Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 17:07, контрольная работа
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей. Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты.
Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.
Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. На ее основе рассчитывается система показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.
Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.
Показатель рентабельности
отражает соотношение прибыли
Рис. 2. Основные показатели рентабельности торговых предприятий
Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от продажи товаров и чистой прибыли.
Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют "белых пятен"; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.
Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж умножается на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. рублей проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.
Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.
Рентабельность
Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.
Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.
Рентабельность, рассчитанная
по отношению к численности
Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли.
Прибыль есть конечный финансовый результат, характеризующий деловую активность и финансовое благополучие предприятия. Главное назначение прибыли торгового предприятия – способствовать эффективности его сбытовой деятельности.
В процессе анализа результатов работы предприятия применяются различные значения прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продажи товаров; прибыль от финансовой деятельности, чистая прибыль, налогооблагаемая прибыль, консолидированная прибыль. Тесно связанным с прибылью показателем деятельности предприятия является рентабельность – относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Факторы роста рентабельности зависят от единых экономических процессов и явлений:
- совершенствования системы управления предприятием в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
- повышения эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
- индексации оборотных средств и четкого определения источников их формирования.
Главным условием роста прибыльности и рентабельности торгового предприятия является снижение себестоимости проданной продукции.
ЗАДАЧА
Показатели |
План |
Факт |
1. Продукция А, т. р. |
610 |
720 |
Продукция В, т. Р. |
24000 |
23600 |
Продукция С, т. р. |
150000 |
167000 |
Итого |
174610 |
191320 |
2. Средняя численность работающих, чел |
6300 |
6100 |
3. В том числе рабочих, чел. |
3850 |
3800 |
4. Число отработанных всеми производственными рабочими: Человеко-дней |
998100 |
964130 |
Человеко-часов |
7075000 |
6823000 |
РЕШЕНИЕ:
1) А) % выполнения плана по объему товарной продукции А = 720х100%/610 = 118,03 %
Б) % выполнения плана по объему товарной продукции В = 23600х100%/24000 = 98,33 %
В) % выполнения плана по объему товарной продукции С = 167000х100%/150000 = 111,33 %
Г) % выполнения плана по объему товарной продукции = 191320х100%/174610 = 109,57 %
Оценка выполнения плана по ассортименту:
А) По способу наименьшего процента 98,33 % ( по продукции В)
Б) По удельному весу в общем перечне изделий (удельный вес 2/3) 66,66 % (продукция А и С)
В) По способу среднего процента:
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает коэффициент: Касс. = объем продукции, принятый в расчет/базовый объем продукции = (610 + 23600 + 150000 )/174610 = 0,9977 или 99,77 %
Судя по коэффициенту в ассортиментной политике произошли не существенные изменения.
2) Чтобы провести
необходимые анализы,
Таблица 2
Показатели |
План |
Факт |
Аб. отк. |
Выполнение плана, % |
1 |
2 |
3 |
4=3-2 |
5=3*100/2 |
1. Продукция А, т. р. |
610 |
720 |
110 |
118,03 |
Продукция В, т. Р. |
24000 |
23600 |
-400 |
98,33 |
Продукция С, т. р. |
150000 |
167000 |
17000 |
111,33 |
Итого |
174610 |
191320 |
16710 |
109,57 |
2. Средняя численность работающих, чел |
6300 |
6100 |
-200 |
96,83 |
3. В том числе рабочих, чел.( ЧР) |
3850 |
3800 |
-50 |
98,70 |
4. Удельный вес (Уд) (3*100/2) |
61,11 |
62,30 |
1,18 |
101,94 |
5. Отработано дней одним рабочим (Д) |
998100/3850 = 259,2 |
253,7 |
-5,5 |
97,87 |
6.Продолжительность рабочего дня (П) |
7075000/998100 = 7,09 |
7,08 |
-0,01 |
99,84 |
7. Часовая выработка рабочего (ЧВ) |
174610/7075000 = 0,02468 |
0,02804 |
0,00336 |
113,62 |
8. Производительность труда работающего (ПТп) |
174610/6300 = 27,716 |
31,364 |
3,648 |
113,16 |
9. Производительность труда рабочего (ПТр) |
174610/3850 = 45,353 |
50,347 |
4,994 |
111,01 |
2) На объем товарной продукции оказывают влияние экстенсивные (численность работников) и интенсивные (производительность труда) факторы использования трудовых ресурсов предприятия. Для расчетов используем таблицу 3.
Таблица 3
Показатели |
План (0) |
Факт (1) |
Аб. отк. |
Выполнение плана, % |
1. Средняя численность работающих, чел |
6300 |
6100 |
-200 |
96,83 |
2. Производительность труда работающего (ПТп) |
27,716 |
31,364 |
3,648 |
113,16 |
3.Объем товарной продукции, т. р. |
174610 |
191320 |
16710 |
109,57 |
ВП = ЧхПТ
ВП0 = Ч0хПТ0 = 174610 т. р.
ВПусл = Ч1хПТ0 = 6100 х 27,716 = 169068 т. р.
ВП1 = Ч1хПТ1= 191320 т. р.
ΔВПч = ВПусл - ВП0 = 169068 – 174610 = -5542 т. р.
ΔВПпт = ВП1 - ВПусл= 191320 – 169068 = 22252 т. р.
БАЛАНС: 22252 – 5542 = 191320 - 174610 = 16710 т. р.
За счет уменьшения численности работающих (экстенсивного фактора) выпуск продукции уменьшился на 5542 т. р., за счет повышения производительности труда (интенсивного фактора) выпуск продукции увеличился на 22252 т. р. Суммарное увеличение составило 16710 т. р.
3) Абсолютное и относительное отклонение по численности – таблица 4
Таблица 4
Показатели |
План |
Факт |
Аб. отк. |
Выполнение плана, % |
1. Средняя численность работающих, чел |
6300 |
6100 |
-200 |
96,83 |
2. В том числе рабочих, чел.( ЧР) |
3850 |
3800 |
-50 |
98,70 |
3. Удельный вес (Уд) |
61,11 |
62,30 |
1,18 |
101,94 |
4) Проанализируем
изменение среднегодовой
выработки работающего (произв
ГВ = УдхДхПхЧВ
Показатели |
План |
Факт |
Аб. отк. |
Выполнение плана, % |
1. Удельный вес (Уд) |
61,11 |
62,30 |
1,18 |
101,94 |
2. Отработано дней одним рабочим (Д) |
998100/3850 = 259,2 |
253,7 |
-5,5 |
97,87 |
3.Продолжительность рабочего дня (П) |
7075000/998100 = 7,09 |
7,08 |
-0,01 |
99,84 |
4. Часовая выработка рабочего (ЧВ) |
174610/7075000 = 0,02468 |
0,02804 |
0,00336 |
113,62 |
5. Производительность труда работающего (ПТп) |
174610/6300 = 27,716 |
31,364 |
3,648 |
113,16 |
Информация о работе Анализ эффективности деятельности торгового предприятия