Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 20:38, курсовая работа
В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения.
Введение 3
1. Характеристика предприятия и специфике его
производство - хозяйственной деятельности. 5
2. Анализ оборота предприятия розничной торговли. 10
2.1. Характеристика состава и структуры
оборота розничной торговли. 10
2.2 Оценка состояния и оборачиваемости товарных запасов. 17
2.3. Анализ влияния внутренних и внешних факторов
на динамику объемов продаж предприятия. 27
3. Выявления резервов роста оборота розничной торговли
предприятия. 32
Заключение. 34
Список используемых источников. 46
Источник: собственная разработка
Как видно из табл.10, среднегодовые запасы за анализируемый период существенно снизились и составили 37,2% по отношению к уровню предыдущего периода. За счет этого существенно сократился срок одного оборота товаров в днях (с 27,7 до 4,3). Кроме этого, на скорость товарооборота определенное влияние также оказало изменение структуры товарооборота и увеличения в нем доли скоропортящихся продуктов (рыбные, молочные и хлебобулочные изделия).
Снижение скорости обращения товаров в днях привело к увеличению скорости обращения товаров. Так, темп роста скорости обращения товаров в оборотах за период 9 мес. 2010 г. составил 645,5%. Однако такой бурный рост скорости оборота не является положительным, потому что ввиду стремительного роста объемов товарооборота организации в настоящее время не удается создать текущие товарные запасы в достаточном объеме.
Анализируя данные видно, что за рассматриваемый период отмечается значительное снижение величины товарных запасов по всем товарным группам за исключением яиц. Наибольшее снижение отмечается по группе "прочие продовольственные товары" - 18,8% к уровню прошлого года. В целом уровень товарных запасов за период 9 мес. 2010 г. составил 37,2%.
Также можно наблюдать существенное ускорение товарооборачиваемости по всем товарным группам. При этом наиболее существенное ускорение товарооборачиваемости наблюдается по группе "прочие товары" - 184,1 дня. Это обусловлено тем обстоятельством, что значительную часть товарного запаса на начало 2009 г. составляли товары первого завоза в магазин.
Фактическая товарооборачиваемость в целом снизилась на 23,4 дня, что в значительной степени повлекло за собой изменение товарооборачиваемости (изменение в динамике средних товарных запасов составило за 9 мес. 2010 г.12850 тыс. руб. РФ.
Важное значение на экономические результаты деятельности организаций розничной торговли оказывает рациональное использование трудовых ресурсов. Анализ показателей использования трудовых ресурсов магазина " Градиент -Парфюм, что за период 9 мес. 2010 г. произошло значительное увеличение среднесписочной численности работников. Темп роста по отношению к аналогичному периоду составил 195,5% с 67 до 131 чел. Также наблюдается рост среднесписочной численности торгово-оперативных работников (219,6%), который превышает темп роста среднесписочной численности по организации в целом. Следует отметить рост удельного веса торгово-оперативных работников в общей численности торговых работников с 68,7% в 2009 г. до 77,1% в 2010 г. Темп роста составил 112,3%.
Фактически среднесписочная численность за 9 мес. 2010 г. составила 98,5% по отношению к плановому значению в целом по предприятию, в том числе торгово-оперативных работников - 98,1%.
Выработка на одного торгового работника составила: за 9 мес. 2009 г. - 1229,3 тыс. руб. РФ, за 9 мес. 2010 г. - 1511,0 тыс. руб. РФ (в действующих ценах) и 1386,3 тыс. руб. РФ, (в сопоставимых ценах). Темпы роста составили соответственно 122,9% (в действующих ценах) и 112,8% (в сопоставимых ценах).
Выработка на одного торгово-оперативного работника составила: за 9 мес. 2009 г. - 1720,4 тыс. руб. РФ, за 9 мес. 2010 г. - 1959,8 тыс. руб. РФ (в действующих ценах) и 1798,0 тыс. руб. РФ, (в сопоставимых ценах). Темпы роста составили соответственно 109,5% (в действующих ценах) и 100,4% (в сопоставимых ценах). Соответственно прирост товарооборота в действующих ценах за счет повышения производительности труда торгово-оперативных работников составил: за 9 мес. 2009 г. - 95,6%, за 9 мес. 2010 г. - 106,9%, темп роста составил 111,8%.
Таким образом, деятельность магазина
" Градиент -Парфюм " характеризуется
быстрорастущими объемами товарооборота,
ускорением оборачиваемости оборотных
средств, ростом прибыли и увеличением
рентабельности.
2.3.
Анализ влияния внутренних и внешних факторов
на динамику объемов продаж предприятия
В предыдущем разделе был проведен экономический анализ товарооборота магазина " Градиент -Парфюм ", а также изучены конечные показатели его деятельности за 9 месяцев 2010 г. Теперь необходимо дать оценку факторам повлиявшим на изменение товарооборота рассматриваемого магазина.
Прежде всего на товарооборот оказывает влияние такие факторы, как товарооборачиваемость. размер средних товарных запасов. Как видно из анализ Рост розничного товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости по всем товарным группам и товарам. В целом по магазину ускорение оборота товаров составило 23,4 дня.
Как видно изменение сроков товарооборачиваемости произошло за счет изменения средних товарных запасов в целом по организации - на 17, 4 дня.
В целом ускорение оборачиваемости оборотных средств способствовало высвобождению оборотных средств, вложенных в товарные запасы.
Таблица 11
Расчет влияния изменения численности торгово-оперативных работников и их выработки на развитие розничного товарооборота по магазину " Градиент -Парфюм ", тыс. руб. РФ
Факторы |
Влияние на выполнение плана товарооборота |
Влияние на динамику товарооборота | ||
расчет |
сумма |
расчет |
сумма | |
Изменение численности торгово-оперативных работников |
(-2 х 1720,4) / 1000 |
-3,4 |
(55 х 1790,5) / 1000 |
98,5 |
Продолжение таблицы11
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
Изменение производительности труда торгово-оперативных работников |
(239 x 101) / 1000 |
24,1 |
(169 х 101) / 1000 |
17,1 |
В том числе изменение производительности труда торгово-оперативных работников за счет повышения розничных цен на товары |
х |
х |
(1959,8 - 1798) / 1000 |
1,2 |
Всего |
х |
20,7 |
х |
115,5 |
Источник: собственная разработка.
Как видно из табл.11, на развитие розничного товарооборота оказали следующие факторы:
изменение численности торгово-оперативных работников;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников за счет повышения розничных цен на товары.
Рассмотрим влияние вышеуказанных факторов на выполнение плана розничного товарооборота и на динамику товарооборота.
В целом влияние вышеуказанных факторов обеспечило прирост товарооборота по отношению к плану, при этом:
изменение численности торгово-оперативных работников (привела к снижению товарооборота на 3,4 тыс. руб. РФ.;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников привело к увеличению товарооборота на 24,1 тыс. руб. РФ.;
В совокупности влияние изменения производительности труда и изменения численности торгово-оперативных работников составило 24,1-3,7=20,7 тыс. руб. РФ.
Следующие факторы обеспечили прирост товарооборота за 9 мес. 2010 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года, при этом:
изменение численности торгово-оперативных работников (фактическая величина среднесписочной численности оказалась ниже планового значения на 2 чел) способствовало увеличению товарооборота на 98,5 тыс. руб. РФ.;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников способствовало росту товарооборота на 17,1 тыс. руб. РФ.;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников за счет повышения розничных цен на товары способствовало росту товарооборота на 1,2 тыс. руб. РФ.
В совокупности влияние изменения производительности труда и изменения численности торгово-оперативных работников, повышения производительности с учетом роста розничных цен на товары составило:
98,5 + 17,1 + 1,2 = 115,5 тыс. руб. РФ.
Рассмотрим влияние основных фондов магазина " Градиент -Парфюм " на динамику товарооборота. Для этого произведем расчет фондоотдачи за 9 мес. 2009 г. (ФОб ) и 9 мес. 2010 г. (ФОо ) по формуле :
ФО б = 82363/1348 = 61,10 тыс. руб. РФ.
ФО о =197944/1352 = 146,41 тыс. руб. РФ.
Как видно из расчета, фондоотдача в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. на 85,31 тыс. руб. РФ и составила 146,41 тыс. руб. РФ.
Далее рассчитаем влияние фондоотдачи основных фондов и среднегодовая стоимость основных фондов на розничный товарооборот используя формулы
dТФО = (146,41-61,10) *1348 = 114997,88 тыс. руб. РФ,
dТОФ = (1352-1348) *146,41 = 585,64 тыс. руб. РФ.
Оценивая влияние внешних факторов на динамику товарооборота можно сказать, что на уровень товарооборота значительное влияние оказал рост цен. За счет ценового фактора товарооборот магазина " Градиент -Парфюм " увеличился за 9 мес. 2010 г. на 19,8% по отношению к аналогичному периоду 2009 г.:
(197 944 - 181 600) / 82363 * 100 = 19,8%.
Проведем комплексный анализ влияния факторов внешней среды на динамику товарооборота магазина " Градиент -Парфюм " за рассматриваемый период. В качестве основных факторов выберем среднемесячную зарплату работающих города, численность населения города и индекс цен. Исходные данный сведем в табл.11 и обозначим каждый фактор соответствующим индексом.
Таблица 12
Исходные данные для расчета
влияния внешних факторов на
развитие розничного
Показатель |
9 мес. 2009 г. |
9 мес. 2010 г. |
Темп роста |
Увеличение,% |
Индекс |
Среднемесячная зарплата работающих города |
15,4 |
17,4 |
112,99 |
13,0 |
а1 |
Численность населения города |
320,9 |
322,4 |
100,47 |
0,0047 |
а2 |
Индекс цен |
100,0 |
109,0 |
109,00 |
0,09 |
а4 |
Используя данные таблицы 12 составим систему линейных уравнений, отражающих динамику товарооборота, для того, чтобы найти удельный вес каждого из вышеперечисленных факторов на развитие розничного товарооборота по магазину " Градиент -Парфюм ".
Так как за предыдущий (базовый) период отсутствует динамика указанных факторов, то товарооборот составит (тыс. руб. РФ):
а1 + а2 + а3 = 82363 .
Тогда за 9 мес. 2010 г. величину товарооборота в сопоставимых ценах под влиянием динамики факторов табл.11 можно выразить следующей зависимостью:
1,13а1 + 1,005а2 = 181600 .
Соответственно величина товарооборота в фактических ценах под влиянием динамики факторов табл.11 можно составит:
1,13а1 + 1,005а2 + 1,09а3 = 197944 .
Решим данную систему уравнений. Тогда получим:
а1 + а2 + а3 = 82363;
а1 = 181600/1,005а2/1,13;
1,13а1 + 1,005а2 + 1,09а3 = 197944.
Далее из формул найдем а3:
1,09а3 = 197944 - 181600 = 14994,495.
Соответственно а2 будет равно:
181600/1,136а2 + а2 = 82363 - 14994,495;
а2 = 2,696.
Тогда:
а1 = 82363 - 14994,495 - 2,696 = 67365,809.
Далее исходя из того, что в сумме степень влияния всех трех факторов должна быть равна 100% найдем удельный вес каждого из вышеуказанных факторов:
Соответственно удельный вес влияния роста среднемесячной зарплаты на динамику товарооборота магазина " Градиент -Парфюм " за 9 мес. 2010 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года составит:
67365,809/82363 * 100 = 81,791%
от совокупности влияния внешних факторов;
удельный вес влияния изменения численности населения:
2,696/82363 * 100 = 0,003%;
индекс цен:
14994,495/82363 * 100 = 18, 205%.
В заключение вопроса следует отметить,
что на динамику товарооборота магазина
" Градиент -Парфюм " оказывает влияние
большое количество внешних и внутренних
факторов, которые необходимо анализировать
с целью оптимизации управления процессом
товарооборота и максимизации прибыли.
3.
Выявления резервов роста оборота розничной
торговли
предприятия.
В условиях рыночной экономики все коммерческие предприятия преследуют одну цель – получить как можно большую прибыль. Для реализации этой цели организации стараются как можно быстрее увеличить объем своей деятельности, т.е. увеличить оборот розничной торговли.
Рассмотрим основные резервы повышения оборота розничной торговли.
На предприятии постоянно ведется учет реализованного спроса по номенклатуре, ежеквартально составляются конъюнктурные обзоры, которые направляются на предприятия-изготовители. Работники в конце рабочего дня подсчитывают чеки за проданный товар. После этого товаровед разносит эту реализацию в компьютер — эта работа занимает много времени. Поэтому для ускорения такой работы можно предложить предприятию расширить возможность локальной сети. Необходимо на кассовые аппараты установить оптические сканирующие устройства, которые позволят заложить в память ЭВМ наименование товара, производителя, номер модели. В результате, значительно уменьшиться протяженность информационных потоков, снизится вероятность ошибок при обработке данных, в любой момент можно узнать, как идет реализаций того или иного вида продукции.
Информация о работе Анализ оборота предприятия розничной торговли