Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:55, реферат
Система контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности организуется как самостоятельный блок общей системы финансового контроля на предприятии.
Методология
В первую очередь контролируются наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности, затем средние и мелкие, не оказывающие серьезного влияния на общие результаты деятельности предприятия.
Содержание
1. Теоретическая часть 3
15 Анализ дебиторской задолжности 3
43 Прямой метод анализа денежных средств организации 21
2. Практическая часть
Срок исковой давности может быть прерван. Согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности после перерыва начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не зачитывается в новый срок.
Перерыв возможен в двух случаях:
1. Покупатель признал долг, т.е. частично погасил задолженность или уплатил проценты за просрочку платежа, подписал акт сверки взаимных расчетов, написал заявление о зачете взаимных требований и т.п.
2. Организация-кредитор обратилась с иском в суд. Однако если суд рассматривать его не стал, то срок исковой давности не прерывается.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков списывается на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации. В последнем случае такие расходы подлежат отражению в составе прочих расходов организации.
Таким образом, нормативные документы РФ регламентируют формы расчетов с покупателями и заказчиками, способ их учета, а также порядок списания дебиторской задолженности организации.
Подводя итоги теоретической части, отметим, что эффективная организация анализа и управление дебиторской задолженностью решает следующие задачи, стоящие перед предприятием:
- обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием задолженности, своевременным поступлением достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений;
- соблюдение допустимых размеров дебиторской задолженности и их оптимального соотношения;
- обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов и кредиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков;
- выявление неплатежеспособных и недобросовестных плательщиков;
- определение политики предприятия в сфере расчетов, в частности предоставление товарного кредита, скидок и иных льгот потребителям продукции, получения коммерческих кредитов при расчетах с поставщиками.
Анализ дебиторской задолженности рекомендуется осуществлять в разрезах:
1. Общая сумма всей дебиторской задолженности в динамике (на конец января, февраля, марта и т.д.). Характеризует динамику общей суммы денежных средств, вложенных в данный вид актива.
2. Общая сумма всей просроченной дебиторской задолженности в динамике. Характеризует объем потенциального риска.
3. Оборачиваемость всей дебиторской задолженности в динамике. Характеризует эффективность использования данного вида актива в бизнесе.
От общего к частному. Метод дедукции.
Первый этап. Проводится общий анализ дебиторской задолженности и формируется общее представление о положении дел на предприятии.
Второй этап. Проводится детальный анализ. Выясняются причины возникновения сложившейся ситуации.
Третий этап. Разрабатывается конкретный план мероприятий, который берется на контроль (ответственные, сроки, результат).
Детальный анализ и контроль дебиторской задолженности осуществляется по:
типам клиентов,
по регионам,
по ответственным менеджерам,
по каждому клиенту.
При анализе дебиторская задолженность разделяется на нормальную и просроченную, с разбивкой по периодам (например, периоды до 30 дней, от 30 до 60 дней, свыше 60 дней).
Показатели оборачиваемости:
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
Коэффициент показывает, сколько раз собирается дебиторская задолженность в течение отчетного периода.
Чем выше оборачиваемость, тем быстрее инкассируется дебиторская задолженность.
Если из всего объема реализации сложно выделить сумму реализации в кредит, то делается допущение, что все продажи осуществляются в кредит.
Коэффициент оборачиваемости = дебиторской задолженности | Реализация |
--------------------------- | |
Дебиторская Задолженность |
Период сбора дебиторской задолженности
Показатель обозначает количество дней, в течение которых компания предоставляет товарный кредит. Слишком короткий период означает, что не охвачены покупатели из более рискованной группы.
Средний период сбора = дебиторской задолженности | 365 |
--------------------------- | |
К оборачиваемости ДЗ |
Сумма статьи баланса должна быть средняя за период. Средняя (за год) рассчитывается как сумма всех слагаемых на конец каждого промежуточного периода (месяца), деленных на количество периодов (12). В простом случае можно сложить статью баланса на конец прошлого и конец текущего периодов и разделить на два.
Если нужно провести расчет оборачиваемости за месяц, нужно брать реализацию за соответствующий месяц и заменить 365 дней на количество дней в месяце.
В финансовом анализе иногда используется 360 дней в качестве года и 30 дней в любом месяце.
43 Прямой метод анализа денежных средств организации
Прямой метод предусматривает раскрытие информации об основных видах валовых денежных поступлений и выплат.
Информацию для составления отчёта о движении денежных средств может быть получена из учётных записей компании путём корректировки продаж, себестоимости реализации и других статей, признанных в составе прибыли или убытка:
изменений показателей запасов, дебиторской и кредиторской задолженности по операционной деятельности.
прочих неденежных статей.
прочих статей, движение которых связано инвестиционной или финансовой деятельностью.
Выделяют следующие достоинства этого метода:
отчёт, созданный по этому методу, показывает основные источники притока и направления оттока денежных средств.
даёт возможность делать оперативные выводы относительно наличия денежных средств для проведения платежей по различным текущим обязательствам.
непосредственная привязка к бюджету денежных поступлений и выплат.
отображает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчётный период.
Недостатком этого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств компании. Также проблемой является то, что большинство компаний осуществляет много различных операций, вызывающих движение денежных средств, поэтому достаточно трудно провести классификацию направлений движения денежных средств.
2. Практическая часть
Задача 14. На основании следующих данных проведите факторный анализ прибыли от продаж (проанализируйте влияние факторов: выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы), если индекс цен за отчетный период составил 1,46. Сделайте выводы.
Показатели | Прошлый период (т.р.) | Отчетный период (т.р.) | В % к выручке | |
Прошлый период | Отчетный период | |||
Выручка от продаж Себестоимость продаж Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль от продажи | 481 (274) (74) (83) 50 | 467 (301) (66) (98) 2 | 100 56,96 15,38 17,26 10,4 | 100 64,45 14,13 20,99 0,43 |
Прибыль от продаж в прошлом периоде = 481-(274+74+83) = 50
Прибыль от продаж в отчетном периоде = 467-(301+66+98) = 2
Себестоимость продаж в процентах к выручке за прошлый период = 274/481*100% = 56,96%
Себестоимость продаж в процентах к выручке за отчетный период = 301/467*100% = 64,45%
Коммерческие расходы в процентах к выручке за прошлый период = 74/481*100% = 15,38%
Коммерческие расходы в процентах к выручке за отчетный период = 66/467*100% = 14,13%
Управленческие расходы в процентах к выручке за прошлый период = 83/481*100% = 17,26%
Управленческие расходы в процентах к выручке за отчетный период = 98/467*100% = 20,99%
Прибыль от продаж в процентах к выручке за прошлый период = 50/481*100% = 10,4%
Прибыль от продаж в процентах к выручке за отчетный период =
2/467*100% = 0,43%
Факторный анализ прибыли от продаж:
1. расчет влияния фактора «выручка от продаж»: проведение такого анализа начинается с учета влияния инфляции. Пояснительная записка в бухгалтерский отчет обычно содержит информацию о том, на сколько выросли цены на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот %, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмысленен.
Всоп. отч. = В отч. /I ц
В соп. Отч. = 467/1,46 = 319,86
Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);
В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;
I ц - индекс цен (индекс инфляции);
из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом:
Δвц = Вотч.–Всоп.отч.
Δвц = 467-319,86 = 147,14 тыс. руб.
ΔВц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции)
Влияние на сумму прибыли от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:
ΔПв = (Вотч - Вбаланс) -ΔВц )/100 * P п базис
P п = Пп /Выруч.
P п = 50/481*100 = 10,4%
ΔПв = ((467-481)-147,14)/100*10,4 = -16,76 тыс. руб.
Рп – рентабельность от продаж.
2. Расчет влияния фактора «себестоимость реализации» (производственная стоимость). Это влияние рассчитывается по формуле:
ΔПпс=Вотч. * ( Ус0 - У сб )/100
ΔПпс=467*(64,45-56,96)/100 = 34,98 тыс. руб.
Ус0 и У сб – удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, %.