Анализ эффективности деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей. Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Файлы: 1 файл

Экономический анализ.DOC

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Снижение издержек обращения  в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты.

Величина прибыли в  торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.

2. Система показателей рентабельности торгового предприятия

 

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. На ее основе рассчитывается система показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная  система показателей, ориентированная на определенную цель. Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.

Независимо от вида проводимого  анализа система показателей  не может быть раз и навсегда жестоко  заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия  и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.  Основные показатели рентабельности торговых предприятий

 

Возможные сочетания  прибыли с влияющими на нее  факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от продажи товаров и чистой прибыли.

Выбор необходимых показателей  рентабельности определяется тем, насколько  они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют "белых пятен"; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.

Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между  прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж умножается на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. рублей проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

Рентабельность активов  рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.

Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и  оборотных средств для расчета  уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли  от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых  на предприятии работников, характеризует  эффективность использования рабочей  силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к  среднесписочной численности работников).

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли.

 

 

 

 

заключение

 

Прибыль есть конечный финансовый результат, характеризующий  деловую активность и финансовое благополучие предприятия. Главное  назначение прибыли торгового предприятия – способствовать эффективности его сбытовой деятельности.

В процессе анализа результатов  работы предприятия применяются различные значения прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продажи товаров; прибыль от финансовой деятельности, чистая прибыль, налогооблагаемая прибыль, консолидированная прибыль. Тесно связанным с прибылью показателем деятельности предприятия является рентабельность – относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Факторы роста рентабельности зависят от единых экономических  процессов и явлений:

- совершенствования системы управления предприятием в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

- повышения эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

- индексации оборотных средств и четкого определения источников их формирования.

Главным условием роста  прибыльности и рентабельности торгового предприятия является снижение себестоимости проданной продукции.

ЗАДАЧА

  1. Рассчитать  %  выполнения  плана  по  объему  производства   и  по  ассортименту (тремя  способами)
  2. Определить  влияние экстенсивного и интенсивного  использования трудовых  ресурсов предприятия на  величину  объема  товарной продукции.
  3. Определить  величину  абсолютного  и  относительного  отклонения  по  численности  работающих  и  рабочих.
  4. Провести  факторный  анализ  уровня  производительности  труда  одного  работающего.
  5. Рассчитать  влияние  структуры  кадров  на  величину  объема  производства  и  производительности  труда  одного  работающего.
  6. Провести  факторный  анализ  производительности  труда  рабочего.

 

Показатели

План

Факт

1. Продукция  А, т.  р.

610

720

Продукция  В, т. Р.

24000

23600

Продукция  С, т. р.

150000

167000

Итого

174610

191320

2. Средняя  численность   работающих, чел

6300

6100

3. В  том  числе   рабочих, чел.

3850

3800

4. Число  отработанных  всеми  производственными  рабочими:

Человеко-дней

 

 

 

998100

 

 

 

964130

Человеко-часов

7075000

6823000


 

РЕШЕНИЕ:

1)    А) %  выполнения  плана  по  объему  товарной  продукции А =   720х100%/610 = 118,03 %

Б) %  выполнения  плана  по  объему  товарной  продукции  В = 23600х100%/24000 = 98,33 %

В) %  выполнения  плана  по  объему  товарной  продукции  С = 167000х100%/150000 = 111,33 %

Г) %  выполнения  плана  по  объему  товарной  продукции = 191320х100%/174610 = 109,57 %

Оценка  выполнения  плана  по  ассортименту:

А) По способу  наименьшего  процента 98,33 % ( по продукции В)

Б) По удельному весу  в  общем  перечне  изделий  (удельный  вес  2/3)  66,66 % (продукция  А  и  С)

В) По способу среднего процента:

Обобщающую  характеристику  изменений  ассортимента  продукции  дает  коэффициент:  Касс. = объем  продукции, принятый  в  расчет/базовый  объем  продукции = (610 + 23600 + 150000 )/174610 = 0,9977  или  99,77 %

Судя  по  коэффициенту  в  ассортиментной  политике  произошли  не  существенные изменения.

2)  Чтобы  провести  необходимые  анализы, дополним  таблицу, рассчитав  необходимые  показатели  и  отклонения  абсолютные  и  относительные. Расчет  занесем  в  таблицу 2.

 

Таблица 2

Показатели

План

Факт

Аб. отк.

Выполнение  плана,  %

1

2

3

4=3-2

5=3*100/2

1. Продукция  А, т.  р.

610

720

110

118,03

   Продукция   В, т. Р.

24000

23600

-400

98,33

   Продукция   С, т. р.

150000

167000

17000

111,33

Итого

174610

191320

16710

109,57

2. Средняя  численность  работающих, чел

 

 

6300

 

 

6100

-200

96,83

3. В  том  числе   рабочих, чел.( ЧР)

 

3850

 

3800

-50

98,70

4. Удельный  вес (Уд)

(3*100/2)

61,11

62,30

1,18

101,94

5. Отработано  дней  одним  рабочим (Д)

998100/3850 = 259,2

253,7

-5,5

97,87

6.Продолжительность   рабочего  дня (П)

7075000/998100 = 7,09

7,08

-0,01

99,84

7. Часовая  выработка   рабочего (ЧВ)

174610/7075000 = 0,02468

0,02804

0,00336

113,62

8. Производительность  труда работающего  (ПТп)

174610/6300 = 27,716

31,364

3,648

113,16

9. Производительность  труда рабочего  (ПТр)

174610/3850 = 45,353

50,347

4,994

111,01


 

2) На  объем  товарной  продукции оказывают влияние экстенсивные (численность  работников)   и интенсивные (производительность  труда)  факторы    использования  трудовых  ресурсов предприятия.  Для  расчетов   используем  таблицу 3.

 

Таблица 3

Показатели

План (0)

Факт (1)

Аб. отк.

Выполнение  плана,  %

1. Средняя  численность  работающих, чел

 

 

6300

 

 

6100

-200

96,83

2. Производительность  труда работающего  (ПТп)

27,716

31,364

3,648

113,16

3.Объем  товарной  продукции, т. р. 

 

174610

 

191320

16710

109,57


 

ВП = ЧхПТ

ВП0 = Ч0хПТ= 174610 т. р.

ВПусл = Ч1хПТ0 = 6100 х 27,716 = 169068 т. р.

ВП1 = Ч1хПТ1= 191320 т. р.

ΔВПч = ВПусл - ВП0 = 169068 – 174610 = -5542 т. р.

ΔВПпт = ВП1 - ВПусл= 191320 – 169068 =  22252 т. р.

БАЛАНС: 22252 – 5542 = 191320 - 174610 = 16710 т. р.

За  счет  уменьшения  численности  работающих (экстенсивного  фактора)  выпуск  продукции  уменьшился  на  5542 т. р., за  счет  повышения  производительности  труда (интенсивного  фактора)  выпуск  продукции  увеличился  на  22252 т. р. Суммарное  увеличение  составило  16710 т. р.

 

3) Абсолютное  и   относительное  отклонение  по  численности – таблица  4

Таблица 4

Показатели

План

Факт

Аб. отк.

Выполнение  плана,  %

1. Средняя  численность  работающих, чел

 

 

6300

 

 

6100

-200

96,83

2. В  том  числе   рабочих, чел.( ЧР)

 

3850

 

3800

-50

98,70

3. Удельный  вес (Уд)

61,11

62,30

1,18

101,94


 

4)   Проанализируем  изменение  среднегодовой   выработки  работающего (производительности  труда):

ГВ = УдхДхПхЧВ

Показатели

План

Факт

Аб. отк.

Выполнение  плана,  %

1. Удельный  вес (Уд)

61,11

62,30

1,18

101,94

2. Отработано  дней  одним  рабочим (Д)

998100/3850 = 259,2

253,7

-5,5

97,87

3.Продолжительность   рабочего  дня (П)

7075000/998100 = 7,09

7,08

-0,01

99,84

4. Часовая  выработка   рабочего (ЧВ)

174610/7075000 = 0,02468

0,02804

0,00336

113,62

5. Производительность  труда работающего  (ПТп)

174610/6300 = 27,716

31,364

3,648

113,16

Информация о работе Анализ эффективности деятельности торгового предприятия