Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ показателей доходности ОАО Птицефабрика "Сибирская".
Основными задачами являются:
изучение теоретических аспектов, касающихся анализа показателей доходности организации
проведение анализа основных экономических показателей, показателей доходности (прибыли, рентабельности) исследуемой организации
подготовка предложений по увеличении показателей доходности и оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ 5
1.1. Сущность и виды показателей доходности организации 5
1.2. Методика анализа показателей доходности организации 11
1.3 Факторы роста показателей доходности организации 18
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ ОАО "ПТИЦЕФАБРИКА "СИБИРСКАЯ" 22
2.1. Основные экономические показатели деятельности ОАО "Птицефабрика "Сибирская" 22
2.2. Анализ показателей доходности ОАО "Птицефабрика "Сибирская" 28
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ ОАО ПТИЦЕФАБРИКА "СИБИРСКАЯ" 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 2
Исчисление рентабельности позволяет сопоставлять плановые и фактические результаты деятельности, отслеживать динамику их изменений за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях максимизации прибыли [14].
Финансовые результаты характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям ее деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития организации и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности.
Основными задачами анализа доходности являются:
- анализ и оценка уровня и динамики показателей доходности (прибыли)
- факторный анализ прибыли от реализации продукции
- анализ финансовых
результатов от прочей
- анализ и оценка использования чистой прибыли
- анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли
- анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства обращения.
При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибылей предприятия, используют данные формы№2 "Отчет о прибылях и убытках".
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает в качестве обязательных элементов:
Самыми распространенными в финансовом менеджменте являются показатели балансовой и чистой прибыли. Факторы, оказывающие влияние на балансовую прибыль можно сгруппировать таким образом:
В состав факторов, оказывающих влияние на чистую прибыль кроме выше перечисленных, добавляются изменения налогов и платежей из прибыли и изменение сальдо чрезвычайных результатов.
Влияние на балансовую (или чистую) прибыль таких факторов как изменение сальдо операционных, внереализационных и чрезвычайных результатов определяется как обычная разница величин отчетного и базисного периодов по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Аналогично может определяться и влияние на чистую прибыль фактора изменения суммы налогов и платежей из прибыли. Последний, однако, может рассматриваться как включающий два самостоятельных фактора: изменение прибыли до налогообложения и изменение доли налогов и платежей в ее составе. Расчет можно выполнить обычным методом подстановки или любым другим методом факторного анализа.
В финансовом анализе и управлении финансами используется большое количество разнообразных показателей рентабельности. При этом все они имеют единую методическую основу, и характеризуют относительную доходность деятельности предприятия.
Универсальная формула показателя рентабельности могла бы выглядеть так:
К показателя доходов можно отнести: ▪ прибыль от продаж ▪ балансовую прибыль ▪ чистую прибыль ▪ чистый денежный поток (брутто-результат эксплуатации инвестиций) и т. п.
К величинам, включаемым в знаменатель показателя рентабельности можно было бы отнести: ▪ активы (имущество) по балансу ▪ чистые активы (активы за вычетом обязательств) ▪ основные средства ▪ собственный капитал ▪ акционерный капитал ▪ выручка от продаж или товарооборот ▪ расходы, связанные с производством и реализацией продукции и т.п.
К наиболее важным и часто используемым относят показатели рентабельности:
Рентабельность активов рассчитывается по формуле 1.2:
(1.2)
При расчете рентабельности активов в качестве показателя прибыли берется конечный финансовый результат - чистая прибыль. Этот коэффициент показывает эффективность управления активами организации через отдачу каждого рубля, вложенного в активы и характеризует генерирование доходов данной компанией. Так же этот показатель является еще одной характеристикой ресурсоотдачи, но не через объем реализации, а посредством прибыли до налогообложения. [9].
Рентабельность чистых активов показывает рациональность управления структурой капитала, способность организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками. В увеличении показателя рентабельности чистых активов прежде всего заинтересованы собственники компании, так как чистая прибыль, приходящаяся на единицу вкладов собственников, показывает общую прибыльность бизнеса, выбранного в качестве объекта инвестирования, а также уровень выплаты дивидендов и влияет на рост котировок акций на бирже.
Следующий, рассматриваемый нами показатель, - рентабельность собственного капитала.
(1.3)
Рентабельность прибыли от продаж рассчитывается по формуле 1.4:
(1.4)
При анализе рентабельности продаж прибыли в числителе формулы можно рассмотреть несколько видов прибыли. Так, когда берется отношение прибыли от продаж к объему выручки, то мы получаем "чистоту аналитического эксперимента", которая заключается в том, что на данный показатель не должны влиять элементы, не относящиеся к продажам, например, прочие доходы и расходы. Данный показатель позволяет оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности. При рассмотрении отношения валовой прибыли к выручке мы оцениваем долю каждого рубля, полученного при реализации продукции, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов.[ Бернсайн]
Не меньшую значимость при анализе рентабельности играют показатели рентабельности расходов. Так, целесообразно проанализировать отношения расходов от обычной деятельности к выручке от продажи (формула 1.5)
(1.5)
Под расходами от обычной
деятельности понимается совокупная величина
себестоимости произведенных
Желательной тенденцией
в изменении показателей
Для диагностики работы
фирмы важно отслеживать
Для рентабельности активов факторная модель может иметь вид:
где Rо – рентабельность продаж;
Оак – оборачиваемость активов (Оборот/Имущество по балансу).
В литературе эта модель получила название модели Дюпона (компании «Дюпон»):
1-й фактор модели характеризует среднюю долю прибыли в цене каждой единицы продукции
2-й фактор характеризует количество единиц продукции, производимое при имеющихся производственных мощностях (при таком объеме имущества) и установленной цене продажи продукции.
Модель Дюпона показывает
возможности роста
Реализация их одновременно маловероятная, но желательна, т. к. именно в этом и заключается задача управления. При выборе стратегии обычно применяют вариационное моделирование, основанное на оценках производственных возможностей и предполагаемой реакции рынка на изменение цен и объемов производства.
Рентабельность собственного капитала имеет формулу:
где Rак – рентабельность активов
Ка – коэффициент автономии (отношение собственного капитала к совокупному).
Рентабельность собственного капитала является индикатором риска собственников и фактором роста (или снижения) курса акций акционерного общества. Поэтому обеспечение ее высокого уровня является одной из важнейших задач менеджмента.
На основе этих двух моделей можно сформировать модель, объединяющую 4 фактора:
где Н – коэффициент использования внеоборотных активов (внеоборотные активы на 1 рубль выручки)
М – коэффициент использования оборотных активов (ОА на 1 рубль выручки).
При неглубоком изучении формулы может сформироваться мнение, что всегда следует занимать как можно больше, так как коэффициент автономии будет снижаться. Однако займы могут привести к снижению прибыли и убыткам, поэтому расчеты рентабельности собственного капитала также должны быть вариантными с учетом всех возможностей привлечения внешних источников финансирования или отказа от них. Границы привлечения кредитных ресурсов будут определяться специальным расчетом.
Показатели рентабельности продаж, активов и собственного капитала используются при прогнозировании курса акций предприятия с учетом изменений рыночной конъюнктуры.
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.
Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рис. 1).
Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельность | |||||||
Внутренние |
Внешние | ||||||
Производственные |
Внепроизводственные |
||||||
Экстенсивные |
Интенсивные |
Рис. 1 Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельность
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. [24].
Информация о работе Анализ показателей доходности предприятия