Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:55, реферат

Описание работы

Система контроля за движением и своевременным по­гашением дебиторской задолженности организуется как самостоятельный блок общей системы финансового кон­троля на предприятии.
Методология
В первую очередь контролируют­ся наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности, затем средние и мелкие, не оказывающие серьезного влияния на общие результаты деятельности предприятия.

Содержание работы

Содержание
1. Теоретическая часть 3
15 Анализ дебиторской задолжности 3
43 Прямой метод анализа денежных средств организации 21
2. Практическая часть

Файлы: 1 файл

АФО.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Предприятия оптовой торговли, а также поставляющие свою продукцию постоянным клиентам ведут безналичные расчеты с покупателями и заказчиками.  

Основные способы расчетов представлены в таблице 1.

 Таблица 1Основные формы расчетов с покупателями и заказчиками

  Форма расчета

Когда имеет место

Основное содержание

1. Плановые платежи

При равномерных, постоянных, односторонних поставках товаров, работ, услуг.

Расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, а путем периодического перечисления денежных средств со счета покупателя на счет организации в конкретные, заранее установленные сроки в определенной сумме на основе графика отпуска товаров, работ, услуг.

2. Предоплата

Имеет место, года организация хочет получить дополнительную финансовую гарантию в платежеспособности покупателей и в выполнении ими своих обязательств по договору.

Покупатель перечисляет на счет организации предоплату в сумме полной оплаты за продукцию или же части от общей суммы, после чего производится отгрузка товара, работ, услуг покупателю.

3. Взаимозачет требований

Осуществляется между предприятиями и организациями при наличии постоянных хозяйственных операций по взаимному отпуску ТМЦ, работ, услуг.

Чтобы произвести двусторонний взаимозачет, достаточно заявления одной из сторон. Другая сторона отказаться от взаимозачета уже не может. Инициатор взаимозачета должен составить акт о проведении зачета взаимных требований, в котором обязательно указывается сумма задолженности, погашаемая взаимозачетом, и дата проведения взаимозачета.

4. Коммерческий кредит

Имеет место, когда покупатель на данный момент не располагает необходимой суммой.

Представляет собой отсрочку или рассрочку платежа за проданные товары, работы, услуги. Покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку платежа.

5. Уступка права требования

Если предприятие имеет дебиторскую задолженность, то оно может уступить право требования к должнику третьему лицу.

Уступка права требования осуществляется на основании договора цессии. При этом соглашение должника не требуется, он должен быть лишь письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу. Чаще всего сумма, получаемая при продаже задолженности третьему лицу, ниже суммы основного долга.

6. Соглашение об отступном

Имеет место, когда покупатель не располагает денежными средствами и, соответственно, не может погасить свою задолженность.

Покупатель передает организации за приобретенные у него товары, работы, услуги свое имущество.

 

Первичными документами к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» являются счета-фактуры, дорожно-транспортные накладные, акт приемки-передачи работ/услуг.  

Регистром бухгалтерского учета данного счета служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учеты, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях. 

Для расчетов с покупателями и заказчиками используется синтетический активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».  

По дебету данного счета отражается увеличение дебиторской задолженности покупателей, по кредиту – уменьшение дебиторской задолженности, т.е. оплата покупателями полученных товаров, работ или услуг либо списание дебиторской задолженности. 

При использовании организацией ККМ при продаже в розницу товаров, работ и услуг каждую операцию записывать отдельной проводкой в учете затруднительно и трудоемко, поэтому в конце рабочего дня бухгалтер на основании первичных документов делает следующую запись:

Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 90 «Продажи». 

Если факт поставки товара, работ или услуг не совпадает по времени с получением за них денежных средств, то у предприятия возникает дебиторская задолженность, а у покупателя, соответственно, кредиторская.

 Таким образом, на сумму оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги организация предъявляет покупателю или заказчику расчетные документы и производит следующую бухгалтерскую запись:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи». 

Если же предприятие продает неиспользуемые ОС, излишки сырья и прочие материальные и нематериальные активы, т.е. осуществляет не основной вид своей деятельности, то составляется следующая бухгалтерская запись:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы». 

При погашении покупателями своей задолженности бухгалтер отражает данную операцию в учете следующей записью (в зависимости от того, каким путем была произведена оплата):

Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками.

Расчеты с покупателями и заказчиками плановыми платежами и предоплатой рассматриваются в бухгалтерском учете как авансы полученные.

 Суммы полученных авансов при этом отражаются на субсчете счета 62 «Расчеты по авансам полученным».  

В момент передачи покупателем аванса организации в учете составляется следующая бухгалтерская запись:

Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета, 52 «Валютные счета»

К-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» 

При передаче покупателю или заказчику продукции, выполнении работ или оказании услуг, в счет которых был получен аванс, его сумма зачитывается, и в учете делается следующая внутренняя проводка:

Д-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». 

Если полученный аванс не равняется стоимости отгруженных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, то покупатель выплачивает оставшуюся сумму стоимости. 

В бухгалтерском учете данная операция отражается соответствующими записями. 

Если расчет с покупателем осуществляется в виде взаимозачета, то в день, который указан в акте как дата проведения взаимозачета, каждое предприятие составляет следующую бухгалтерскую запись:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». 

Если после поведения взаимозачетной операции у какого-либо предприятия осталась дебиторская задолженность, то покупатель данного предприятия должен оплатить свой долг. 

При отсрочке платежа следует:

1. отразить выручку в день перехода права собственности на товары к покупателю бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи»;

 2.  начислить проценты за отсрочку платежа:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи».

При уступке права требования составляются следующие проводки:

списание задолженности-

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 

поступление денежных средств от третьего лица –

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»; 

списание убытка от продажи задолженности –

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы». 

Если предприятие выполняет работы долгосрочного характера (строительные, геологические, проектные, научные и т.д.) и поставляет покупателю не всю работу в целом, а отдельными частями, то для расчетов с покупателями и заказчиками используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» и оформляется в учете следующей записью:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» – на сумму выполненных работ. 

В учете предприятия операции по договору об отступном отражаются аналогично операциям по взаимозачету. 

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным. 

Но случаются и такие ситуации, когда покупатель или заказчик не может погасить свою задолженность перед предприятием ни денежными средствами, ни собственным имуществом (например, банкротство организации, неплатежеспособность юридического лица и т.д.).  

Поэтому по истечении срока исковой давности дебиторская задолженность предприятия подлежит списанию.  

Срок исковой давности начинается исчисляться по окончании срока исполнения обязательства, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.  

В этот срок организация может требовать защиты через суд или арбитраж. 

Выявленная в результате инвентаризации дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывается (на основе приказа руководителя) любым из следующих методов:

          Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», т.е. списывается в счет уменьшения прибыли;

Д-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», т.е. списывается за счет ранее созданных резервов сомнительных долгов.

Но даже в этом случае дебиторская задолженность не считается аннулированной, и организация все еще может ее взыскать при изменении имущественного состояния должника. 

Она учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»  в течение 5 лет с момента списания. 

При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности составляется следующая бухгалтерская проводка:

Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы». 

Одновременно кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

 

Таким образом, в зависимости от того, каким видом деятельности занимается предприятие и какие отношения сложились между ним и его покупателями и заказчиками, руководство может выбрать любой способ расчетов со своими клиентами и организовать наиболее удобный для него вариант учета данных расчетов. 

Формы расчетов между поставщиками и покупателями в отношении банковских счетов определены «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. К ним относятся:

-        платежные поручения;

-        аккредитивы;

-        чеки;

-        инкассо.

Форма расчетов выбирается самостоятельно покупателем и согласовывается с организацией, поставляющей ему товар, работу, услугу, в хозяйственном договоре. 

Поставщик и покупатель могут прекращать обязательства друг перед другом зачетом взаимных требований. Для зачета достаточно заявления одной из стороны. 

Статья 410 ГК РФ позволяет организациям проводить взаимозачет, если взаимные обязательства:

-        встречные (кредитор по одному обязательству является должником по другому и это не оспаривается);

-        однородные (их можно сопоставить, например, выражены в денежной форме);

-        срок их исполнения наступил либо вообще не указан в договоре или определен моментом востребования. 

При уступке права требования организация списывает дебиторскую задолженность покупателя за счет средств нового кредитора. 

При этом, согласно ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», дебиторская задолженность, приобретенная на основании договора об уступке права требования, у нового кредитора относится к финансовым вложениям и принимается к бухгалтерскому учету по фактическим затратам на ее приобретение. 

Дебиторская задолженность, подлежащая списанию, выявляется по результатам инвентаризации обязательств.  

Выявленные результаты отражаются в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. К акту прилагается письменное обоснование.  

На основании этих документов руководитель издает приказ о списании долга.  

Списание дебиторской задолженности возможно в следующих случаях: 

1. Если она признана нереальной к взысканию. Это возможно в связи с ликвидацией юридического лица (организации-должника). В соответствии со ст. 419 ГК РФ в этом случае обязательства по расчетам прекращены, а документом, на основании которого устанавливается нереальность получения долга, будет запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учете в которой стоит организация-дебитор. 

2.  Если истек срок исковой давности, т.е. период, в течение которого можно предъявить иск должнику, не исполнившему обязательство. Срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ отсчитывается с момента окончания срока исполнения обязательства и составляет три года. Статья 197 ГК РФ разрешает устанавливать для отдельных видов требований специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Информация о работе Анализ финансовой отчетности