Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 00:59, курсовая работа
Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке – его конкурентоспособность. Чтобы дать общее представление о роли конкурентоспособности товара необходимо дать определение конкурентоспособности. Понятие конкурентоспособности, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует.
Введение…………………………………………………………..…………………...……3
Глава 1. Политика управления конкурентоспособностью………….……………....5
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности ……………………….…….……..5
1.2 Система показателей конкурентоспособности ………….………………...……17
1.3 Методы оценки конкурентоспособности ……….………...………………...…..25
Глава 2. Практическая часть………………………………………………..……....…31
2.1 Решение практического задания…………………………………...…………….31
2.2 Годовая отчетность для выполнения курсовой работы………………….……..66
Заключение ……………………………..…………………………..……....….................81
Список использованных источников и литературы ..……….………..……….…...83
Ну, и, наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – насыщенность рынка, спрос и предложение.
Насыщенность рынка, спрос и предложение. Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка. Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй - к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.
Здесь мы коснулись соотношения спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке.
Конкретная потребность покупателя может быть более или менее настоятельной — это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности — важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем. Тот факт, что сегодня в США подавляющее большинство семей являются обладателями компакт-дисков и видеомагнитофонов — не столько результат естественно развивающейся настоятельности этих потребностей, сколько плод массированного воздействия глубоко продуманных рекламных мероприятий, связавших указанные товары с представлениями о стандартах прогресса, престижа и благополучия для американской семьи конца 90-х годов.
Так или иначе, спрос определяется в первую очередь теми тремя факторами, о которых сказано выше.
В зависимости от наличия тех или иных факторов, влияющих на конкурентоспособность товаров и услуг, все предприятия делятся на уровни конкурентоспособности, которые рассматриваются в следующем параграфе данной работы.
1.2 Система показателей конкурентоспособности
Основным критерием конкурентоспособности товаров служит степень удовлетворения ими реальных потребностей, что и обуславливает разную привлекательность товаров-конкурентов для потребителей. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.
Поэтому для оценки конкурентоспособности используется косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические. Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Индивидуальный потребитель, приобретающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, не может изменить указанные характеристики товара. Наибольшую значимость у большинства товаров имеет функциональное назначение, которое оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства. Для производственных потребителей большую значимость и применимость имеют не эргономические, а технологические свойства. Значимость других групп потребительских свойств (эстетических, экологических, надежности и социального назначения для разных товаров и сегментов потребителей). В то же время надежность товаров, в частности их долговечность, ремонтопригодность, имеет большую значимость для потребителей со средними или низкими материальными возможностями. Вместе с тем качество тесно связанно с другим критерием конкурентоспособности – ассортиментом. Более того, целый ряд показателей качества одновременно применяются для целей идентификации ассортиментной характеристики товаров. К числу таких показателей относятся органолептические показатели (внешний вид), а для пищевых продуктов – вкус и запах, иногда – консистенция или внутреннее строение. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования или товарной марки устанавливается по функциональному назначению. Отличительные признаки между товарами разных наименований также определяются с помощью показателей качества и влияют на их конкурентоспособность. Повышенная значимость показателей ассортиментной идентификации (функционального назначения, внешнего вида и других) обуславливает большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности. Ассортиментная принадлежность товара имеет важнейшее значение для принятия решения о его покупке, особенно если она не импульсивная, а заранее запланированная и служит средством удовлетворения неотложных потребностей. По степени значимости критерии конкурентоспособности – ассортимент и качество – могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент может оказаться наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение качеству.4
Следует учесть, что в
условиях конкурентной среды повышение
конкурентных преимуществ предприятия
требует постоянного расширения
Таким образом, цена потребления может служить не только критерием конкурентоспособности, но и одним из средств создания потребительских предпочтений для производственных потребителей, а также индивидуальных потребителей товаров и услуг, требующих затрат на послепродажную деятельность.
К экономическим критериям относятся также скидки на товары, которые, в конечном счете, и определяют фактическую цену реализации. Система скидок устанавливается предприятиями в зависимости от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи (сезонные распродажи), стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев. Многие фирмы, реализующие товары, устанавливают возрастающую шкалу скидок, согласно которой процент скидок фиксируется относительно определенных размерных градаций реализуемых товаров в натуральном или денежном выражении. С увеличением стоимости покупки процент скидок может увеличиваться. Скидки, в конечном счете, влияют на реализационную или закупочную цену, а через них – и на цену потребления, поэтому при оценке конкурентоспособности этот критерий не учитывается как самостоятельный.
Выделяют еще организационные
критерии (условия сбыта, качество обслуживания
и послепродажную деятельность). Указанные
меры организационной поддержки
относятся к маркетинговым
Комплексность конкурентоспособности
товаров заключается в том, что
при ее оценке должна учитываться
совокупность критериев, определяющих
особенности товаров-
По наличию методов количественного изменения выбранный перечень показателей можно условно подразделить на две группы: измеряемые и не измеряемые. Измеряемый показатель – количественная характеристика свойств объекта, выражаемая либо в узаконенных, либо в принятых или условных единицах измерения. Неизмеряемый показатель – качественная характеристика объекта путем его описания. К измеряемым относятся все физико-химические показатели качества, а к неизмеряемым – психофизиологические, эстетические, социального назначения.
Определение коэффициентов весомости должно осуществляться для всех показателей, применяемых при оценке конкурентоспособности. К числу недостатков второй и третий методик разных авторов, рассмотренных нами ранее, относится то, что коэффициенты весомости (или удельный вес параметра) учитывались только для единичных показателей качества.
Коэффициент весомости – показатель, характеризующий степень значимости отдельного показателя в общей сумме. Коэффициенты весомости должны учитываться для всех показателей качества, ассортиментной характеристики и цены. Так, для обеспеченных потребителей товаров особого спроса (ювелирных, меховых, одежно-обувных товаров, автомашин) наибольшую значимость имеют качество и престижность товарной марки, наименьшую – цена. Для малоимущих потребителей, значимость цены выше, чем престижность товарной марки и даже качества. Однако более достоверные коэффициенты весомости по каждому из указанных показателей, а также по единичным показателям качества должны определяться экспертным методом, в частности групповым опросом экспертов. При этом эксперты должны установить коэффициенты весомости первого и второго порядка. К коэффициентам весомости первого порядка (К) относятся показатели, отражающие степень значимости индексов конкурентоспособности по показателям качества, ассортиментной характеристики и цены. Коэффициенты весомости второго порядка (К) представлены показателями, характеризующими степень значимости единичных показателей качества. При необходимости такие же коэффициенты могут быть определены для отдельных элементов ассортиментной характеристики товаров, выраженных с помощью балльной оценки.
При оценке коэффициентов
весомости и действительных значений
показателей качества рассчитывается
индекс конкурентоспособности
Система показателей конкурентоспособности представлена в таблице 1.
Таблица 1
Система показателей конкурентоспособности
№п/п |
Название индекса |
Формула |
1. |
Расчет единичных индексов конкурентоспособности по показателям качества. |
|
2. |
Расчет группового индекса по показателем (n), улучшающим качество и усиливающим конкурентные преимущества товаров ( ), и группового индекса по показателям (m), снижающим качество и составляющим слабые стороны товара ( ). |
|
3. |
Обобщенный групповой индекс по показателям качества товаров-конкурентов (Q) определяется как сумма и . |
Q = |
4. |
При ранжировании ассортиментной принадлежности товаров и установлении рангов анализируемого ( ) и базового ( ) товара расчет производится по формуле: |
|
5. |
Расчет индекса |
|
6. |
Расчет интегрального индекса конкурентоспособности (IK) анализируемого товара по отношению к базовому. |
|
7. |
Рассчитанные интегральные индексы конкурентоспособности нескольких анализируемых товаров могут быть использованы для определения их конкурентных преимуществ (КП) по разности индексов конкурентоспособности. |
КП = |
8. |
Можно определить и коэффициент конкурентоспособного преимущества. |