Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат в системе «директ-костинг».
Задачами контрольной работы являются:
- характеристика сущности системы «Директ-костинг»;
- анализ метода высшей и низшей точки объема производства за период;
- рассмотрение графического метода анализа учета «Директ-костинг».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………с.3
1. Основные положения системы «директ-костинг»………………...с.6
2. Метод высшей и низшей точки объема производства за период………………………………………………………………………..с.17
3. Графический метод……………………………………………....…с.21
Заключение……………………………………………………………...с.26
Список используемой литературы…………………………………….с.29

Файлы: 1 файл

контр. раб.Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»)..doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

        Из всей совокупности информации выбираем данные за два периода с максимальным и минимальным значениями объема производства.

           Определяем абсолютную величину постоянных расходов, которая для любого уровня производства остается неизменной. Вычисляем общую величину переменных расходов для максимального и минимального уровней производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства.

          Для графической интерпретации данного метода точки А и С есть пересечение линий затрат и объема соответственно для минимального и максимального уровней объема производства. Прямая АС - это линия поведения расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования. Точка пересечения этой линии с осью ординат для нулевого объема показывает величину постоянных расходов.

          Простота и доступность этого метода послужили причиной его широкого применения. Однако существенным минусом данного метода является тот факт, что надежность всецело зависит от выбора точек; при этом нужно исключать из расчета случайные, нехарактерные точки. Хотя отрицать тот факт, что, применяя этот метод распределения затрат на переменную и постоянную части, можно достаточно оперативно получить ориентировочные данные, которые по мере необходимости впоследствии могут быть перепроверены и уточнены, нельзя11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Графический метод.

Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли можно проводить и при помощи графика. Точнее, его следует назвать графиком взаимосвязи объема производства, себестоимости и выручки, так как значения именно этих показателей отмечаются по осям координат.

 

При построении графика делаются следующие допущения:

                        - существуют неизменные цены реализации, с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы, с другой стороны;

                        - затраты предприятия строго подразделяются на постоянные, которые остаются неизменными при значительных изменениях объема, и переменные, которые изменяются пропорционально объему;

         -  поступающая выручка пропорциональна объему реализации;

                      -  наличествует одна точка объема производства. Это допущение вытекает из перечисленных выше. На самом деле взаимосвязь показателей намного сложнее, и могут иметь место несколько точек критического объема производства;

                       - ассортимент изделий постоянный. Это допущение делается при выпуске нескольких изделий. Величина маржинального дохода и данном случае будет зависеть от ассортимента продукции, и поэтому точки критического объема производства при одинаковом уровне объемов будут различными для различного ассортимента производства и реализации;

   -  объем производства равен объему реализации.

Все графики взаимосвязи строятся, как правило, на измерении объема в физических единицах. Практически такой расчет возможен на предприятиях или в подразделениях, выпускающих изделия одно го вида.

На рис. 2 и 3 представлены графики зависимости между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли. При этом на рис. 2.10 поменяли местами переменные и постоянные расходы для того, чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.

 


Рис. 3. Зависимость между прибылью, объемом реализации  и                             себестоимостью.

В рыночных условиях предприятия постоянно ощущают необходимость проведения гибкой экономической политики в целях удержания и расширения своих позиций на рынке. Система «директ-костинг» - огромное поле для качественно нового подхода руководителей российских предприятий к принятию и обоснованию решений по выбору  вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цен на изделия, вариантов оборудования, технологии производства, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и т.д.

Результаты анализа переменных и постоянных затрат должны учитываться и при планировании дальнейшей деятельности предприятия. Оптимальным  должен считаться тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем производства и увеличить зону безопасности.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые в рыночных условиях должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер12.

  При графическом  методе нахождение точки безубыточности  сводится к построению комплексного  графика «издержки — объем  — прибыль».

     График  состоит из  двух прямых  – прямой, описывающей поведение совокупных затрат, и прямой, отражающий поведение выручки от  продаж продукции (работ, услуг, товаров), в зависимости от изменения объемов реализации13.

     На  оси абсцисс откладывается  объем  реализации (товарооборот) в  натуральных единицах измерения, на оси  ординат – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

     Зависимость  выручки от продаж (дохода) предприятия  от количества  проданных коробок  шоколада может  быть  представлена в виде:

     Далее находим порог рентабельности, т.е. выручку в точке безубыточности.

     Он  находится делением постоянных  расходов на маржинальность, которая  у нас  уже найдена во втором  способе  определения точки безубыточности.

     Маржинальный  доход – это разница между  выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров)  и переменными расходами.

     Кромка  безопасности - разность  между фактическим  объемом деятельности  и точкой безубыточности14.

     Проблема  определения точки безубыточности  приобретает  в  современных условиях  особое значение. Это важно  для  предприятий  при формировании обоснованных  цен на продукцию. Владея  рассмотренными выше  методами, бухгалтер- аналитик имеет  возможность  моделировать различные комбинации   объема реализации (товарооборота),  издержек и прибыли (наценки), выбирая из них  наиболее приемлемый, позволяющий  предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы  инфляции, но и  создать условия для расширенного производства.

     Вместе  с тем  необходимо  иметь в  виду, что  рассмотренные  выше  методики анализа  могут быть применены  лишь при принятии  краткосрочных  решений. Во – первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную  перспективу, с их помощью осуществлена  быть не может. Во- вторых, анализ безубыточности  производства даст надежные результаты  при соблюдении  следующих условий и соотношений:

- переменные расходы и выручка  от продаж имеют   линейную зависимость от уровня производства;

- удельные переменные затраты и цены остаются  неизменны в течение всего планового периода;

- структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;

- поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;

- на конец  анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е.  объем продаж соответствует объему т производства.

      Несоблюдение  даже одного из  этих условий  может привести  к ошибочным результатам.

    

 

 

 

 

                                               Заключение.

Система «Директ-костинг» представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.

Одним из ключевых показателей системы «Директ-костинг» является маржинальный доход, представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинального дохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает «вклад» данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым – в общую сумму прибыли предприятия. Важнейшей особенностью системы «директ-костинг» является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов. Другими словами, постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а как расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они были произведены. В то же время отдельный учет постоянных затрат дает возможность менеджерам осуществлять более оперативный их контроль и регулирование.

В качестве постоянных расходов выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе «директ-костинг» по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные затраты – лучше контролируемыми. Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.

С помощью системы «Директ-костинга» обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению дополнительного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.

Система «Директ-костинг» позволяет определять формы зависимости затрат от объемов производства; получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж; рассчитывать критическую точку объема продаж; оптимизировать товарный ассортимент; прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов; принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса; проводить эффективную ценовую политику; решать тактические задачи управления предприятием. На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они, хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность организации, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности.

Одним из важных преимуществ использования в учете системы «директ-костинг» является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по организации в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами.

С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, организация оптимизирует свой ассортимент. Благодаря использованию системы «Директ-костинг» значительно расширяются аналитические и контрольные возможности учета: анализируя поведение переменных и постоянных затрат в зависимости от изменения объемов продаж, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, особенно касающиеся выбора между альтернативными вариантами действий. Раздельное отражение в учете позволяет более четко отслеживать и контролировать как переменные, так и постоянные производственные издержки в разрезе подразделений организации, товарных групп и сегментов рынка.

Размещено

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

      1. Безруких П.С., Кашаев А.Н., Комиссарова И.П. Учет затрат и калькулирование в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 2002.
      2. Безруких П.С. Учет и калькулирование себестоимости продукции. – М.: Финансы, 2003.
      3. Волкова О.Н. Управленческий учет. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
      4. Волошин Д.А. Методы распределения затрат на переменные и постоянные. // Экономический анализ: теория и практика//М., 2007.
      5. Герасимова В.Д., Пименова Е.М. Анализ и диагностика коммерческой деятельности предприятия. Изд.: СГЭУ, 2004.
      6. Приказ от 27 марта 1996 г. N 31 «О  типовых формах квартильной бухгалтерской отчетности организации и указаниях по их заполнению в 1996 году».http://base.consultant.ru/
      7. Приказ от 6 мая 1999 г. N 33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. http://base.consultant.ru/
      8. Приказ от 28 июня 2000 г. N 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации». http://base.consultant.ru
      9. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2001.

 

 

 

 

 

1 Волкова О.Н. Управленческий учет. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. с58.

 

2 В.Д. Герасимова,Е.М. Пименова. Анализ и диагностика коммерческой деятельности предприятия. Изд.: СГЭУ, 2004, с. 52.

3 В.Д. Герасимова,Е.М. Пименова. Анализ и диагностика коммерческой деятельности предприятия. Изд.: СГЭУ, 2004, с. 61.

4 Безруких П.С., Кашаев А.Н., Комиссарова И.П. Учет затрат и калькулирование в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 2002. с.124.

5 Приказ от 27 марта 1996 г. N 31 «О типовых формах квартильной бухгалтерской отчетности организации и указаниях по их заполнению в 1996 году».http://base.consultant.ru/

Информация о работе Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»)