Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:28, практическая работа
Целью практической работы является анализ прибыли и рентабельности ЧУ Санаторий-Профилакторий «Леневка» (пищеблок) и выявление путей повышения данных показателей в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
провести анализ прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»;
разработать направления повышения прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка».
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Прибыль производственного предприятия:
1.1 Понятие, значение, виды и функции прибыли………………………5
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли……....11 1.3 Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……………………………………………………………………...14
1.4 Анализ распределения и использования чистой прибыли………....18
2. Рентабельность производственного предприятия:
2.1 Понятие рентабельности и его сущность…………………………....27
2.2 Показатели рентабельности…………………………………………..31
3. Анализ прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка»:
3.1 Характеристика объекта исследования……………………………...37
3.2 Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»………………………………………………………44
3.3 Анализ прибыли предприятия общественного питания……………47
3.4 Анализ рентабельности предприятия………………………………..50
3.5 Анализ рентабельности производства продукции………………….53
Заключение……………………………………………………………………….57
Список используемой литературы……………………
Таблица 2.3.1.
Анализ финансовых результатов
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Откл. 2011 г. от 2010 г. (+,-) |
Откл. 2012 г. от 2011 г. (+,-) | |||
∑ |
% к обороту |
∑ |
% к обороту |
∑ |
% к обороту | |||
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
Товарооборот общественного |
6263 |
- |
7273 |
- |
7672 |
- |
1010 |
399 |
Валовая прибыль |
3353 |
53,54 |
3812 |
52,41 |
3926 |
51,17 |
459 |
114 |
Расходы общественного питания |
3219 |
51,4 |
3622 |
49,8 |
3659 |
47,69 |
403 |
37 |
Доходы от реализации |
134 |
2,1 |
190 |
2,6 |
267 |
3,48 |
56 |
77 |
Операционные доходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Операционные расходы |
- |
- |
- |
- |
50 |
0,65 |
- |
50 |
Внереализационные доходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внереализационные расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Чистая прибыль |
101 |
1,61 |
145 |
1,99 |
170 |
2,22 |
44 |
25 |
Как видно из таблицы 2.3.1., наблюдается тенденция роста всех показателей прибыли. Увеличился показатель доходов и расходов по обычным видам деятельности на 459 тыс. руб. (13,69%) в 2010 г. по сравнению с 2010 г., а в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличение составило в сумме 114 тыс.руб. Возросла прибыль от продаж в 2010 году против предыдущего 2010 года на 56 тыс. руб. (41,79%) и в отчетном 2012 году против предыдущего на 77 тыс.руб. (40,53%). Соответственно увеличился показатель чистой прибыли на 44 тыс. руб. в 2011 году и на 25 тыс.руб. в 2012 году, ее прирост составил 43,56% и 17,24% соответственно. Это связано прежде всего с увеличением объема реализуемой продукции в анализируемом периоде (2010-2012 гг.), а также с снижением уровня расходов общественного питания с 51,4% до 47,69% к обороту.
По данным таблицы 2.3.1. построим график (рисунок 2.3.1.).
Рисунок 2.3.1. Динамика прибыли столовой санатория – профилактория «Леневка» за 2009 - 2011 гг.
Как видно из представленной диаграммы в период с 2010 - 2012 гг. наблюдается устойчивый рост прибыли. Это положительный момент, он показывает, что предприятие динамично развивается, увеличивает объем производства и реализации.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Расчет основных показателей рентабельности произведем в таблице 2.4.1.
Таблица 2.4.1.
Анализ показателей рентабельности пищеблока санатория-профилактория
Показатели |
Расчет |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Валовая маржа, % |
Валовая прибыль/Выручка*100 |
53,54 |
52,41 |
51,17 |
Рентабельность продаж, % |
Прибыль от продаж/Выручка*100 |
2,14 |
2,61 |
3,48 |
Коэффициент затрат |
Себестоимость проданных товаров /Выручка |
0,46 |
0,48 |
0,49 |
Коэффициент управленческих и коммерческих затрат |
Управленческие и коммерческие затраты /Выручка |
0,51 |
0,49 |
0,48 |
Рентабельность основной деятельности, % |
Прибыль от продаж/Себестоимость |
4,6 |
5,49 |
7,13 |
Рентабельность активов, % |
Прибыль до н/о и %/Активы*100 |
29,0 |
41,13 |
38,68 |
Рентабельность капитала собственного, % |
Прибыль чистая/Капитал собственный*100 |
25,06 |
36,71 |
41,26 |
Коэффициент окупаемости собственного капитала, лет |
Капитал собственный/Прибыль чистая |
3,99 |
2,72 |
2,42 |
Анализируя относительные показатели эффективности деятельности предприятия необходимо отметить наличие как положительных, так и отрицательных моментов. Так в 2011 и 2012 годах заметно возросла рентабельность продаж, ее величина составила чуть больше 3,5%, тогда как в 2010 году ее уровень составлял всего лишь 2%. Другим положительным моментом является сокращение доля коммерческих и управленческих расходов в общем объеме реализации, если в 2010 году их удельный вес был 51%, в 2011 – 49%, то в 2012 году всего лишь 88%.
Негативным моментом является повышение коэффициента затрат. Так в 2010 - году на один рубль объема реализованной продукции приходилось 46 копеек затрат, в 2011 году данный показатель заметно увеличился до 48 копеек, и в 2012 году наблюдается еще повышение до 49 копеек.
Показатель рентабельности основной деятельности в 2012 году составил 7,13%, что, в общем-то, является неплохим результатом. Положительным моментом является значительное увеличение данного показателя по сравнению как с 2011 годом так и с 2010 годом.
Для собственников предприятия интересен показатель, характеризующий доходность вложенного капитала – это рентабельность собственного капитала. Данный показатель за рассматриваемый период вырос с 25,06% до 41,26%, что говорит о росте доходности вложенных средств. Другой положительный результат деятельности столовой санатория-профилактория «Леневка» - сокращение срока окупаемости собственного капитала, если в 2010 году срок окупаемости составлял 3,99 года, то в 2012 – 2,42 года.
Характеризуя рентабельность активов можно также отметить положительную тенденцию данного показателя. Так показатель рентабельности активов за анализируемый период вырос с 29% до 38,68%.
Представим графически динамику изменения показателей рентабельности столовой санатория-профилактория «Леневка» на рис. 2.4.1.
Рис.2.4.1. Динамика
основных показателей рентабельности
пищеблока санатория-
3.5 Анализ рентабельности производства продукции
Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.
Рентабельность производства продукции определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных активов. Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем продажи продукции (N), то формулу рентабельности производственной деятельности можно представить в следующем виде:
k = (N/F+E) × (Р/N),
где: k – рентабельность производственной деятельности;
Р – чистая прибыль;
N – выручка от продажи продукции, работ, услуг;
F – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
E – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.
Из приведенной формулы следует, что рентабельность производственной деятельности зависит от изменения двух факторов:
Определить влияние перечисленных факторов можно методом цепных подстановок.
Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов (f):
Dk(f ) = (N1 /F1+E1) × ([Р0 /N0] – [N0/F0+ E0] × (Р0/N0), (2.4.1.2.)
Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности продаж (kp):
Dk(kp) = (N1/F1+E1) × (Р1/N1) – (N1/F1+E1) × (Р0/N0) (2.4.1.3.)
Расчет влияния факторов на рентабельность производственной деятельности можно произвести на основе приведенных данных таблицы 2.4.1.1.
Таблица 2.4.1.1.
Рентабельность производства продукции
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отклонение 2011 г. от 2010 г. |
Отклонение 2012 г. от 2011 г. |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
1. Чистая прибыль, тыс.руб. |
101 |
145 |
170 |
44 |
25 |
2. Выручка от продаж товаров, работ, услуг, тыс.руб. |
6263 |
7273 |
7672 |
1010 |
399 |
3. Стоимость основных |
245 |
226 |
308 |
-19 |
82 |
4. Стоимость материальных |
216 |
236 |
253 |
20 |
17 |
5. Итого стоимость |
461 |
462 |
561 |
1 |
99 |
6. Рентабельность производства (1/5), % |
21,91 |
31,39 |
30,3 |
9,48 |
-1,09 |
7. Фондоотдача производственных фондов (2/5) |
13,59 |
15,74 |
13,68 |
2,15 |
-2,06 |
8. Рентабельность продаж от чистой прибыли (1/2) |
0,0161 |
0,0199 |
0,0221 |
0,0038 |
0,0022 |
На основе приведенных данных в таблице 2.4.1.1. можно определить условный уровень рентабельности производства (kу), рассчитанный, исходя из уровня фондоотдачи производственных фондов отчетного периода и рентабельности продаж базисного периода, т.е.
k у2007г. = 15,74 × 0,0161 = 0,253
k у2008г. = 13,68 × 0,0199 = 0,272
Уменьшение реализации на один рубль производственных фондов в 2011 году повысило рентабельность производства на 3,43% (25,34 – 21,91), а увеличение прибыли, приходящейся на один рубль продаж, привело к росту рентабельности производства на 6,05% (31,39 – 25,34).
Увеличение реализации на один рубль производственных фондов в 2012 году снизило рентабельность производства на 4,17% (27,22 – 31,39), а увеличение прибыли приходящейся на рубль продаж, привело к росту рентабельности производства на 3,08% (30,3 – 27,22).
Каждый из рассмотренных выше факторов является сложным, зависящим в свою очередь от ряда других факторов второго порядка. Например, реализация, приходящаяся на один рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Изменение уровня прибыли, приходящейся на один рубль продаж, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения качества продукции и цен на нее, от результатов прочей деятельности предприятия.
Чтобы определить раздельное влияние фондоотдачи основных производственных фондов и оборачиваемости материальных оборотных средств на рентабельность производства, используется способ долевого участия. Согласно этому способу отклонение рентабельности отчетного периода от базисного за счет изменения реализации на один рубль фондов распределяется между фондоотдачей основных производственных фондов (kf), и оборачиваемостью материальных оборотных средств (ke), пропорционально изменению их величины с учетом изменения объема реализованной продукции.
Влияние фондоотдачи основных производственных фондов (kf) на рентабельность производства (k) можно определить по следующей формуле:
Dk(kf)2007г. = 3,55×[(226-245×1,61) / (226+236)-(245+216)×1,61] = -67,45
Dk(kf)2008г. = -4,17×[(308-226×1,99) / (308+253)-(226+236)×1,99] = -3,454
Влияние оборачиваемости материальных оборотных средств (ke) на рентабельность производства (k) можно определить по следующей формуле:
Dk(ke)2007г. = 3,55×[(236 -216×1,99) / (226+236)-(245+216)×1,61]= 87,76
Dk(ke)2008г. = -4,7×[(253 -236×2,21) / (308+253)-(226+236)×1,99]= -0,893
Результаты факторного
анализа свидетельствуют о том,
что эффективность
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности ЧУ Санаторий-Профилакторий «Леневка»