Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 12:33, курсовая работа
Основная цель данной работы - исследовать финансовое состояние предприятия с помощью основных финансово-экономических показателей на примере ОАО «УАЗ»
Основными задачами данной работы являются:
описание деятельности рассматриваемого предприятия, его производственных показателей;
горизонтально-вертикальный анализ основных финансовых показателей предприятия;
оценка финансовой устойчивости;
расчет коэффициентов ликвидности;
анализ рентабельности;
оценка деловой активности;
расчет финансового рычага;
расчет риска банкротства;
выявление путей улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Введение 2
Глава 1 Методология проведения анализа и оценки финансового состояния организации 4
1.1. Понятие, цели и задачи анализа финансового состояния организации 4
1.2.Основные методы оценки финансового состояния предприятия 7
1.3. Другие методы оценки деятельности предприятия: эффект финансового рычага, прогнозирование банкротства 12
Глава 2 Анализ и оценка финансового состояния предприятия ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 15
2.1.Характеристика деятельности предприятия ОАО «УАЗ» 15
2.2. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «УАЗ» 16
2.3. Оценка финансового состояния ОАО «УАЗ» при помощи эффекта финансового рычага, прогнозирование банкротства предприятия. 23
Глава 3 Улучшение финансового состояния предприятия ОАО «УАЗ» 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
(1.5)
2.3. Коэффициент финансовой независимости капитализированных источников (Кфнки) - показывает, насколько предприятие не зависит от внешних инвесторов.
(1.6)
2.4. Коэффициент концентрации привлеченных средств (Ккпс) характеризует финансовую устойчивость, стабильность и независимость предприятия.
(1.7)
2.5. Уровень финансового левериджа (Кфл) показывает, сколько заемного капитала приходится на 1 рубль собственных средств
(1.8)
Показатели деловой активности.
Анализ деловой активности позволяет охарактеризовать результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. При анализе деловой активности предприятия рассматриваются показатели, характеризующие эффективность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основными коэффициентами деловой активности являются[10]:
1. Коэффициент устойчивого экономического роста (Кэр) отражает средние темпы увеличения экономического потенциала предприятия.
(1.9)
2. Коэффициент фондоотдачи (Кф) характеризует количество продукции, которое получает организация с каждого рубля имеющихся у нее основных фондов
(1.10)
Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах (Коср) показывает, сколько раз обернулись в рассматриваемом периоде средства, вложенные в дебиторскую задолженность.
(1.11)
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Коск) показывает, сколько оборотов необходимо для оплаты выставленных счетов.
(1.12)
Показатели рентабельности
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов.
Основными показателями рентабельности являются:
1. Чистая рентабельность (рентабельность активов – Ra) дает оценку эффективности вложения средств в активы предприятия.
(1.13)
2. Рентабельность собственного капитала (Rск) – основной индикатор оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия.
(1.14)
3. Рентабельность продаж (Rпр) характеризует, какую величину прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.
(1.15)
При оценке деятельности предприятия используется множество других показателей, кроме раскрытых в главе 1.2. Такими считаются расчет эффекта финансового рычага и прогнозирование возможности банкротства предприятия.
Эффект финансового рычага
Эффект финансового рычага рассчитывается для расчета предполагаемой результативности использования организацией заемных средств. Он определяет способность заемного капитала генерировать дополнительную прибыль от вложений собственного капитала, или увеличивать рентабельность собственного капитала благодаря использованию заемных средств. [3]
Эффект финансового рычага рассчитывают по формуле:
(1.16)
где Н — ставка налога на прибыль;
R а—рентабельность активов(см. формулу 2.13);
СРСП — средняя расчетная ставка процента;
Кз — заемный капитал;
Кс — собственный капитал.
Эффективная ставка налога на прибыль (Н) - отношение общей суммы налогов и платежей, внесённых предприятием, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг, показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
(1.17)
Средняя расчетная ставка процента рассчитывается по формуле:
(1.18)
Финансовый рычаг представляет собой объективный фактор, который возникает с появлением заемных средств в объеме используемого организацией капитала, и позволит ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Прогнозирование вероятности банкротства предприятия
Проблема прогнозирования вероятности банкротства для отдельного предприятия состоит, с одной стороны, в отсутствии общепризнанных методик прогнозирования банкротства, с другой, существующие методики ориентированы в основном на установление факта несостоятельности тогда, когда признаки банкротства предприятия уже налицо. [11]
Существует множество моделей диагностики банкротства, которые производят оценку с помощью различных показателей, рассчитанных по бухгалтерской отчетности. Рассмотрим модель R-счета
Модель R-счета разработана учеными Иркутской государственной академии и является наиболее модифицированной для условий российской экономики моделью прогнозирования банкротства.
Она выглядит следующим образом:
(1.19)
где:
(1.19.1)
(1.19.2)
(1.19.3)
(1.19.4)
Вероятность банкротства предприятия в соответствии со значением модели «R» выглядит следующим образом:
Менее 0 - Максимальная (90—100%)
0—0,18 - Высокая (60—80%)
0,18—0,32 - Средняя (35—50%)
0,32—0,42 - Низкая (15—20%)
Более 0,42 - Минимальная (до 10%)
Дополнительные показатели, рассчитываемые для анализа финансового состояния предприятия, позволяют дать более точную оценку его деятельности, что, в конечном итоге, позволит организовать дальнейшую деятельность предприятия наиболее рациональным образом.
Ульяновский автомобильный завод (ОАО «УАЗ») - промышленное предприятие России, осуществляющее производство различного типа автомобилей, расположенное в Ульяновске. Предприятие входит в состав автомобильного холдинга «Sollers» (ОАО «Соллерс», бывшее ОАО «Северсталь-авто»). История деятельности УАЗа начинается в 1942 году на базе эвакуированного московского автозавода «ЗиС».[14]
Ульяновский автомобильный
завод производит следующие виды продукции:
• Внедорожники: UAZ Patriot, UAZ Pickup, UAZ Hunter;
• Коммерческие автомобили: бортовые грузовики,
цельнометаллические фургоны, автомобили
повышенной проходимости для медслужб,
остекленные фургоны, микроавтобусы;
• Специальные автомобили: служебные автомобили (скорая помощь), автомобили линейного руководителя, продуктовые автомобили, хлебовозные автомобили.
ОАО «УАЗ» является производителем автомобилей в классе внедорожников (SUV) , и пикапов, коммерческих автомобилей: легких грузовиков (LCV) и микроавтобусов (MPV).
Таблица 2.1.
Объем продаж продукции ОАО «УАЗ» по классам а/м в 2011-2012 гг.
Продукция |
2012 год |
2011 год |
Темп | |||
число, шт. |
уд.вес.в сегменте рынка РФ, % |
число, шт. |
уд.вес.в сегменте рынка РФ, % |
Роста, % |
Прироста,% | |
SUV-внедорожники (кроме пикапов) |
29 129 |
3 |
28 229 |
4 |
103 |
3 |
PKP-пикапы |
3 639 |
15 |
2 497 |
11 |
146 |
46 |
LCV-легковые коммерческие а/м |
16 016 |
13 |
17 973 |
13 |
89 |
-11 |
MPV-микроавтобусы |
11 869 |
35 |
8 449 |
20 |
140 |
40 |
Согласно статистике, приведенной в таблице 2.1. основную долю продаж ОАО «УАЗ» составляют SUV – внедорожники ( порядка 50% от основного объема). Продукция УАЗа в 2012 г. в России составляет 3% среди продаж SUV-внедорожников, 15% - среди PCP- пикапов, 13% - среди LCV- легковых коммерческих автомобилей, 35% - среди MPV-микроавтобусов. При этом объемы продаж растут по сравнению с 2011 годом на все виды продукции, кроме LCV – а/м – объемы их продаж упали на 11%.
Конкуренцию продукции ОАО «УАЗ» составляет продукция отечественных производителей[13]:
• ОАО “ГАЗ”, г. Нижний Новгород;
• ОАО “АВТОВАЗ”, г. Тольятти.
а также автомобили импортного производства.
Продукция УАЗа поставляется во все федеральные округа России, а также за рубеж: Чехия, Украина, Узбекистан, Италия, Монголия, Армения и другие.
Оценим финансовое состояние предприятия, используя методы и приемы, описанные в пункте 1.2. главы 1 настоящей курсовой работы.
Для начала проведем горизонтально-вертикальный анализ основных финансовых показателей предприятия, сконцентрированных в Форме №1 «Бухгалтерский баланс» и Форме №2 «Отчет о финансовых результатах» (см. Приложение 1)[14]
Полученные результаты можно увидеть в Приложении 2 в виде аналитических таблиц.
По проведенному горизонтально-вертикальному анализу можно сделать определенные выводы относительно финансового состояния предприятия.
Согласно анализу бухгалтерского баланса можно выявить следующие тенденции развития предприятия ОАО «УАЗ»:
В составе активов предприятия в 2011 году преобладают оборотные активы, они на 32% превышают внеоборотные активы, а в 2012 году их доли в составе активов почти равны. Надо сказать, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом количество оборотных активов снижается на 15%, а количество внеоборотных активов увеличивается на 54%. В составе пассивов предприятия собственный капитал предприятия остается без изменений и краткосрочные обязательства преобладают над долгосрочными как в 2012, так и в 2011 году. Долгосрочные обязательства в 2012 году увеличиваются на 83%, а краткосрочные снижаются на 5%.
В составе внеоборотных активов преобладают финансовые вложения, при этом они увеличиваются в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 169%, следующие идут основные средства, в долевом соотношении их удельный вес в 2012 году уменьшается по сравнению с 2011 годом на 23%, в целом объем основных средств в 2012 и 2011 году не изменялся. В составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, она увеличивается на 66%, запасы предприятия тоже увеличиваются на 12%. Анализируя пассивы предприятия, а именно раздел «Капитал и резервы», нужно сказать, что деятельность предприятия приносит собственникам прибыль и при этом она увеличивается в 2012 году на 28%. Краткосрочные обязательства преобладают над долгосрочными. Наибольший удельный вес в краткосрочных обязательствах занимает кредиторская задолженность и она увеличивается в 2012 году на 62%, но нужно сказать, что кредиторская задолженность не превышает дебиторскую задолженность ни в 2011 году, ни в 2012 году и темп увеличения дебиторской задолженности выше, чем темп прироста кредиторской задолженности на 2%. На предприятии преобладают заемные средства над собственными средствами.
Согласно проведенному горизонтально-вертикальному анализу финансовых результатов деятельности ОАО «УАЗ» можно сделать следующие выводы:
В 2011-12 гг. прибыль от продаж уменьшилась на 116 млн.р. или на 8, 26%, при этом прибыль до налогообложения увеличилась на 29, 34%, что говорит о значительном снижении внереализационных расходов в этот период и увеличении внереализационных доходов. При этом налог на прибыль вместе с другими обязательными платежами уменьшились более чем в 2 раза, что в конечном итоге позволило увеличить чистую прибыль на 111,13% или на 519 млн. руб.
Хотя себестоимость продаж в 2011-2012 году увеличилась, чистая прибыль показала увеличение практически в два раза. Это произошло за счет уменьшения расходов от прочих видов деятельности. Наиболее сильно изменились проценты к уплате ( снизились на 32,27 %), а также прочие расходы (снизились на 36,97%), а также уплаты постоянных налоговых обязательств в 2011 году, что уменьшило результирующий показатель чистой прибыли за этот год на 270 млн. руб.
Удельный вес доходов и расходов по обычным видам деятельности находятся примерно на одном уровне и составляют около 80-88% от общего объема доходов и расходов, увеличивая свой удельный вес в 2012 г. При этом этот вид доходов и расходов увеличился практически в равной степени - на 6 и 7% соответственно, в то время как прочие доходы и расходы уменьшились на 32 и 36%.
В целом же структура доходов и расходов на предприятии в 2011-2012 гг. значительно не изменилась. Как доходы так и расходы показали уменьшение, причем расходы уменьшились в большей степени (на 550 млн. руб. по отношению к 278 млн. р.)
Проведем анализ финансового состояния предприятия ОАО «УАЗ» по четырем группам показателей, выявленных в п 1.2. Главы 2 настоящей курсовой работы
Показатели ликвидности
Рассчитаем показатели абсолютной, быстрой и текущей ликвидности
Таблица 2.2.
Показатели ликвидности предприятия ОАО «УАЗ»
Коэф. абсолютной ликвидности(Кла) |
Коэф. быстрой ликвидности(Клб) |
Коэф. текущей ликвидности | |
2012 |
0,0279 |
1,1871 |
1,3621 |
2011 |
0,6996 |
1,3638 |
1,5135 |
Рекомендуемое значение |
>0,2 |
>1 |
>1 |
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить немедленно, т.е. за счет имеющихся денежных средств и при условии реализации краткосрочных финансовых вложений. В 2012 году этот показатель ниже нормы, это говорит о очень низком уровне денежных средств предприятия по сравнению с имеющимися краткосрочными обязательствами, если предприятие будет продолжать так работать, то в скором времени у него будет недостаточно денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств. Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена не только за счет денежных средств и при условии реализации краткосрочных финансовых вложений, но и при погашении дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. Как в 2011, так и в 2012 году этот показатель больше 1 и это говорит о неоправданном росте дебиторской задолженности, что навряд ли описывает деятельность организации с положительной стороны. Коэффициент текущей ликвидности показывает какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить за счет денежных средств и при условии реализации краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, но и при реализации запасов. Коэффициент как в 2011, так и в 2012 году приближен к рекомендуемому значению, это свидетельствует о том, что оборотных средств достаточно для погашения краткосрочных обязательств.
Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия "УАЗ"