяется по объектам управления на:

  • технико-экономический, где учитываются взаимодействия технических и экономических процессов;
  • финансово-экономический, уделяющий внимание финансовым результатам: эффективности использования капитала, увеличению суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению платежеспособности предприятия;
  • аудиторский (бухгалтерский) с целью оценки финансового состояния предприятия;
  • социально-экономический, учитывающий взаимосвязь социальных и экономических процессов и их влияние друг на друга;
  • экономико-статистический применяется для изучения общественных явлений на уровнях управления предприятием, отраслью, регионом;
  • экономико-экологический исследует взаимодействие экологических и экономических процессов;
  • маркетинговый – для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности: изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, формирования ценовой политики.
  • по субъектам пользователя различают анализ внутренний (для нужд оперативного и долгосрочного управления деятельностью предприятия) и внешний (проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами).
  1. по охвату изучаемых объектов анализ подразделяется на сплошной (изучение всех объектов) и выборочный (обследование только некоторых объектов).
  1. по содержанию анализ может быть комплексным (деятельность предприятия изучается всесторонне) и тематическим (изучаются только отдельные стороны, представляющие наибольший интерес).
  2. по методике изучения анализ может быть:
  • горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий;
  • вертикальный (структурный) – определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый – определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;
  • факторный – выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ в свою очередь может быть детерминированным (влияние факторов на результативный носит функциональный характер) и стохастическим (связь факторов с результативным показателем является вероятностной-корреляционной);
  • маржинальный – метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли;
  • функционально-стоимостной – метод выявления резервов.

Экономический анализ состоит  из двух взаимосвязанных разделов: управленческий анализ и финансовый анализ. Разделение экономического анализа обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. Оба вида анализа подпитывают друг друга информацией, вместе с тем, каждый из них имеет свои особенности.

Особенностями управленческого  анализа являются:

  • ориентация результатов анализа на свое руководство;
  • отсутствие регламентации анализа со стороны;
  • более детальный подход – всестороннее изучение деятельности предприятия;
  • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

  • множественность субъектов анализа и пользователей информации о деятельности предприятия;
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Вопросы финансового  и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, а также в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

 

    1. Методы экономического анализа

Основным источником информации для анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия является бухгалтерская документация. В состав годовой бухгалтерской отчетности предприятия входят:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменении капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма№ 6);
  • итоговая часть аудиторского заключения.

Все финансовые отчеты тесно  взаимосвязаны между собой.

При проведении АХДП, как  уже отмечалось выше используют следующую  последовательность работ:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • анализ финансовых коэффициентов;
  • факторный анализ;
  • трендовый анализ

Горизонтальный анализ это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов.

При горизонтальном анализе  отчетности (например, баланса), берется показатель (строка) и прослеживается его изменение в течение двух или более периодов. В качестве периодов могут браться любые одинаковые временные интервалы, но обычно для бухгалтерской отчетности используют поквартальный анализ или анализ данных по годам. Количество анализируемых периодов может варьировать в зависимости от конкретной задачи, однако качественный анализ, как правило, возможен, когда в анализируемом ряду более 3-х периодов.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия