Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат в системе «директ-костинг».
Задачами контрольной работы являются:
- характеристика сущности системы «Директ-костинг»;
- анализ метода высшей и низшей точки объема производства за период;
- рассмотрение графического метода анализа учета «Директ-костинг».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………с.3
1. Основные положения системы «директ-костинг»………………...с.6
2. Метод высшей и низшей точки объема производства за период………………………………………………………………………..с.17
3. Графический метод……………………………………………....…с.21
Заключение……………………………………………………………...с.26
Список используемой литературы…………………………………….с.29

Файлы: 1 файл

контр. раб.Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»)..doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Q - объем реализации продукции.

              На базе деления затрат предприятия на постоянные и переменные и проводится анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли.  При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещения, повременная оплата труда рабочих и др.) остается, как правило, без изменений. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Правильно обосновать производственную мощность предприятия и установить, при каких объемах выпуска производство будет рентабельным, а при каких – нет, можно с помощью графического и аналитического способов. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятии более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко.

Аналитические возможности системы «директ-костинг» раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом реализации продукции и прибылью. Объем реализации продукции (Мр) связан с себестоимостью (С) и прибылью от реализации (П) следующим соотношением:

                                                             Мр=С+П.

Если предприятие работает прибыльно, то значение П > 0, если убыточно, тогда П < 0. Если П=0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при П=0) называется критической точкой. Она примечательна тем, что позволяет получить оценки объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей, исходя из требований общего финансового состояния предприятия, если П = 0, то

                                 Мр =С или Мр = Cconst + Cvar • Q.

Гак как Мр=Ц* Q, значит, основное уравнение для получения необходимых оценок можно представить следующим образом:

                                         Ц • Q = Qconst + Cvar • Q,

где Ц - цена единицы продукции.

Расчет критического объема производства (Qкp) ведется исходя из уравнения затрат:             С = Cconst + cvar • Q.

Так как Мр= С, то:

                                         Ц • Q=Cconst * cvar*Q

                                           Q (Ц - Сvar)=Cconst ,

                                          ,

где d - маржинальный доход на единицу продукции.

Расчет критического объема реализации (Мр.кр) ведется исходя из формулы (2.25) путем умножения левой и правой частей уравнения на Цену(Ц):

                  ; ;

                                             .

Для расчета критического объема реализации при условии снижения цены на изделие и сохранения прежней величины маржинального дохода используется следующее соотношение:

                                              d0*Q0= d1*Q1,

откуда следует, что:

                                             ,

Где через «0» обозначено значение показателя в предшествующем периоде, а через «1» - значение показателя в отчетном периоде.

Для расчета критического уровня постоянных затрат (Cconstкр) используется исходная формула выручки:

                                         Мр=С=Сconst+cvar,

Отсюда

                               Сconst=Мр-сvar=Ц*Q-cvar*Q=Q(Ц-сvar),

    Отсюда 

                                                 .

Расчет уровня минимального маржинального дохода (в процентах к выручке) ведется по формуле

                               d в % к Мр= .

Расчет планового объема для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма расчетной (желаемой)  суммы прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле:                                              

                                            ,

Где Qпл- объем продаж, обеспечивающих получение плановой суммы прибыли,

 Ппл- плановая сумма прибыли.

             Данная формула прямо следует из определения маржинального дохода как суммы постоянных затрат и плановой прибыли. Для этого надо левую и правую часть формулы умножить на величину маржинального дохода в расчете на единицу изделия.

           Расчет объема продаж, дающего одинаковую прибыль по различным вариантам производства (различным вариантам технологам, структуры затрат и пр.). Количество вариантов не имеет значения.

Алгебраическое решение задачи содержится в следующей формуле (анализ двух вариантов):

                               (Ц1-сvar1)*Q-c1=(Ц2-сvar2)*Q-c2,

Отсюда и следует расчет величины объема продаж:

                                                  ,

Где с2,с1- постоянные затраты по различным вариантам,

d1,d2 – маржинальный доход на единицу изделия ( продукта) по различным вариантам.

Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического , при котором рентабельность равна нулю:

                                       ,

Где Мр- фактический объем реализации3.

           В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривает по крайней мере два варианта организации учета затрат.

 Первый из них – традиционный калькуляционный вариант, при котором калькулируется полная фактическая производственная себестоимость.

Второй вариант предполагает деление затрат на производственные (обусловленные ходом производственного процесса) и периодические (связанные более с длительностью отчетного периода). Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства», косвенные производственные затраты – по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы». В конце отчетного периода косвенные производственные затраты подлежат распределению. Периодические затраты (условно – постоянные) собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», но не включаются в себестоимость произведенной продукции, а списываются в конце отчетного периода на уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) записью «Дебет 90 – Кредит 26», что и является признаком использования элементов системы «директ-костинг» на отечественном предприятии. Выбранный предприятием вариант учета затрат и калькулирования себестоимости должен быть закреплен в учетной политике4 .

Следует отметить, что данный вариант использования элементов системы «директ-костинг» организован в единой системе счетов, то есть представляет собой вариант интеграции финансового и управленческого учета. Основой его организации можно назвать классификацию затрат на «затраты на продукт» и «затраты периода».

Впервые разрешение применять такой вариант учета затрат появилось в Письме Минфина СССР от 2 июля 1991 г. №40 «О рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях», где говорилось: «Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета (видов продукции, субъектов производства и т.д.) и недлительный цикл производственного процесса, учитывающие общехозяйственные (накладные) расходы обособленно от прямых, могут списывать их ежемесячно полностью на затраты от реализации продукции (работ, услуг)», что и подразумевало запись «Дебет 46 – Кредит 26».

С 1996 г. возможность этого варианта подтверждена Указаниями по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 году (Приложение 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 27 марта 1996 г. №31), где сказано, что «начиная с 1 апреля 1996 г. суммы общехозяйственных расходов, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», могут списываться в полном объеме ежемесячно в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»5.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г.6, подтверждает возможность использования системы «директ-костинг», поскольку п. 9 его содержит следующую формулировку:»… коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году признания их в качестве расходов по обычным видам деятельности»7 . Данное правило находит отражение и в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. №60н8.

 

 

 

  1. Метод высшей и низшей точки объема производства за период.

            Известно, что для целей управления прибылью и себестоимостью затраты классифицируются по различным признакам. Сущностью системы "директ-костинг" является разделение производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства.

          Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы «директ-костинг».

        В зарубежной практике для повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные предложен ряд эффективных практических методов: метод высшей и низшей точки объема производства за период; метод статистического построения сметного уравнения; графический метод и др.

          Для построения уравнения общих затрат и разделения их на по-стоянную и переменную части по методу высшей и низшей тачки используется следующий алгоритм:

            1) среди данных об объеме производства и затратах за период выбираются максимальные и минимальные значения, соответственно, объема и затрат;

           2) находятся разности в уровнях объема производства и затрат;

           3) определяется ставка переменных расходов на одно изделие путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период;

           4) определяется общая величина переменных расходов на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства;

          5) определяется общая величина постоянных расходов как разность между всеми затратами и величиной переменных расходов;

         6) составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства9.

 

 

  общие затраты = постоянные  +   ставка          *         объем

                                 расходы       переменных          производства

                                                         расходов

 

         Это уравнение называется также формулой гибкого бюджета (сметы), поскольку с ее помощью можно составить бюджет (смету) для любого уровня продукции предприятия.

         Графически уравнение затрат отображается прямой линией, проходящей через три характерные точки (рис. 1). На оси ординат (ось затрат на производство) линия проходит через точку, соответствующую величине постоянных расходов. Линия постоянных расходов параллельна оси абсцисс (ось объема производства). Линия затрат проходит также через точку пересечения максимального и минимального объемов производства с соответствующими значениями общих затрат на производство, т.е. чем выше объем выпуска, тем больше затраты на производство.

Степень реагирования издержек производства на изменения объема продукции может быть оценена с помощью так называемого коэффициента реагирования затрат. Этот коэффициент вычисляется по формуле:

К = C/   Q,


где К - коэффициент реагирования затрат на изменения объема производства;

    С - изменение затрат на период, %;


    Q ~ изменение объема производства, %.


Для постоянных расходов коэффициент реагирования затрат равен нулю (К=0). В зависимости от значения коэффициента реагирования выделяют типовые хозяйственные ситуации10 .

 

Затраты на производство

Линия изменения затрат,С




                      

                                                                                         Объем производства,Q

                                                            Рис.1.

 

Где АВС-линия изменения затрат,

       АД – линия  постоянных расходов,

       А- точка, соответствующая  величине постоянных затрат,

       В – низшая  точка объема производства (затрат),

       С- высшая точка объема производства ( затрат).

       Этот метод дает наиболее точные сведение только в области релевантности и может не давать нужных результатов вне ее.

Информация о работе Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»)