Анализ и расчет порога рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение темы анализа и расчета порога рентабельности. Впервой главе будут освещены теоретические аспекты вышеуказанной темы, во второй главе на примере организации ООО Торговый Дом «Коробейники», которая станет объектом исследования, будут проведены расчет порога рентабельности и его анализ для данной фирмы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что на основании расчета и анализа порога рентабельности руководство компании может сделать достаточно достоверные выводы о финансовой прочности организации, что поможет в комплексном финансовом анализе предприятия.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.
Понятие и сущность порога рентабельности.

Методика расчета порога рентабельности.
Глава 2.
2.1 Характеристика ООО Торговый Дом «Коробейники».
2.2 Организационная структура предприятия ООО Торговый Дом «Коробейники».
2.3 Показатели хозяйственной деятельности ООО Торговый Дом «Коробейники» за отчетный период 2009 - 2011 год.
2.4 Анализ порога рентабельности для ООО Торговый Дом «Коробейники».
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Kursovaja Romanow.docx

— 89.99 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Московский государственный  индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)

 

 

 

 

 

 

Кафедра: 72 "Экономика"


 

Курсовая работа

 

 

 

по дисциплине: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

на тему «Анализ и расчет порога рентабельности»

 

 

Группа 

 

 

Ир07Э21

Студент

 

Романов А. Ю.

Руководитель работы

 

Санникова О. Ю.

 

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой,  
к.э.н.

 

И.И. Марущак

Оценка

________________

 
     
         

 

                                                      

 

План.

Введение.

Глава 1.

    1. Понятие и сущность порога рентабельности.

 

    1. Методика расчета порога рентабельности.

Глава 2.

2.1 Характеристика  ООО  Торговый Дом «Коробейники».

2.2 Организационная структура  предприятия  ООО Торговый Дом «Коробейники».

2.3 Показатели хозяйственной  деятельности ООО Торговый Дом «Коробейники» за отчетный период 2009 -  2011 год.

2.4 Анализ порога рентабельности  для ООО Торговый Дом «Коробейники».

Заключение.

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целью данной работы является рассмотрение темы анализа и расчета  порога рентабельности.  Впервой  главе будут освещены теоретические  аспекты вышеуказанной темы, во второй главе на примере организации  ООО  Торговый Дом «Коробейники», которая станет объектом исследования, будут проведены расчет порога рентабельности и его анализ для данной фирмы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на основании  расчета и анализа порога рентабельности  руководство компании может сделать  достаточно достоверные выводы о  финансовой прочности организации, что поможет в комплексном  финансовом анализе предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1 Понятие и сущность  порога рентабельности.

Любая организация в осуществлении  своей деятельности стремиться к получению максимальной прибыли при минимальных издержках. Для того, чтобы фирма была прибыльной, ее деятельность должна быть рентабельной, т.е. выручка от ее деятельности полностью покрывала ее издержки. В современной конкурентной среде без тщательного анализа своей деятельности и ее планирования на основаниях этого анализа у предприятия нет возможности для существования и осуществления своей деятельности. Чтобы укрепить свои позиции на рынке, предприятие перед каждым отчетным периодом должно тщательно планировать свои показатели.

Расчет показателей порога рентабельности и позволяет руководству  организации понять, какой объем  продукции ему необходимо выпустить  и продать, чтобы выйти в "ноль", т.е. полностью окупить свои затраты. Далее, на основе этих расчетных данных, руководство фирмы может планировать  выпуск продукции и цены реализации для того, чтобы получить ту прибыль, на которую организация рассчитывает. Далее в работе будет более  подробно описано значение порога рентабельности и запаса финансовой прочности, а  также методы их расчетов.

Порог рентабельности –  это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет  убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает  на покрытие постоянных затрат, а прибыль  равна нулю. [4]

Некоторые экономисты склонны  называть порог рентабельности точкой безубыточности.[5]

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой  объем производства турфирмы, которые  обеспечивают покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. [8]

 

 

 

 

 

          1.2 Методика расчета порога рентабельности.

Для расчета порога рентабельности применяются:

- математический метод  (метод уравнения);

- метод маржинального  дохода (валовой прибыли);

- графический метод.

Для определения порога рентабельности независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные. [7]

Постоянные издержки –  это затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей, или изменения  объема производства (арендная плата, услуги связи, зарплата администрации  и др.). [2]

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. [10]

Важность этого разделения (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:

    • можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).
    • можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
    • такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности).

Математический метод (метод  уравнения). Для вычисления порога рентабельности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

 

П = ВР – Зпост. – Зпер,

 

где П – прибыль;

ВР – выручка от реализации;

Зпост – постоянные затраты;

Зпер – переменные затраты

Или же данная формула может  иметь следующий вид:

 

П = Ц.ед*Х – Зпер.ед*Х  – Зпост,

 

где Ц.ед – цена за единицу  продукции;

Зпер.ед – переменные затраты  на единицу продукции;

Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.

Затем в левой части  уравнения за скобку выносится объем  реализации (X), а правая часть — прибыль — приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета — в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

 

Х*(Ц.ед – Зпер.ед) – Зпост = 0,

 

При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. маржинальный доход — это разница  между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными  издержками. Далее выводится конечная формула для расчета точки  равновесия:

 

X = Зпост/МДед,

 

где МДед – маржинальный доход на единицу продукции.[3]

Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.

В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать  свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда  получен маржинальный доход, достаточный  для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Альтернативная формула  расчета имеет вид:

 

П = МД – Зпост,

 

Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется  следующим образом:

 

МДед*ОР = Зпост,

где ОР – объем реализации.

ОР будет являться порогом  рентабельности. Формула для вычисления порога рентабельности в этом случае будет иметь вид:

 

ПР = Зпост/МДед,

 

Для принятия перспективных  решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:

 

(МД/ВР)*100%,

 

Таким образам, запланировав выручку от продаж продукции, можно  определить размер ожидаемого маржинального  дохода.[9]

Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом.

График состоит из четырех  прямых — прямой, описывающей поведение  постоянных затрат, переменных затрат, суммарных затрат и выручки.

 

Рис.1.    График безубыточности [6]

 

На оси абсцисс откладывается  объем реализации (товарооборот) в  натуральных единицах измерения, на оси ординат — затраты и  доходы в денежной оценке. Точка  пересечения прямых суммарных затрат и выручки от реализации будет  свидетельствовать о состоянии  равновесия.

Необходимо иметь в  виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

- переменные расходы и  выручка от продаж имеют линейную  зависимость от уровня производства;

- производительность труда  не меняется внутри масштабной  базы;

- удельные переменные  затраты и цены остаются неизменны  в течение всего планового  периода;

- структура продукции  не изменяется в течение планируемого  периода;

- поведение постоянных  и переменных расходов может  быть измерено точно;

- на конец анализируемого  периода у предприятия не остается  запасов готовой продукции (или  они несущественны), т.е. объем  продаж соответствует объему  производства.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к  ошибочным результатам.[1]

Фирма должна обязательно  пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы  прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства (наращивания выпуска продукции) просто необходимо будет резко увеличить  постоянные затраты, следствием чего неизбежно  станет сокращение получаемой в краткосрочном  периоде прибыли.

Принимая конкретное решение  об объеме производства продукции, предпринимателю  следует считаться с этими  выводами.

 

 

 

 

]2.1 Характеристика  ООО  Торговый Дом «Коробейники».

 

ООО Торговый Дом «Коробейники» было учреждено в 2005году. Данная организация специализируется на оказании таких услуг, как продажа населению непродовольственных товаров.

Общество является юридическим  лицом, коммерческой организацией, созданной  в форме унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, имеет самостоятельный  баланс, расчётный и иные счета  в учреждениях банка.

Предприятие основано на частной  форме собственности юридического лица и создано на неопределённый срок.

Юридический и фактический адреса предприятия  совпадают: РФ, г. Иркутск, ул. Волжская, строение 78.

Целью деятельности организации –  извлечение прибыли из оказания таких  услуг, как розничная торговля промышленными товарами для удовлетворения потребительских потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организационная структура  предприятия  ООО Торговый Дом «Коробейники».

Схема организационной структуры  предприятия представлена на рис. 2

Роли на предприятии распределены следующим образом:

  • Директор занимается непосредственно управлением организацией и решением всех организационных вопросов;
  • Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером ответственна за ведение бухгалтерского учета, подачу налоговых деклараций и т. п.;
  • Складское хозяйство под руководством заведующего складом осуществляют прием, выдачу, обеспечивают хранение, вверенных им ТМЦ;
  • Отдел товароведческой экспертизы обеспечивает контроль качества  продаваемых товаров;
  • Заведующие отделами заняты распределением товаров по отделам, контролем работы продавцов и кассиров на подотчетных им участках;
  • Продавцы и кассиры занимаются реализацией товара и работой на кассовых аппаратах;
  • Сотрудники административно – хозяйственного отдела поддерживают порядок в магазине и на прилежащей территории.

Информация о работе Анализ и расчет порога рентабельности