Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1.Изучение сущности материальных ресурсов, методику проведения анализа обеспеченности материальными ресурсами и эффективности их использования;
2.Исследование характеристики компании «Хоум-Мастер» и проведения анализа финансового состояния
3.Анализ материальных ресурсов на примере ООО «Хоум-Мастер».
4.Разработка резервов роста эффективности использования материальных ресурсов.
Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа материалоемкости 5
1.1. Значение, задачи и источники анализа материальных ресурсов. 5
1.2 Обеспеченность организации материальными ресурсами 6
1.3 Оценка материалоемкости как показателя эффективности использования материальных ресурсов 9
2 Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер» 17
2.1 Общая характеристика ООО «Хоум-Мастер» 17
2.2 Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер» 20
3 Анализ обеспеченности и эффективности использования материальных ресурсов 27
3.1 Анализ обеспеченности ООО «Хоум-Мастер» материальными ресурсами27
3.2. Анализ материалоемкости и материалоотдачи34
4 Резервы увеличения эффективности использования материальных ресурсов37
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей (табл. 1).
Таблица 1 - Показатели эффективности материальных ресурсов
Показатели |
Формула расчета |
Экономическая интерпретация показателя |
1. Обобщающие показатели | ||
Материалоемкость продукции (ME) |
Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции | |
Материалоотдача продукции (МО) |
Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов | |
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ) |
Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции) | |
Коэффициент использования материалов (KM) |
Показывает уровень эффективнос | |
2. Частные показатели | ||
Сырьеемкость продукции (СМЕ) Металлоемкость продукции (ММЕ) Топливоемкость продукции (ТМЕ) Энергоемкость продукции (ЭМЕ) |
СМЕ= Стоимость потребленных сырья и материалов: Стоимость продукции (4) ММЕ = Стоимость потребленного металла : Стоимость продукции(5) ТМЕ = Стоимость потребленного топлива : Стоимость продукции (6) ЭМЕ = Стоимость потребленной энергии : Стоимость продукции (7) |
Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией |
Удельная материалоемкость изделия (УМЕ) |
Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие |
Применение обобщающих
показателей в анализе
Частные показатели используются
для характеристики эффективности
потребления отдельных
Удельная материалоемкость отдельных изделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном и натуральном выражении.
Частная материалоёмкость продукции (ЧМЕi), в свою очередь, зависит от удельной материалоёмкости продукции (УМЕi) (стоимости израсходованных материалов на единицу продукции) и уровня отпускных цен на продукцию (ЦПi), для расчёта влияния которых используется способ цепных подстановок или интегральный метод:
ЧМЕi = УМЕi / ЦПi.
С помощью частных показателей материалоёмкости анализируется изменение общей материалоёмкости товарной продукции под влиянием структурного сдвига в потреблении материальных ресурсов (сырья, топлива и др.).
Для расчета влияния этих факторов можно использовать прием абсолютных разниц.
Расход материальных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организации материально - технического снабжения и производства, изменения норм расхода, отходов и потерь и т. д.
Стоимость сырья и материалов зависит также от их качества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен на них в связи с инфляцией, транспортно - заготовительных расходов и др
Основное внимание уделяется изучению причин изменения удельного расхода сырья на единицу и поиску резервов его сокращения.
В процессе последующего анализа необходимо установить, как изменился выпуск продукции за счет этих факторов.
Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции можно определить с разной степенью детализации. Факторами первого уровня являются изменение суммы использованных материальных ресурсов и эффективности их использования:
ВП=МЗ*МО
Или
ВП=МЗ/МЕ
где МЗ - затраты материальных ресурсов на производство продукции;
МО - материалоотдача.
Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой модели можно применять приемы цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный метод, интегральный метод, а по второй модели - только прием цепной подстановки или интегральный метод.
Если известно, за счет чего изменилась материалоотдача (материалоемкость), то не трудно подсчитать, как изменился выпуск продукции. Для этого необходимо приращение материалоотдачи за счет i-го фактора умножить на фактическую сумму материальных затрат. Изменение объема производства продукции за счет материалоемкости определяется с помощью приема цепных подстановок.
Более детальный анализ можно сделать по каждому виду материальных ресурсов.
В процессе анализа фактический
уровень показателей
В экономической литературе
рекомендуется несколько
Наиболее объективную оценку использования
материальных ресурсов даёт показатель
материалоёмкости. Материалоёмкость определяет
сумму материальных затрат: рост материалоёмкости
увеличивает сумму материальных затрат,
снижение материалоёмкости – уменьшает.
Материальных затрат при калькулировании
себестоимости продукции учитываются
как прямым путём (в статье «Сырьё и материалы»),
так и в комплексных статьях расходов
(расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования, цеховые и общезаводские).
В связи с этим их называют прямыми и общими.
Повышение эффективности использования материальных ресурсов обусловливает сокращение материальных затрат на производство продукции, снижение её себестоимости и рост прибыли.
Анализ материалоёмкости проводится по аддитивной, кратной или мультипликативной факторной системе.
Материалоемкость, так же как и материалоотдача, зависит от объема товарной (валовой) продукции и суммы материальных затрат на ее производство. В свою очередь объем товарной (валовой) продукции в стоимостном выражении (ТП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (УД) и уровня отпускных цен (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материала на единицу продукции (УР) и стоимости материалов (ЦМ). В итоге общая материалоемкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию. (рис. 1).
Факторная модель будет иметь вид:
Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоемкость можно определить способом цепной подстановки.
Для расчета нужно иметь следующие исходные данные:
1. затраты материалов на
2. стоимость товарной продукции.
Рис. 1. Схема факторной системы материалоемкости
Факторами второго порядка, влияющими на материалоёмкость продукции, являются:
- структура продукции (
- уровень материальных затрат
на отдельные изделия, или
- цены на материалы и отпускные цены на продукцию.
Затем переходят к изучению материалоемкости отдельных видов продукции и причин изменения ее уровня. Она зависит от норм расхода материалов, их стоимости и отпускных цен на продукцию.
На завершающей стадии
анализа эффективности
Выявленные потенциальные возможности экономии материальных ресурсов должны быть учтены при разработке планов оргтехмероприятий и внедрения новой техники, а также при планировании соответствующих показателей на предстоящий год.
В заключение анализа
необходимо обобщить все выявленные
резервы увеличения производства продукции
по всем основным факторам производства
(лучшего использования
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ХОУМ-МАСТЕР»
2.1 Общая характеристика ООО «Хоум-Мастер»
Общество с ограниченной ответственностью «Хоум-Мастер» было учреждено как вновь созданное предприятие и функционирует с 13 декабря 2002 года.
ООО «Хоум-Мастер» создано в соответствии с Федеральным Законом от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Уставом и разработанными на их основе нормативными актами. При создании ООО «Хоум-Мастер» в соответствии с законодательством был сформирован уставный капитал в размере 10 000 рублей.
Исследуемое предприятие «Хоум-Мастер» является юридическим лицом, обладает движимым и недвижимым имуществом. Общество с ограниченной ответственностью «Хоум-Мастер» имеет расчетный счет в Тембр-банке, круглую печать со своим названием, самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность и полностью несет ответственность за ее результаты.
Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Местонахождение ООО «Хоум-Мастер»: город Благовещенск, улица Ленина 134.
Основной вид деятельности ООО «Хоум-Мастер» - производство и установка металлопластиковых окон и дверей.
Прочие виды деятельности, могут осуществляться согласно уставу ООО «Хоум-Мастер».
Среднесписочная численность персонала в 2009 году составляла 44 человека, в том числе рабочие повременщиков и сдельщиков – 38 человек.
Структура прибыли во многом зависит от сезонных колебаний. В теплые времена года спрос на окна и двери увеличивается, так как многие жители нашего города делают ремонт в своих помещениях (квартирах, офисах, предприятиях) в это время года растет прибыль предприятия. На данном этапе предприятие расширяется и в планах открытие несколько филиалов в других городах Амурской области.
Для того, чтобы понять какое место на рынке по предоставлению данной услуги занимает анализируемое предприятие для начала необходимо провести изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлений.
Такое изучение, направлено на то, чтобы выявить слабые, сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкуренткой борьбы. Анализ конкурентоспособности показан в таблице 2.
Таблица 2 – Оценка положения ООО «Хоум-Мастер» потенциальными клиентами в сравнении с основными конкурентами
Название предприятия и его место нахождение |
Цены на металлопластиковые окна из профиля «Монблан» | |||||
Окно вида А |
Балл |
Окно вида Б |
Балл |
Окно вида В |
Балл | |
Хоум-Мастер ул. Зейская,225 |
5000 |
4 |
7000 |
5 |
11000 |
4 |
Витраж ул. Ленина,154-А |
5700 |
1 |
7700 |
1 |
14000 |
1 |
Енот ул. Заводская,154 |
5400 |
2 |
7300 |
3 |
12500 |
3 |
Эверест ул. Первомайская,1 |
4900 |
5 |
7100 |
4 |
10500 |
5 |
АмурПласт ул. Островского,38 |
5200 |
3 |
7500 |
2 |
12500 |
3 |
ТотемПлюс ул. Островского,6 |
5200 |
3 |
7500 |
2 |
13000 |
2 |
Информация о работе Анализ использования материальных ресурсов