Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить прибыль как экономическую категорию и виды прибыли;
· определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
· выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на КФХ Кузнецов;
· проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на КФХ Кузнецов
Введение………………………………………………………………………….3
1.Цели,задачи информационная база анализа прибыли..………………….5
2.Анализ состава и структуры финансового результата .………………... 10
3. Факторный анализ прибыли от продаж………………………………….12
3.1.Анализ группы показателей рентабельности…………………………..16
3.2.Пути и методы увеличения прибыли и
рентабельности на сельхозпредприятии КФХ Кузнецов …………….19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………. .25
Приложение……………………………………………………………………
г) по видам ресурсов (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые);
д) по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация деятельности) и т. д.
В процессе построения системы
информационного обеспечения
3) нормативно-справочные показатели. Основу этой системы показателей составляют различные нормы и нормативы, разработанные в рамках самого предприятия, – нормативы численности, нормативы затрат времени, нормативы обслуживания, нормативы удельных расходов сырья и материалов и т. д. Эта система показателей дополняется различными справочно-нормативными показателями, действующими в целом в стране или в отрасли: нормы амортизационных отчислений, нормы отчислений прибыли в резервный фонд, ставки налогов, сроки уплаты налогов, проценты за кредит и т. д.
Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную не только на принятие стратегических решений, но и на эффективное текущее и оперативное управление формированием прибыли с учетом всех факторов, влияющих на величину прибыли.
2.Анализ состава и структуры финансового результата.
В условиях рыночных отношений основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям её деятельности.
Различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов. Администрацию фирмы интересует одно, налоговые органы – другое, а потенциальных инвесторов - третье.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает в себя различные элементы.
Остановимся на анализе динамики и структуры финансовых результатов.
Цель анализа– определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов прибыли, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия.
Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности:
3. Факторный анализ прибыли от продаж.
Анализ формирования
прибыли на предприятии
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:
- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный” анализ);
- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ).
Для оценки и анализа
уровней и динамики
Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года за 9 месяцев 2010 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).
Наиболее отрицательным
моментом явилось значительное
снижение показателя чистой
Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2010 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2009 году — 99,57%. При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности. Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли. К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.
Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (см. Приложение, таблица 1.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.
Определяем степень влияния
на прибыль отдельных факторов:
а) Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на предприятии, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию. Данное влияние рассчитывается следующим образом:
DP1=N10-N1
DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.
Эта дополнительная прибыль получена, в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции. Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.
б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).
DP2=P0*K1-P0
где, K1 — коэффициент роста объема продукции: K1=S10/S0
DP2=1393799-1393799=-217587 тыс. руб.
Таким образом, влияние
фактора снижения объема
в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.
DP3=P0*(K2-K1)
где K2=N10 / N0 .
DP3=1393799*(-)=5,84 тыс. руб.
Полученная положительная
величина демонстрирует, что в структуре
продукции произошли
г) Расчет влияния на прибыль
изменения себестоимости. Коэффициент
выражается разницей между базисной
полной себестоимостью фактически реализованной
продукции и фактической
DP4=S10-S0.
DP4=12423729-166229388=-
Столь значительное изменение
себестоимости поддается
Как видно из таблицы 1.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.
д) Расчет влияния на прибыль
изменений себестоимости за счет
структурных сдвигов в составе
продукции исчисляется
DP5=S0*K2-S10.
DP5=14721995*0?8438931-
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DP6.
Сумма факторных отклонений
дает общее изменение прибыли
от реализации товарной
DPа=P1-P0.
где P1 и P0 — прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; DPа —общее изменение прибыли от реализации товарной продукции .
DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).
или:
DPб=где DPi — изменение прибыли за счет i-го фактора.
DPб==4252671+(-217587)+5,854+(
Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить таблицу 1.4. «Факторы, воздействующие на прибыль» (см Приложение таблица 1.4).
Данные таблицы 1.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.
Качественный анализ
факторов позволяет сделать
3.1.Анализ группы показателей рентабельности
Анализ рентабельности на КФХ Кузнецов будет строиться исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности предприятия.
а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.
Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно.
K0=
;
K1=
Влияние фактора изменения цены на продукцию:
DKN=
.
Влияние фактора изменения себестоимости:
DKS=
DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76%
Таким образом, за счет
Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.
Суммарное влияние этих факторов
дало общее снижение рентабельности
на 1,76%. Выполняется условие, о том, что
при более быстром росте себестоимости
по сравнению с ростом прибыли от реализации
общая рентабельность продукции снижается
адекватно интенсивности этих изменений.
б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность
производства, будет проводиться методом
цепных подстановок.
В данной работе используется
трехфакторная модель, позволяющая
рассчитать изменение рентабельности
производства по трем факторам: рентабельности
продукции, фондоемкости продукции
и оборачиваемости оборотных
средств.
В основе модели лежит соотношение:
R=
;
где: R — рентабельность предприятия;
P — прибыль от реализации продукции;
K — капитал предприятия (стоимость активов
- оборотных средств и основных фондов).
С учетом перечисленных выше факторов,
формула примет вид:
R=
;
где: F — основные производственные фонды
предприятия;
E — оборотные средства предприятия;
—рентабельность продукции;
— фондоемкость продукции;
— оборачиваемость продукции.
Факторный анализ будет строиться в таблице
1.5. (см. Приложение)
На основании таблицы 1.5 построим таблицу1.6
– таблицу отклонений. (см. Приложение)
Показатели, сведенные в таблицах 1.5. и
1.6. предназначены для дальнейшего использования
в факторном анализе рентабельности предприятия.
Из таблицы 1.6. видно, что общий прирост
рентабельности предприятия за год (DR)
составил -0,0222 или -2,22%. Рассмотрим, какое
влияние на эти изменения оказали различные
факторы.
1.Влияние фактора рентабельности продукции
а) рассчитываем условную рентабельность
по прибыльности при условии, что изменилась
только рентабельность продукции, а значение
остальных факторов остались на уровне
базисных:
.
б) выделяем влияние фактора прибыльности
продукции:
2. Влияние фактора изменения фондоёмкости:
а)
б)
3. Влияние фактора оборачиваемости оборотных
средств:
а)
б) выделяем влияние фактора оборачиваемости
оборотных средств:
Итак, суммарное влияние факторов:
Анализируя полученные результаты, можно
сделать некоторые выводы:
n общая рентабельность предприятия за
отчетный год снизилась на 2,22%, причем
снижение рентабельности вызвано, прежде
всего, значительным падением показателя
рентабельности продукции (-2,66%), а также
ухудшением использования оборотных средств
(на 0,55%);
n некоторые позитивные сдвиги наблюдаются
в отношении использования основных фондов
– за счет уменьшения среднегодовой стоимости
ОПФ при одновременном росте показателя
реализации ТП, что дало небольшой прирост
в общей рентабельности предприятия.
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности, и их роль в финансовой устойчивости предприятия