Анализ эффективности деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей. Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Файлы: 1 файл

Экономический анализ.DOC

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Кафедра экономико-финансовых дисциплин

 

 

 

 

Российский  государственный

торгово-экономический  университет

Тульский филиал

(Тульский филиал ГОУ ВПО РГТЭУ)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине Экономический анализ

 

Тема: «Анализ  эффективности деятельности торгового  предприятия»

 

 

 

 

                                    

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2009

содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей. Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенна роль предприятий торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90 % всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.

Рыночная экономика выдвигает конкретные требования к системе управления торговыми предприятиями, и прежде всего указывает на  необходимость более быстрого реагирования на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования деятельности в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. Поэтому одной из важнейших задач любого торгового предприятия является анализ эффективности его деятельности, позволяющий принимать экономически обоснованные управленческие решения.

 

1. Понятие прибыли торгового предприятия

 

Прибыль в торговле является денежным выражением  стоимости  прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг). Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения.

Прибыль торгового  предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности. Различают несколько прибылей: прибыль от продажи, балансовая и чистая прибыль.

Прибыль от продажи – это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

Балансовая  прибыль – сумма прибыли предприятия от продажи продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.

Чистая прибыль  представляет собой разницу между  балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

Дополнительная деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.

Размеры прибыли  и возможности ее роста находятся  в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

  • объем реализации;
  • структура товарооборота;
  • величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы);
  • уровень налогообложения прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль, можно разделить на  внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

  • политическая стабильность;
  • состояние экономики;
  • демографическая ситуация;
  • конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
  • темпы инфляции;
  • ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

  • объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
  • производительность труда работников;
  • скорость оборачиваемости товаров;
  • наличие собственных оборотных средств;
  • эффективность использования основных фондов.

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.

Чистая прибыль  может быть направлена на уплату местных  налогов и сборов, образование резервных фондов. Из нее осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.

Изначально  различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками.

Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской  деятельности, следует учитывать  не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные  издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.

Сумма явных  и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия и способности его к самофинансированию. Таким образом, бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину имплицитных издержек.

Показатели  прибыли отражают прибыль как  экономическую категорию и имеют  взаимосвязанные количественную и  качественную стороны. Соответственно разнообразию видов прибыли в  анализе используется большое количество показателей. Наиболее распространенная система показателей – это система, определяемая бухгалтерской отчетностью.

Таким образом, прибыль является финансовым результатом  деятельности торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения, прочих доходов и расходов.

С учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельности, особенностей формирования доходов  и затрат процесс образования  прибыли торгового предприятия  может быть представлен следующим образом        (рис. 1).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема формирования прибыли торгового предприятия

Основным источником получения торговым предприятием прибыли  является валовой доход. Валовой доход в суммовом выражении определяется как разница между продажной и покупной стоимостью товаров.

Валовой доход  от продажи товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:

РЦ = СС + ПП + ТНП + НДС + ТН + НП,

где РЦ – розничная цена товара, руб.;

СС – себестоимость  производства товара, руб.;

ПП – прибыль  производственного предприятия, руб.;

ТНП – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;

НДС – налог  на добавленную стоимость, руб.;

ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.;

НП – налог  с продаж, руб.

Валовой доход  торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена). Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по продаже товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.

В настоящее  время предприятиям торговли, независимо от подчиненности и форм собственности, предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры минимальной торговой  надбавки  для предприятий торговли не регламентированы.

Прибыль от продажи товаров определяется по формуле:

ППр = ВД – НДС – ИО,

где  ППр  – прибыль от продажи товаров, руб.;

ВД    –  валовой доход от продажи товаров, руб.;

НДС – налог  на добавленную стоимость, руб.;

ИО   –  издержки обращения, руб.

Налог на добавленную  стоимость по своей сути является налогом на потребителя, так как  он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель.

Прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности (валовая прибыль) исчисляется  по формуле:

ПФХД = ППр ± СДР,

где  ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, руб.;

ППр – прибыль от продаж, руб.;

СДР – сальдо прочих доходов и расходов, руб.

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:

чп = вп –  нп,

где  ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;

ВП – валовая прибыль, руб.;

НП – налог на прибыль, руб.

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, зависит  от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.

Основными взаимовлияющими  факторами являются:

  • объем продажи товаров;
  • розничные цены на проданные товары;
  • издержки обращения;
  • оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала);
  • фондовооруженность работников;
  • налогоемкость предприятий;
  • численность работников.

Для выявления степени  воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применять метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты. При использовании метода комплексного анализа исходят из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный рост другого.

Развитие торгового  предприятия возможно при следующих  необходимых условиях:

П > Т > И > Ф >Р,

где П – темп роста прибыли,

Т – темп роста товарооборота,

И – темп роста издержек обращения,

Ф – темп роста фондовооруженности работников,

Р – темп роста численности  работников.

Коэффициенты роста  того или иного показателя исчисляются  путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом  товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.

Информация о работе Анализ эффективности деятельности торгового предприятия