Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. Объектом исследования является предприятие ИП Январева Л.В.. ИП Январева Л.В. супермаркет «Детландия» - торговое предприятие, созданное с целью получения прибыли от розничной продажи товаров для детей и их мам.

Содержание работы

Введение. 2

1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия. 4

1.1. Значение финансового анализа в современных условиях. 4

1.2. Классификация методов и приёмов анализа. 5

1.3. Формирование финансовых результатов предприятия. Прибыль и ее характеритсика. 7

1.4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. 11

2. Анализ прибыли и рентабельности в ИП Январева Л.В.. 17

2.1. Организационная характеристика ИП Январева Л.В.. 17

2.2.Анализ формирования и распределения прибыли. 17

2.3. Анализ рентабельности. 20

3. Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли. 26

Заключение. 28

Литература. 30

Приложения. 31

Файлы: 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности январева.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективу развития, исходя из спроса на торгуемою продукцию и повышения личных доходов его работников.

Основу планов составляют договора с партнерами.

Организация сама определяет цены на свой товар и составляет калькуляции на свои услуги.

2.2 Анализ формирования и распределения прибыли.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финан­совой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в сис­теме показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показа­тели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся:

•прибыль ( убыток) от реализации продукции;

•прибыль (убыток) от прочей реализации;

•доходы и расходы от внереализационных операций;

•балансовая прибыль;

•налогооблагаемая прибыль;

•чистая прибыль и др.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффектив­ность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими пред­приятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важ­нейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это Прибыль или убыток до налогообложения, который представляет собой сумму результата от реа­лизации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо дохо­дов и расходов от внереализационных операций.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в ка­честве обязательных элементов исследование:

  1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
  3. Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
  4. Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 1 (См. приложение), используя данные отчётности предприятия из формы №2.

Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 8 102 430,49 руб. или на 59,33%. Таким образом, наблюдается положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

Её увеличению способствовало превышения абсолютного изменения доходов над абсолютным превышением расходов. Доходы в отчетном годы (выручка + прочие доходы) увеличились на 28 767 260,49, в то время как расходы (себестоимость + коммерчески расходы + прочие расходы) на 20 664 830 руб.

Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме были значительно перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост прибыли в отчет­ном году по сравнению с предыдущим.

2.2. Анализ рентабельности.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характери­зуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Оценка рентабельности предприятия торговли может производиться с помощью следующих показателей:

1.      Рентабельность продукции (Рпр) – исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибылью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Рентабельность продукции исчисляется по формуле:

 

Рпр=( Пп/Сп)*100%

 

где Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

Сп – полная себестоимость реализованной продукции.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Поэтому следующий показатель рентабельности называется рентабельностью продаж.

2.      Рентабельность продаж (оборота) – Рп:

 

Рп=Пп/В*100%

 

где В – выручка от продажи продукции, работ, услуг.

Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции. Рост показателя является свидетелем или роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Соответственно снижение рентабельности продаж свидетельствует о росте затрат на производство при постоянных ценах на продукцию либо о снижении цен на реализованную продукцию рассматриваемого предприятия торговли, т.е. о падении спроса на нее.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, на сколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью, с тем чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

3.      Показатели рентабельности капитала :

а) рентабельность собственного капитала (Рск):

 

Рск= (Пч/Кс)*100%,

 

где Пч- чистая прибыль;

Кс – средняя величина собственного капитала.

Этот показатель характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия торговли. Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций предприятия торговли на бирже, однако следует учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала;

б) рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри) :

 

Ри=Пч/Кик *100%,

 

где Кик- средняя величина инвестиционного капитала, которая равна сумме средней за период величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочных кредитов и займов.

Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов;

в) рентабельность всего капитала предприятия торговли (Рок):

 

Рок = Пп/Бср*100%.

 

где Бср – средний за период итог баланса – нетто.

Данный коэффициент показывает эффективность использования всего капитала предприятия торговли, т.е. рост значения коэффициента свидетельствует об увеличение эффективности использования имущества предприятия торговли и наоборот. Снижение значения рентабельности всего капитала предприятия торговли может также свидетельствовать о падении спроса на продукцию предприятия торговли или о перенакоплении активов.

4.      Рентабельность оборотных активов (Роб):

 

Роб = (Пп/АОср)*100%,

 

где АОср – средняя величина оборотных активов.

Средняя величина капитала и активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода

5.      Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рв):

 

Рв = Пп/АВср,

 

где АВср – средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.

Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Этот коэффициент взаимосвязан с коэффициентом рентабельности всего капитала предприятия торговли. Так, при снижении коэффициента рентабельности всего капитала рост рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может следствием образования излишних запасов, затоваренности готовой продукцией на складах связи с падением спроса на нее, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

Однако следует отметить, что из перечисленных показателей рентабельности в практической деятельности применяются не все, а только основные из них, приведенные в таблице 2.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» ИП Январева Л.В.можно проанализировать динамику рентабельности продаж, рентабельности отчетного периода, а также определить влияние факторов на изменение этих показателей

В таблице 2 представлены показатели, характеризующие рентабельность (прибыльность) ИП Январева Л.В.за 2009 г. и 2010 г.

Проанализируем, полученные данные

Рентабельность продаж показывает, что в 2009 г. на единицу реализованной продукции приходилось 8,71% прибыли, а в 2010 г. 11,70% прибыли, что больше предыдущего показателя на 2,99%.

Чистая рентабельность говорит об уровне прибыли после уплаты налогов и что на единицу выручки приходится в 2009 г. 6,02%, а в 2010 г. 8,13%, что выше предыдущего года на 2,10%.

Экономическая рентабельность показывает насколько эффективно в ИП Январева Л.В.используется имущество: в 2009 г. на 22,05%, а в 2010 г. на 51,61%, эффективность повысилась на 29,56%.

Рентабельность собственного капитала, что ИП Январева Л.В.в 2009 г. эффективно использовало свой капитал на 24,50%, а в 2010 г. этот показатель повысилась на 38,80% и составил 63,30%.

Валовая рентабельность показывает, что на единицу выручки в 2009 г. приходится 34,70% валовой прибыли, а в 2010 г. - 39,59%, что выше 2009 г. на 4,89%.

Затратоотдача показала, что в 2009 г. на 1 тыс. руб. затрат приходилось 9,54% прибыли от продажи, а в 2010 г. 13,26%.

Рентабельность перманентного капитала говорит об эффективности использования капитала, вложенного в деятельность ИП Январева Л.В.на длительный срок. В 2009 г. она составила 24,50%, а в 2010 г. 63,30%, что больше предыдущего периода на 38,80%.

Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности. В 2009 г. этот рост составил 24,50%, а в 2010 г. - 63,30%.

Общий вывод такой: рентабельность в 2010 г. выросла по сравнению с 2009 г. в среднем на 20%.

 

 

 

 

 

 

3. Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли.

Исходя из результатов, полученных в результате финансового анализа ИП Январева Л.В., можно сказать, что сохраняется хорошая структура баланса, наблюдается стабильное финансовое состояние, организация обладает высокой платежеспособностью. Показатели прибыли и рентабельности в отчётном году возросли, что положительно характеризует деятельность ИП Январева Л.В. в 2010 году (относительно 2009 года).

ИП Январева Л.В. проводит регулярные исследования в области маркетинга и менеджмента своей организации. На основе анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, факторного анализа прибыли от реализации продукции, необходимо разработать мероприятия по увеличению прибыли организации.

Увеличение прибыли на предприятии ИП Январева Л.В. возможно двумя способами:

1.                  увеличить выручку от реализации предприятия торговли;

2.                  уменьшить расходы предприятия торговли.

Увеличить выручку от продажи продукции можно путем:

- увеличения ассортимента предлагаемой продукции;

- проведения различного рода акций (распродажа, сезонные скидки, скидки с крупной покупки и другое);

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия